СМИ: Украина отказала Венгрии в создании административного района в Закарпатье

Киев, 23 января 2012, 15:32 — REGNUM  "В середине декабря в безоблачных до того украинско-венгерских двусторонних отношениях появилась первая тучка: на заседании смешанной венгерско-украинской межправительственной комиссии по вопросам обеспечения прав национальных меньшинств не был подписан протокол. За всю 18-летнюю историю существования комиссии такое случилось впервые", - пишет украинская газета "Зеркало недели", (№2, 21 -28 января).

"По регламенту, комиссия собирается каждый год, однако последние три года она не заседала вообще... И вот 19-20 декабря прошлого года, после трехлетнего перерыва, комиссия (с украинской стороны ее сопредседателем был первый заместитель министра культуры и туризма Юрий Богуцкий, а с венгерской - заместитель госсекретаря по делам национальных отношений Жужанна Рейпаши) собралась в Будапеште снова. Чтобы закончиться ничем. Камнем преткновения стали два пункта, на которых настаивала венгерская сторона. Первый - о создании в Закарпатье Притисянского административного района с компактным проживанием венгров. Второй - обеспечение Украиной условий для прохождения в Верховную раду представителя венгерского меньшинства", - говорится в материале.

"Притисянский район - давняя мечта венгерских организаций Закарпатья. Они хотят изменить административные границы нескольких районов Закарпатья и на их базе создать один (с теми же функциями, как и у любого другого административно-территориального района Украины), охватывающий 110-120 тысяч закарпатских венгров (всего в Закарпатье проживает около 150 тысяч венгров, или 12,1% от общего количества населения). Желание венгров сохранить свою самобытность и компактность путем создания "собственного" района понятно. Как и понятно прохладное отношение к этой идее Украины. Во-первых, создать отдельный район непросто исключительно с технической точки зрения. Согласно Земельному кодексу Украины, это компетенция Верховной Рады, в которую должно поступить представление Закарпатского областного совета. Перед этим сельские и поселковые советы должны инициировать и провести референдумы, результаты которых утверждают районные советы. Но это только техническая сторона вопроса. Главное - что Закарпатье многонациональный край, поэтому создание территориально-административной единицы только для венгров было бы несправедливым в глазах других национальных меньшинств (которые также могут претендовать на "собственные" районы), а перекраивать границы области по национальному признаку - вообще недопустимо. В конце концов, нельзя не принимать во внимание и тот нюанс, что такие образования могут способствовать возникновению сепаратизма", - отмечает далее газета.

"Что же касается второго вопроса - прохождения венгерского представителя в Верховную раду Украины - то венгерская сторона, в качестве аргумента ссылалась на собственное избирательное законодательство, изменения в которое были приняты в прошлом году. Согласно новому закону о выборах, признанные на государственном уровне национальности (а таких всего 14, в том числе украинская и русинская) могут избирать в парламент своих представителей. Правда, такая возможность предоставляется только теоретически", - подчеркивает издание. "Украинское избирательное законодательство, как известно, не предусматривает такого понятия, как округ для отдельных национальностей, и ввести его до ближайших парламентских выборов абсолютно нереально. Но каждый раз, когда на Украине проходили мажоритарные выборы (в 1994, 1998 и 2002 гг.), в округе, охватывающем венгроязычные Береговский и Виноградовский районы Закарпатья, всегда побеждал венгерский кандидат. На этот раз венгры опасаются, что все будет по-другому. И, наверное, имеют для этого определенные основания. Шесть закарпатских мажоритарных округов уже неофициально разделены между Партией регионов и "Единым центром" - по три каждому. Так называемый венгерский округ, куда входят Береговский и Виноградовский районы, согласно этому делению, достался представителю регионалов - первому заместителю губернатора области Ивану Бушку. Границы округов Центризбирком еще не устанавливал, но венгры уверены: они будут подкорректированы под провластного кандидата таким образом, что венгерское население окажется в меньшинстве. Вот почему венгерская сторона на обеспечении условий для прохождения депутата от своего меньшинства настаивала особенно активно", - говорится в статье.

Как стало известно изданию, в первый день заседание продолжалось до двух часов ночи, при этом украинская сторона постоянно ощущала на себе прессинг венгров. "В какой-то момент представитель Украины даже предупредил, что если вопросы не будут обсуждаться взвешенно, украинская делегация покинет зал заседаний. До такого демарша не дошло, но протокол в результате так и не был подписан", - подчеркивается в материале.

Вывод газета делает следующий: "Результат работы межправительственной комиссии можно считать прямым отражением политики венгерского премьера Виктора Орбана. Он значительно усилил работу на внешнем направлении и объявил приоритетом защиту интересов зарубежных венгров. Политика Венгрии уже вызвала ряд резких заявлений со стороны ее стран-соседей, в которых живет венгерское меньшинство, прежде всего Словакии и Румынии. Украина активность своей соседки всегда воспринимала, высказываясь дипломатическим языком, - мягко, а говоря по существу - никак. Она проигнорировала признание Венгрией на официальном уровне русинской национальности, закрыла глаза на венгерский закон о двойном гражданстве, действие которого распространяется на закарпатских венгров, не обращает внимания на принятие закарпатскими венграми присяги на верность Венгрии. Самое слабое звено, как известно, рвется первым, поэтому Киеву следует быть готовым к дальнейшей активизации Будапешта в этом направлении".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail