Итоги 2011 года: "Белоруссия превратилась в "человейник", населённый моральными инвалидами"; Перспектива политической реформы: рискнёт ли Лукашенко сыграть в "управляемую демократию"?; Минск-Москва: Чем обернётся для Белоруссии коллапс России?; Экономика: удастся ли властям "социалистическая приватизация"?

Итоги 2011 года: "Белоруссия превратилась в "человейник", населённый моральными инвалидами"

Итоговые оценки 2011 года серьезно расходятся, пишет "Наше мнение". Впереди действительно очередной непростой год - "Год Дракона". Хотя можно сказать, что все последние годы были для нашей власти непростыми и "рубежными". Очевидным рубежом стало 19 декабря 2010 года. Это был момент полной утраты легитимности в глазах цивилизованного мира. 2011 год стал годом краха "уникальной белорусской модели". Может быть, вскоре и наступит некоторое улучшение ситуации, но модель уже будет другой, старая "умерла" в 2011 году. И 2012 год обещает стать очередным рубежом, хотя серьезных катаклизмов вроде бы пока и не предвещает. Ведь восстановление российских дотаций в известном объеме как будто гарантирует сохранение пресловутой "стабильности". Однако, уже очевидно, что этих дотаций если и хватит для выживания системы на минимальном уровне, но не хватит для поступательного развития страны. Тем более что после полного восстановления российских дотаций наши власти полностью оставили даже мысли о реформировании системы. В общем, курс у нас правильный и менять ничего тут никто не собирается. На слухах о борьбе "консерваторов" и "реформаторов" во власти поставлен крест. Поэтому можно смело говорить, что российские дотации окончательно погубят, а не возродят нашу экономику. Хотя сами дотации и не виноваты, ведь их можно было использовать на благо реформ, но используют их на дело обеспечения "стабильности" и консервации системы в неизменном виде. Так что остается лишь надеяться, что нашу экономику реформируют уже новые хозяева - россияне. Хотя это не очень радостная надежда.

Правда, совсем недавно, наш глава государства заговорил о неких теоретически возможных когда-нибудь политических реформах, продолжает издание. Но никакой конкретики нет даже на словах, и очень сомнительно, что последует что-то реальное на деле. И это больше похоже на "предпродажную подготовку" осенних выборов, чем на озабоченность реформированием системы. Тем более, что оно, то есть коренное реформирование системы, уже и невозможно, как мне кажется. Да и зачем, если дотации вернулись.

Так что деградация белорусской социально-политической системы с очень большой вероятностью продолжится, а российские дотации сделают ее необратимой, говорится в статье. Дотации без реформ и технологий - это не лекарство, а наркотик для больного организма. Обезболивает, но ускоряет гибель. Впрочем, в нашем случае динамику процессов российские дотации должны замедлить. Это будет нечто похожее на угасание СССР времен Черненко. Наш ВВП, реальный, а не статистический ВВП, будет падать, но не очень сильно. Реальные, опять же не статистические, доходы населения будут и дальше снижаться, но не так катастрофически, как в этом году. Активная часть населения и бизнес продолжат "исход", но это уже не будет никого шокировать. Примерно тоже происходило и с СССР после смерти Андропова. Новый генсек правил, как тогда говорили, "не приходя в сознание", страна же деградировала - все это "без потерь и катастроф", выражаясь словами нашего руководителя. Все это и сделало неизбежной "перестройку". Ведь в итоге этой стабильной деградации всем, даже партноменклатуре, стало окончательно очевидно, что дальше так нельзя, и что такая "стабильность" неприемлема. Так и "Год Дракона" может пройти особых "потерь и катастроф" - разве что МАЗ, вероятно, придется потерять, "Нафтан", МТС, и еще что-нибудь. Теоретически "стабильность" будет обеспечена. Правда, к концу года, возможно, всем уже окончательно станет ясно, что дальше так нельзя. В дополнение ко всему, дотации делают белорусский режим крайне зависимым от настроения "старшего брата". Теперь все уже прекрасно знают, что происходит с белорусской экономикой при сокращении дотаций. Поэтому и "дожимать" нас можно уже смело. Еще одного обвала, как в этом году, не выдержат ни экономика, ни население. А обвал при прекращении дотаций будет не в пример сильнее нынешнего.

И Белстату в текущем году будет сложно "рисовать" "бурный рост" ВВП и доходов населения. Практически все экономические показатели резко просели уже к концу 2011 года, пишет "Наше мнение". И нельзя ожидать, что ситуация чудесным образом выправится прямо с самого начала 2012 года. Прогнозы на весь будущий год тоже не радуют. Всемирный банк резко снизил годовой прогноз роста экономики Белоруссии. Если в июне 2011 года международные эксперты прогнозировали, что в 2012 году ВВП Белоруссии вырастет на 3%, то в январском докладе "Глобальные экономические перспективы на 2012 год", они скорректировали этот показатель до 0,5%. В 2013 году эксперты Всемирного банка прогнозируют рост ВВП в 3,5%, хотя еще полгода назад их прогноз был 4%. Мне кажется, ситуация реально будет еще хуже. Но экспертов ВБ винить в некомпетентности нельзя, они вынуждены строить прогнозы, опираясь исключительно на данные нашего Белстата. Правда, даже в этом случае прогноз на 2012 год получается для нас неутешительным. В конечном счете, мы же в этой стране ходим в магазины. А как говорил Наполеон Бонапарт, я могу обмануть профессоров и журналистов, но не могу обмануть парижскую домохозяйку, которая ежедневно ходит на рынок.

Нельзя сказать, что совсем исчезли и протестные настроения в обществе, продолжает издание. Более того, они нарастают и распространяются. Только протест "трудящихся" принимает не те формы, на которые рассчитывала "штатная" оппозиция. Люди не бегут с флагами на "пулеметы", они борются за выживание и только. Но эта борьба за выживание объективно оборачивается против власти, которая это выживание не может народу обеспечить. Миграция - тоже своего рода форма протеста, которая отнюдь не ведет к расцвету, но усугубляет деградацию системы.

Серьезное влияние на Белоруссию может оказать и вторая волна мирового кризиса, говорится в статье. Пока мы злорадствуем, совершенно не понимая, что в первую очередь в кризис гибнут слабые. А мы и есть самые слабые в этой части света, в "центре Европы". На порядок слабее Греции, если отбросить российские дотации. Однако, вторая волна мирового кризиса может прийти к нам именно из России, которая вроде бы вновь оградила Белоруссию от проблем "западного" мира. Это да, но сама Россия от мировой экономики не изолирована. И если мировой кризис будет углубляться, он неизбежно затронет и Россию. А через Россию вторая волна кризиса зацепит и нас. Так что злорадствуем мы рано, кризис убивает самых слабых, а мы не так сильны, как на экране БТ.

Конечно, такого "отсутствия" потерь и катастроф, как в 2011 году, можно не ожидать, пишет издание. Но вот дальнейшее ухудшение ситуации неизбежно. Правда, в 2012 году нас ожидают очередные выборы, а это для нашей власти всегда катализатор неприятностей и потрясений. Так что конец года может оказаться более бурным, чем его первая половина, резюмирует "Наше мнение".

В истекшем 2011 году случился никем не оспоримый факт: лайнер "Белоруссия" совершил вынужденную и жесткую посадку, пишет "Белорусы и рынок". Попросту говоря, сел на брюхо.

Как всегда, факт объективен, комментарий свободен, продолжает издание. Например, официальные интерпретаторы утверждают: страна все выдержала и прочно встала на ноги. Резон в таких утверждениях есть. Позиция на самом деле зафиксирована четко. Ведь падение рядовой заработной платы до 200 USD является лучшей гарантией стабильности: хоть стой, хоть падай, ничего не изменится. Это год назад можно было верить и мечтать, что зарплата, как это решило вышеупомянутое высокое собрание, поднимется и до 1.000 USD, а к завершению активной политической жизни нынешнего главы страны белорусы будут иметь такие же уровень и качество жизни, как нынешние среднестатистические европейцы. Дело в констатации медицинского факта: проект "сильной процветающей Белоруссии" провалился с треском, говорится в статье. Как у Державина: где стол был яств, там гроб стоит. Гроб наших надежд, гроб надежд подавляющего большинства - сторонников и оппозиционеров, активистов и пофигистов, западников и славянофилов.

Приходится только сожалеть, что в нашей стране генераторы абсурдных идей и архитекторы шизофренических проектов растворяются в коллективном творчестве разных НИИ и аналитических центров, пишет "Белорусы и рынок". Коллективизм в творчестве это очень, пардон, по-колхозному: участвуют все, не отвечает никто.

Завоевать мир не получилось - решили вторгнуться в Евразию, продолжает издание. Весьма, надо сказать, условную, поскольку к ней собственно Азия никакого отношения не имеет. Население Казахстана и Сибири составляет доли процента азиатского населения. А такие гиганты, как Китай и Япония, если они примут всерьез приглашения присоединиться к этому "тройственному союзу", сделают это в силу необходимости по ужасному для нынешних евразийцев сценарию. "Антанта" получится на зависть всем. Впрочем, ограничение себя обязательствами перед евразийцами хоть и непродуктивно с точки зрения перспективы, но объяснимо ввиду принципиальной оппозиции Западу. Но даже с учетом этих обстоятельств невозможно понять преподносимую в качестве стратегической концепцию импортозамещения. Это что ж, Белоруссия рассчитывает получать от партнеров на льготных условиях сырье и энергоносители, закрыв при этом внутренний рынок от партнерского ширпотреба? Похоже, наигрались в геополитику - от завоевания рынков с помощью высокотехнологичной продукции перешли к приоритетному развитию производства отечественных памперсов.

Вручая на днях президентские премии "За духовное возрождение" и другие специальные премии деятелям культуры и искусства, Александр Лукашенко заявил, что белорусы сохранили независимость, гражданский мир и согласие, одержали моральную победу и сумели построить общество, основанное на законах совести, справедливости и заботы о человеке, говорится в статье. Интересно, как вообще составляются тексты президентских речей. Если это делают спичрайтеры, то в шею надо гнать таких. Что это за "законы совести"? Нет таких законов и никогда не было. Совестью руководствуются в своем поведении индивиды, чиновники - законами. Принимают законы органы власти, трактуют - органы надзора, применяют - судебные органы, а уточняют министерства, издающие подзаконные акты, пропитанные духом ведомственного эгоизма, в результате чего от общественной потребности, сподвигнувшей законодателя принять тот или иной закон, ничего не остается. Так в Белоруссии случилось с Конституцией, которая по замыслу предельно расширяла свободное пространство индивида, где он может жить по совести. То есть без оглядки на закон, который в этом пространстве не действовал.

Общество не доверяет властям и их защитникам, власти рассматривают оппонентов как "пятую колонну", пишет "Белорусы и рынок". Взаимное обозление достигло уровня абсолютного омерзения. На стороне первых - все государственные ресурсы и превратно толкуемая целесообразность их силового применения. На стороне вторых - только нереализуемая энергия собственного эмоционального и морального отторжения навязываемого "порядка", ложных ценностей и эгоистичных групповых интересов. Как утверждают социологи, белорусское общество безнадежно расколото и пребывает в стадии неустойчивого равновесия. Держится на силе...

В связи с этим возникает и совершенно неприемлемый в нравственном отношении (не сопрягаемый с "законами совести") момент, продолжает издание. Государству требуются штыки, требуется аппарат насилия для обуздания зла, которое присуще человеку индивидуальному и коллективному. Гражданское общество (то есть общество людей, обладающих правами и обязанностями реализовать добрые начала, присущие человеку) возникает в ответ на потребность в гуманитарном, то есть сугубо человеческом развитии. И в этом случае вполне уместно говорить о количественных индикаторах. Чем выше присутствие штыков в обществе, тем ниже в нем потребность в гуманитарном развитии. Возможно, потребность эта в современной Белоруссии уже отсутствует. Значит, произошла гуманитарная катастрофа (в буквальном смысле), значит, Белоруссия превратилась в территорию, в "человейник", населенный моральными инвалидами. Какие уж тут законы совести.

Однако, говорится в статье, возвратимся к первоисточнику, который в приветственном слове новым лауреатам заявил: "Мы смогли пережить непростой период без катастроф и потерь. И помогли в этом лучшие качества нашего национального характера: милосердие и дружелюбие, душевная щедрость и готовность поделиться всем, что имеем". Вот ведь не проходит года без потерь. Практически каждый что-то теряет. Мечту, любовь, друзей, выгодное дело. А белорусы, которых беспрецедентно "кинули" на" бабки", оказывается, ничего не потеряли!

Впрочем, всему этому безобразию уже давно есть статистические, то есть абсолютно надежные, математически рассчитанные на великом множестве однородных и повторяющихся фактов, не требующие никаких дополнительных уточнений доказательства, пишет "Белорусы и рынок". За эти годы состоялись сотни, а может, и тысячи судебных процессов, в которых в качестве обвиняемых выступали оппоненты режима или обычные, но активные граждане. Случаев вынесения оправдательных приговоров, случаев адвокатских побед, помнится, не было вообще. Подавляющее большинство задержанных по признакам административных нарушений обвиняются в публичной нецензурной брани. То есть судят по правилам схоластики: если ты и не бранился, то можешь это сделать в любой момент. Слов лет, наша социокультурная среда предельно загажена. С нецензурщиной встречаешься чуть ли не каждый день, но практически никому (с точки зрения статистики) не доводилось видеть, чтобы кого-либо, даже самого циничного и изощренного матерщинника, прилюдно наказывала милиция.

Говорят, каково общество, такова и школа, каково общество, такова и армия, каково общество, такова и оппозиция, каково общество, таково и правосудие, пишет издание. Верно, но лишь отчасти. Потому что вся вина возлагается на общество, которого у нас нет. Гражданского общества. И граждане появляются только в тот момент, когда слышат обращение: "Гражданин, пройдемте!" Зато у нас слишком много государства, не уяснившего для себя вопрос: "Камо грядеши?". Год, из которого мы вышли якобы без потерь и катастроф, показал это совершенно определенно, резюмирует "Белорусы и рынок".

Перспектива политической реформы: рискнёт ли Лукашенко сыграть в "управляемую демократию"?

СМИ тиражируют заявление Александра Лукашенко о грядущей в Белоруссии политической реформе, пишут "Белорусские новости". Да уж, не каждый день такое слышишь от руководства "последней диктатуры Европы"! Но то, что для уха дилетанта-западника звучит сенсационно, знающие ситуацию изнутри эксперты оценивают скептично. Тем более что заявление прозвучало в интервью китайцам и с надеждой на китайский же опыт. "Проведем парламентские выборы, - отметил Александр Лукашенко в беседе с китайскими журналистами 17 января, - и, думаю, что нам надо обратить серьезное внимание на политическую реформу, или реформу политической системы нашей страны". При этом он сослался на необходимость реагировать на изменения международной ситуации.

Из рассуждений Лукашенко сразу можно сделать три вывода, продолжает издание. Во-первых, белорусское руководство будет торопиться медленно. Политический аналитик Павлюк Быковский в комментарии "Белорусским новостям" обратил внимание на то, что речь идет о гипотетической ситуации, которая будет возможна после грядущих в сентябре парламентских выборов. "Соответственно, ни политические партии, ни гражданское общество практического проявления политической реформы не смогут увидеть до следующей электоральной кампании", - делает вывод собеседник.

Во-вторых, речь идет не об эволюции политических взглядов правящей верхушки, а о вынужденном маневре в свете неприятных для нее событий в мире типа "арабской весны" и российской антипутинской смуты, говорится в статье. Каддафи с Мубараком оказались негибкими - и одного уже нет, а второго собираются повесить.

В-третьих, "Лукашенко пока сам не определился, что именно в этом плане делать", считает Валерий Карбалевич, эксперт аналитического центра "Стратегия" (Минск). Отсюда такая предельная туманность обещаний, пишут "Белорусские новости". Но что-то делать надо. По мнению Валерия Карбалевича, в условиях падения рейтинга, сужения традиционной электоральной базы Лукашенко вынужден как минимум подавать сигналы тем белорусам, что хотят перемен. При этом, как отметил эксперт центра "Стратегия", бессменный белорусский президент боится грозящих его власти реформ, так что перед ним стоят фактически "две взаимоисключающих задачи". В итоге максимум, на что может пойти Лукашенко, - это элементы управляемой демократии "а-ля рюсс" (ну, или в духе Назарбаева), считают белорусские эксперты. Естественно, тут же приходят на ум неоднократные заявления руководителей провластной организации "Белая Русь", что та вот-вот перекуется в партию. О возможности выборов по партийным спискам упоминала в период заигрывания Минска с Европой и глава Центризбиркома Лидия Ермошина.

Тонкая политическая игра - не та стихия, в которой Лукашенко чувствует себя как рыба в воде, продолжает издание. Введение пропорциональной (или скорее смешанной, чтобы не так резко) системы выборов в Палату представителей - это для властей риск, убежден Карбалевич. "Особенно в условиях кризиса, - подчеркивает наш собеседник. - Ведь под новые правила надо переформатировать всю вертикаль, пропагандистскую машину, дать оппонентам слово в СМИ. Лукашенко же по своей природе не готов к игре в управляемую демократию".

Но даже вроде как отфильтрованные кадры в парламенте могут вдруг встать на дыбы, особенно в кризис, цитирует издание Карбалевича. Он напоминает про бунт "группы генерала Фролова" в середине прошлого десятилетия. А ведь думали, уж кто-кто, но генерал будет без всех этих цивильных рассуждизмов поддерживать генеральную линию! В общем, коцать милую сердцу белорусскую политическую модель наверху не разгонятся. Удручает комментаторов и апелляция Лукашенко к политическому опыту Поднебесной: "...Если Китайская Народная Республика нам в этом плане кое-что подскажет, как обычно, то мы будем очень благодарны". Да уж, Китай с его монополией коммунистов и фильтрацией интернета подскажет!

Видимо, белорусский правящий класс убежден, что нигде ближе достойных примеров нет, говорится в статье. При том что Европа, в сердце которой находится синеокая республика, своими подсказками проедает плешь постоянно. Но чему могут научить политики Старого света, у которых, по выражению белорусского вождя, слабовато даже с некоторыми физическими признаками мужского пола? Да и с умственными способностями тоже, согласно свежему диагнозу "евродебилизм" из уст секретаря ЦИК Николая Лозовика.

Впрочем, если серьезно, то и на импорт китайского политического товара Минск вряд ли пойдет, там ловить нечего, пишет издание. Вот в плане рынка у пекинских товарищей и впрямь можно было бы поучиться. Но загвоздка в том, что и настоящего рынка белорусская правящая каста боится как огня. Это тоже фугас под диктатуру в условиях малой открытой экономики, в центре Европы.

Однако российские пряники - не навечно, говорится в статье. Белорусская модель на подсосе. И высокому начальству все равно придется думать о том, от чего его подташнивает, - о реформах и модернизации. Это тот тонкий лед, на котором играть посложнее, чем на хоккейном турнире на призы президента, резюмируют "Белорусские новости".

В интервью китайским СМИ Александр Лукашенко заговорил о модернизации и реформах политической системы Белоруссии, пишет "Солидарность". Издание поинтересовалось у политиков и политологов, как понимать такие заявления и чего стоит теперь ожидать от главы государства.

По мнению политолога Александра Класковского, само заявление Лукашенко о политических реформах звучит сенсационно - он всегда позиционировал себя как консерватора и сторонника возвращения в прошлое, продолжает издание. Однако специалисты, давно наблюдающие за Лукашенко, скептически принимают такое заявление: если что-то и будет, то только имитация, поскольку серьезная политическая модернизация не позволит Лукашенко удержать свою власть. Класковский обращает внимание на контекст, в котором было сделано заявление. Во-первых, это интервью для китайцев с учетом китайского опыта. Во-вторых, по мнению политолога, заявление Лукашенко мотивируется тем, что в мире произошли перемены ( в том числе "арабская весна"), и белорусские власти должны на них реагировать. А внутренней причиной Александр Класковский называет падение электорального рейтинга Лукашенко. "Он понимает, что его традиционный электорат сильно сократился. События декабря 2010 года, акции молчаливого протеста показывают, что электорат перерос отсталый режим. И это, безусловно, катастрофа для харизматического лидера, который держится на популизме. Лукашенко понимает, что необходимо закинуть другую политическую приманку", - считает политолог.

"Есть словесная риторика, а есть практика. Слова, риторика будут, а практика у нас уже устоявшаяся... Такое заявление - это в большей степени реакция на тему, которая потоком идет из масс медиа России. Белорусские граждане слышат, видят, что даже в России происходят изменения, а у нас депутатов назначают, судьи тоже назначаются, государственные средства массовой информации высказывают одну позицию", - цитирует издание заявление лидера Объединённой гражданской партии Анатолия Лебедько по поводу слов Александра Лукашенко.

Лебедько не исключает вероятность проведения реформ, однако настроен скептически, пишет "Солидарность". "Если бы Лукашенко сказал: вот мой указ об освобождении политзаключенных, а вот указ, согласно которому, выборы в Палату представителей будут проходить по европейским стандартам, было бы ясно, что происходят изменения. Но пока этого нет, и, вероятно, никаких реформ не предусматривается. Единственное, изменений могут потребовать сами люди. Когда десятки, сотни тысяч людей скажут: "хватит назначенцев, мы хотим избирать сами, давайте, отделим суд от исполнительной власти" - только в этом случае возможны настоящие реформы, - считает Анатолий Лебедько.

Лидер "Руха за Свабоду" Александр Милинкевич не верит, что власть по своей инициативе будет что-то менять, продолжает издание. Он считает, что вероятную модернизацию можно охарактеризовать, как "подкрашивание фасада". "Лукашенко ошибается, когда говорит, что хочет опередить других: власть минимум на 10 лет отстала, она совершенно архаическая, авторитарная, жесткая. Мы сильно опаздываем, поэтому сроки поджимают", - считает он.

Александр Милинкевич отмечает, что существует ряд примеров, когда диктатуры делали демонтаж системы из-за того, что она переставала работать, говорится в статье. "Тогда диктатуры шли на реформы, проходили модернизацию. Однако для этого нужен плюрализм мнений, модернизацию дубинками провести невозможно. И не будет революций - чем больше будет места для открытой дискуссии, тем меньше будет градус недовольства властью", - резюмирует Милинкевич в интервью "Солидарности".

Кажется, вся политически ангажированная публика давно и окончательно пришла к выводу, что нынешняя система реформированию не поддается, сам Лукашенко по своему психологическому составу неспособен к переменам, пишет белорусская редакция радио "Свобода". Тем не менее, любые заявления белорусского лидера сильно возбуждают политизированную аудиторию, СМИ. Помните, как после встречи с министром иностранных дел Болгарии Младеновым Лукашенко заявил о круглом столе с политическими оппонентами? Все политические субъекты начали дружно обсуждать эту тему, лидеры оппозиции даже провели специальное совещание, выдвинули свои условия и требования. А все закончилось пшиком. Лукашенко всегда считал сам термин "реформы" неприличным словом, бранью. Он постоянно доказывал, что сама идея реформ - это коварный план Запада ради разрушения советской системы. Президент Белоруссии упорно отождествлял слова "реформы" с понятием "развал". Целых 17 лет Лукашенко доказывал, что белорусский социальная модель почти идеальна, она прошла испытание временем, весь мир берет на вооружение наш опыт во время экономического кризиса. То есть даже разговоры о рыночных реформах Лукашенко воспринимает болезненно. Тем более, что из опыта революционных побед Лукашенко сделал простой вывод: никаких уступок народу, беспощадное подавление. Ведь те, кто уступал, как правило, быстро терпели крах.

Тем не менее, Лукашенко заговорил о реформах и даже пообещал "модернизировать нашу политическую систему", продолжает издание. Видите, даже употребляет непривычное для него слово "модернизация". Что случилось? Казалось бы, ситуация так его не поджимает, как Путина и Медведева в России или Асада в Сирии. На подсознательном уровне он не может не понимать, что положение в стране напряженное и нужно что-то делать. Он оказался между двух огней. Любые реформы - рискованные, особенно в кризис. Но угрозы и риски исходят не только от реформ, но и от консервации статус-кво. Сидеть, ничего не делать, только всех давить - не менее опасно. Тем более, что система дает сбой. Общественная поддержка, а с ней и легитимность, резко упала. Ставка только на силу в какой-то момент может и не сработать. Ведь одно дело, когда приказ на применение репрессий поступает от легитимного президента, который пользуется народной поддержкой. И совсем другое - когда этой поддержки нет, да и результаты выборов сомнительные.

Вот, по НИСЭПИ (оппозиционный центр изучения общественного мнения, базируется в Литве - ИА REGNUM), в декабре только 41,4% граждан подтвердили, что голосовали за Лукашенко 19 декабря 2010 г., говорится в статье Поэтому надо как-то вернуть доверие населения. Приняты определенные экономические меры, которые, как свидетельствует тот же НИСЭПИ, повернули тренд общественного мнения в позитивную для власти сторону. Но этого мало. Нужны какие-то сигналы и ради изменения политической атмосферы, чтобы нейтрализовать негативное отношение со стороны молодежи, населения города, интеллигенции. Разумеется, ожидать никаких серьезных реформ не приходится. Возможны только какие-то имитационные действия, создание определенных бутафорских структур.

На что тогда он рассчитывает, кого собирается убедить заявлениями? - задаётся вопросом издание. Вряд ли на это поведется Запад. Ведь очень сильную прививку получила Европа 19 декабря. Тем более, что заявления о политических реформах делаются одновременно с новым витком давления на политзаключенных. Кажется, здесь существует вера в магию слов. Это реликтовые следы прошедшие харизматического периода. Тогда заявления и выступления давали большой эффект, обеспечивали рейтинг, экономические проблемы можно было заговорить "искренностью" и поиском врагов. Он и сейчас все еще рассчитывает, что слова преобладают над действием. Но теперь одних слов мало. Даже для доверчивого и аполитичного электората, резюмирует радио "Свобода".

Минск-Москва: Чем обернётся для Белоруссии коллапс России?

У Путина, чье намерение вернуться в Кремль подняло на дыбы продвинутую Москву, наклевывается своя Площадь - что он будет делать с ней?, - пишут "Белорусские новости". Тоже последует примеру бессменного президента Белоруссии, который не только разогнал "за семь с половиной минут" манифестацию 19 декабря 2010 года, но и практически разгромил потом оппозицию, закрутил в стране все гайки? Может, на этой почве действительно возникнет родство душ, и эпоха войн между Минском и Москвой, как предрекает Лукашенко, канет в лету?

"Российская политическая система все же не дошла до такой степени авторитаризма, как белорусская, - отметил в комментарии изданию аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов. - Там в принципе гораздо сложнее управлять обществом такими методами, как у нас". Его прогноз: Путин вряд ли пойдет на разгон массовых акций. Но в принципе, вернувшись в Кремль, попытается на контрасте с либералом Медведевым показать народу преимущества сильной руки. Попробует-таки закрутить гайки, считает Мельянцов.

Если послушать либеральных гостей "Эха Москвы", то у них там вообще пошли уже необратимые процессы и едва ли не сломлен хребет путинизму, говорится в статье. Похоже, однако, что ораторы, вдохновленные первыми успехами уличной борьбы, пребывают в некоторой эйфории. Судя по тому, как прокремлевские СМИ педалируют рост рейтинга Путина (по данным лояльного ВЦИОМ, с 42% до 48% в последние недели), наверняка будет включен административный ресурс для победы в первом туре 4 марта. А если гипотетически представить себе второй тур (которого нынешний российский премьер жаждет не более, чем Лукашенко в 2010-м), то как вам наиболее вероятная парочка соперников Путин - Зюганов?

Бурлящие в белокаменной "сетевые хомячки", "офисный планктон" погоду по стране не сделают, политические же предпочтения глубинного электората инертны, пишут "Белорусские новости". Демократы, а тем паче либералы в сегодняшней России "не прохонже" в принципе, а коммунистический хрен ФСБшной редьки не слаще. Путин, похоже, победит, но будет уже не тот. Не от хорошей жизни приходится ему сегодня маскировать свое амплуа лидера "Единой России" - "партии жуликов и воров" по версии московской Площади. И впредь доведется не вальяжно царствовать, а крутиться как уж на сковородке. В частности, главному претенденту на Кремль приходится приспосабливаться к новой коммуникативной реальности. Декабрьские выборы в Думу, на которых народ макнул "единороссов", показали: послушный Кремлю зомбоящик если и не отдыхает, то уже не решает все. Протестные настроения были в немалой степени подогреты заполонившими Рунет в реальном времени свидетельствами фальсификаций. Интернет-СМИ, гражданская журналистика, блогерство стали в России острым, проникающим инструментом контроля за художествами власти; социальные сети дешево и сердито мобилизуют на уличную борьбу. Именно веб дал нынешнему антипутинскому движению свежего лидера - раскрутившегося на теме коррупции блогера Алексея Навального.

Насколько возможен перенос этой новой коммуникативной реальности в болотную Белоруссию? - задаётся вопросом издание. Способен ли аналогичный феномен - сетевая альтернатива госмонополии традиционных СМИ - осложнить жизнь тутошним властям если не на грядущих в сентябре парламентских (похоже, "мертвых"), то на следующих президентских выборах? Или у нас всё задушат на корню и не будут заморачиваться? "Если говорить о широкой аудитории, то интернет-СМИ и социальные сети все еще уступают телеканалам, которые остаются основным источником получения информации для белорусов", - отметил в комментарии изданию политический аналитик и медиаэксперт Павлюк Быковский. Поэтому, полагает он, контроль над телевидением пока решает для белорусского режима основные проблемы контроля над общественным мнением. Прошлогодние "молчаливые протесты", организованные виртуальным сообществом "Революция через социальную сеть", - это "только первые ростки использования интернета в реальной политике", отмечает медиаэксперт. И нет гарантии, что этот опыт априори сработает при организации новых акций протеста.

Для сохранения политической стабильности белорусским властям, на взгляд аналитика, пока нет острой нужды "брать почту и телеграф", пишут "Белорусские новости". То есть глушить Байнет в соответствии с апокалиптическими сценариями, которыми недавно, в связи с введением штрафов для провайдеров, напугали публику неглубоко копающие СМИ. Правящему классу, считает эксперт, важнее "не допускать экономических просчетов, чтобы не провоцировать голодные бунты".

Путин в Кремль вернется, это почти медицинский факт, продолжает издание. Но придется ему несладко. Во всяком случае, новый-старый президент взбудораженной страны, по мнению политолога Дениса Мельянцова, будет сосредоточен на внутренних проблемах и вряд ли сможет очень уж активно продвигать проект Евразийского союза. Да и в принципе у слабеющей постимперии нет для этого ресурсов. В итоге "важность Белоруссии для России, скорее всего, уменьшится", прогнозирует аналитик. В том числе, отмечает он, и "как наживки на крючке для Украины". В целом Кремль вряд ли станет форсировать создание Евразийского союза, резюмирует Мельянцов, но вместе с тем будет методично додавливать белорусское руководство в плане выполнения данных в минувшем году обещаний. И прежде всего - касательно прихода в Белоруссию российского капитала. Холдинг МАЗа с КамАЗом, продажа МТС, а возможно и "Нафтана" в этом контексте весьма вероятны, считает Мельянцов. Добавим: и продажа нефтяной трубы тоже.

"Минск будет оттягивать продажу крупных активов, но поскольку реформ и значительных инвестиций с Запада нет, то не остается другого пути, кроме как продавать частями собственность", - цитирует издание эксперта. По его словам, российских щедрот хватает лишь на "житье впроголодь" и потому в течение двух-трех лет понадобится пускать с молотка еще что-то разнозначное "Белтрансгазу". В итоге - тихое вползание России в Белоруссию, нарастание угроз экономическому и политическому суверенитету.

Итак, что мы имеем?, - пишут "Белорусские новости". Почти мертвую уже привязку к нестабильной стране с имперским синдромом, для которой коллапс и распад - отнюдь не фантастический сценарий. При отсутствии реформ в самой Белоруссии и холодной войне с Западом это - если и не сидение на пороховой бочке, то уж точно загнивание.

Из синеокой республики разбегаются работящие руки и лучшие мозги, за кордон выдавливают и политических нонконформистов, отмечает издание. При нарастающей доле населения, которое будет тихо квасить чарлик и не станет возбухать при подсчете голосов в духе анекдота, озвученного руководителем канала ОНТ на декабрьской пресс-конференции Лукашенко, нынешний режим может, конечно, продержаться еще долго. Но вот страну этот симбиоз отсталой власти с отсталым электоратом может в итоге угробить запросто, резюмируют "Белорусские новости".

Евразийский союз может быть создан раньше 1 января 2015 года, заявил первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов, пишет "Завтра твоей страны". К чему такая спешка и что может притормозить новую интеграционную инициативу?

По словам первого заместителя председателя правительства Российской Федерации, работа по преобразованию ЕврАзЭС в базовый документ о формировании Евразийского союза ведется в ускоренном режиме, продолжает издание. "Ранее мы планировали это сделать к 1 января 2015 года, но президенты хотят сейчас эту работу ускорит", - сказал Игорь Шувалов на заседании президиума правительства России.

По мнению президентов, объединившихся в Таможенный союз стран, ЕврАзЭС выполнило свою функцию и ему на смену пришло ЕЭП, которое начало действовать с 1 января 2012 года, а дальнейшей перспективой станет создание Евразийского союза, говорится в статье. Кстати, в ноябре 2011 года белорусский президент Александр Лукашенко заявлял о том, что Евразийский союз может быть создан не в 2015-м, а к концу 2013 года. Эксперты расходятся во мнениях, выгодна ли Белоруссии дальнейшая интеграция.

По мнению политолога Валерия Карбалевича, реальные противоречия обнажатся уже при попытке строительства Единого экономического пространства, пишет "Завтра твоей страны". Очень сложно, например, будет унифицировать такой параметр, как инфляция, которая в Белоруссии во много раз выше, чем в России и Казахстане.

"Практические результаты работы первого года или даже полугодия покажут, есть ли смысл ускорять процесс или, наоборот, следует его притормозить", - полагает экономист Лев Марголин, - Наш руководитель в этом смысле человек прагматичный, и если он будет видеть, что от этого больше проблем, чем бонусов, то что бы он ни говорил, на деле он будет тормозить этот процесс", продолжает издание.

Первое заседание Евразийской экономической комиссии пройдет 25 января, а первое заседании коллегии комиссии - 1 февраля, говорится в статье. Впрочем, по мнению политолога Павлюка Быковского, определенные механизмы работают уже сейчас. У Белоруссии и России еще в рамках Союзного государства унифицировано много позиций по таможенному законодательству, по таможенным сборам. Сейчас к "двойке" присоединился Казахстан. "Для Белоруссии изменений как таковых не происходит, кроме позиций, которые вынужденно ухудшились, например, ввоз автомобилей, - прогнозирует эксперт, - другое дело, что сейчас наднациональные органы, которые создаются в рамках евразийской экономической комиссии, формально приобретают больший вес. Но пока они не начали работать реально, невозможно судить о значительности этой работы". Быковский напоминает: для того, чтобы Еврокомиссия приобрела реальный вес, а брюссельская бюрократия проникла во многие сферы жизни европейцев, потребовался период времени значительно больший, чем тот, который сейчас называют российские чиновники.

"Еврорадио" опубликовало интервью с первым и последним президентом СССР Михаилом Горбачёвым. Помимо прочего, Горбачёв высказал своё мнение по поводу состояния российско-белорусских отношений.

"- Можно ли сказать, что Белоруссия больше всего похожа на Советский Союз? Вам не кажется, что страна сделала из себя и для себя свой СССР?

- Да. Даже после распада Союза страна продолжала беречь его подходы, промышленность - поэтому Белоруссия и выжила, по моему мнению. Не допустила такого падения, как в России. Хотя Белоруссия больше, чем другие страны нуждается в сотрудничестве. Хорошо, что это понимают. Напрасно, что другой раз отношения долго выясняются.

- А если посмотрим на президентов - Лукашенко и Назарбаева... Они, похожи на генеральных секретарей КПСС - каждый довольно долго руководит страной. Это не советское влияние?

- Это наиболее зрелые люди. В этом смысле я на первое место ставлю Назарбаева. Он прошел через испытания. Когда я был президентом СССР, я был вынужден его защитить, потому что Кунаев предлагал отправить его за границу представителем по экономике. Он непростой, непростой - наш друг Нурсултан... У Лукашенко своя "непростота" - другая. Он более открыт все-таки, а там - восточная хитрость.

- А руководить страной так много времени, как генсеки - это для страны не плохо?

- Думаю, нет. Не вижу возможности, сравнить президентов с генсеками. Мне хотелось Нурсултана сделать премьером после реализации требований нового союзного договора. Он соглашался. Александра я уважаю за его определенность, ясность... Я помню его по совещаниям. Были такие совещания беспокойных хозяйственников во время "перестройки" у президента.... Для меня еще главное, как он в последней, драматической стадии СССР себя вел! Поэтому все ему прощаю. Иногда я вижу, и говорил это публично, что он действует, "как слон в фарфоровой лавке". Слон, если заденет - мало не покажется... Сегодня это уже другой человек. Но он ведь за Союз был до конца! И сейчас остается преданным идеям Союза.

- Вы говорили, что Назарбаева взяли бы премьером советского правительства тех времен, а для сегодняшнего Лукашенко нашли бы должность?

- Членом политбюро.

- Белоруссия все время обращается к тем временам, как будто хочет вернуться в СССР...

- Не получается. Можно бы было на Украине реализовать тот огромный потенциал, который там был заложен за советской властью. Но украинцы не хотят быть с русскими.

- Можно ли сегодня такой стране бывшего Советского Союза, как Белоруссия, идти своим путем личным: ни на запад, ни на восток?

- Свой путь для Белоруссии - это сохранять суверенитет и строить отношения с Россией, - резюмировал Горбачёв в интервью "Еврорадио".

Экономика: удастся ли властям "социалистическая приватизация"?

Правительство и Нацбанк планируют в ближайшие три года обеспечить поступление в бюджет ежегодно не менее 2,5 млрд. долларов за счет приватизации госимущества, пишут "Белорусские новости". Такие планы прописаны в утвержденной властями стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 года. Согласно документу, "ключевой предпосылкой для прихода в Белоруссию иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества".

На самом деле, ничего нового и сенсационного, продолжает издание. О необходимости сокращения доли госсектора последний год неоднократно заявляло Минэкономики. Но результаты приватизации 2011 года показали, что дело движется черепашьими шагами.

По словам экономиста Ярослава Романчука, продажа госсобственности в 2012 году также может оказаться провальной, говорится в статье. "Программа приватизации на этот год куцая: чуть больше 40 предприятий, плюс переходящий остаток с 2011 года. Чтобы получить хорошие деньги от продажи предприятий, надо внести серьезные изменения в программу приватизации, иначе инвесторов нам не видать", - убежден экономист.

Тем не менее, власти делают большую ставку на стратегию и рассчитывают на неплохие финансовые вливания от ее реализации, пишут "Белорусские новости". Правительство, в частности, планирует обеспечить к 2015 году привлечение прямых ПИИ на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)) в объеме 7-7,5 млрд. долларов и привлечение ПИИ на одного занятого в экономике в размере до 1600 долларов (в 2010-м - 1200 долларов). Власти также нацелены достичь удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал на уровне не менее 21%, а также на увеличение доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров до 14%. Ради всего этого правительство не на словах, а на деле готово принять меры по улучшению инвестиционного климата.

По словам Ярослава Романчука, "это свидетельствует о том, что у властей есть понимание, в какую сторону надо двигаться", продолжает издание. В частности, эксперт положительно оценил намерения властей выставить на продажу пакеты акций сразу пяти банков - "Беларусбанка", "Белагропромбанка", "Белинвестбанка", "Паритетбанка" и Банка ВТБ (Белоруссия). Но если с продажей акций банков вопрос рано или поздно решится, то с приватизацией промышленного сектора все не так просто. "И есть большие сомнения, что властям удастся осуществить свои планы. Ведь так нигде и не прописано, как конкретно будут решаться основные проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы, причем, не только иностранные, но и внутренние", - заявляет эксперт. В частности, по его словам, у инвесторов нет гарантии, что они застрахованы от самой главной угрозы для них - нарушения прав собственности. Нет четкого указания на то, как должна меняться налоговая система. "Налоговики вообще говорят, что наша налоговая система соответствует европейским нормам и стандартам, что и реформировать больше нечего", - отмечает Романчук.

В стратегии, по его словам, не прописаны такие принципиальные для инвесторов моменты, как гарантия свободного перемещение капитала, свободной продажи и покупки валюты, говорится в статье. Наконец, в документе нет ни слова о частной собственности на землю. И по этой причине, убежден Ярослав Романчук, государству можно забыть о сотрудничестве с крупными транснациональными корпорациями, на что власти также делают ставку. Например, привлечь ТНК правительство рассчитывает в сельское хозяйство и пищевую промышленность, а также в автомобилестроение. "Но ТНК не будут работать при отсутствии частной собственности на землю и просто так соглашаться на аренду земли с непонятным статусом налога на землю, системой закупок, экспорта. Нельзя глобальные ТНК впихнуть в социалистические рамки", - подчеркивает эксперт.

Еще более нереальным он считает планы властей по созданию совместных с транснациональными корпорациями предприятий либо международных альянсов в секторе производства автокомпонентов, сельскохозяйственного машиностроения, сборочных производств грузового автомобильного транспорта, пишут "Белорусские новости". "Эту нишу прочно заняла Россия, которая имеет договоренности с автогигантами до 2020 года. "Дженерал Моторс", "Фольксваген", "Тойота" давно в России и не будут переносить производство в Белоруссию. Если у нас и будут какие-то производства, то небольшие", - полагает Романчук.

Вряд ли властям удастся в полной мере задействовать еще один механизм привлечения инвестиций, в том числе и прямых иностранных, которым является частно-государственное партнерство, считает председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин, продолжает издание. "Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме", - говорится в стратегии. Но, как отмечает Андрей Карпунин, "внутри страны многие госинституты отрицательно относятся к национальному частному капиталу". В этом случае ни о каком частно-государственном партнерстве не может быть и речи. При этом эксперт считает, что действия чиновников в принципе могут негативно сказаться на реализации стратегии. К примеру, в плане мероприятий по реализации стратегии правительство планирует рассмотреть вопрос о предоставлении облисполкомам и Минскому горисполкому права самостоятельно принимать решения о продаже унитарных предприятий как имущественных комплексов без ограничения оценочной стоимости с последующим докладом главе государства об условиях заключения сделки. "В результате мы можем столкнуться с ситуацией завышения стоимости имущества, то есть не получим нужного нам инвестора, либо занижения, что является коррупцией", - отметил эксперт.

Белорусские власти в целях реализации многолетней стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций готовы пересмотреть свои подходы к стоимостной оценке выставляемых на продажу госпредприятий, а также заметно расширить полномочия местных властей по заключению приватизационных сделок, пишет Агентство финансовых новостей. В частности, программой мероприятий по реализации упомянутой стратегии в 2013 году планируется принять указ, разрешающий осуществлять продажу принадлежащих государству акций предприятий по номинальной стоимости при наличии убытка в течение одного календарного года.

Кроме того, власти намерены сделать общедоступной практикой, а не редким исключением, продажу госпакетов акций с предоставлением отсрочки, рассрочки исполнения имеющейся у продаваемого предприятия кредиторской задолженности, продолжает издание. В настоящий момент такая приватизационная "льгота" предоставляется избранным инвесторам указами Лукашенко при обязательном обременении сделки дополнительными условиями финансового характера (влить денег в предприятие и (или) в бюджет или небюджетный фонд, построить спортивный объект, отремонтировать еще что-нибудь и т.д.).

Также в 2013 году планируется значительно расширить полномочия местных властей по совершению приватизационных сделок за счет предоставления облисполкомам и Минскому горисполкому права самостоятельно принимать решения о продаже унитарных предприятий как имущественных комплексов без ограничения оценочной стоимости с последующим уведомлением Лукашенко об условиях сделки, говорится в статье. Предполагается упростить процедуру продажи объектов недвижимости за счет отмены нормы об обязательной продаже совместно с объектами недвижимости права на заключение договоров аренды земельных участков, необходимых для их обслуживания.

Из более ранних мероприятий, запланированных властями уже на текущий год в приватизационно-инвестиционной сфере, следует отметить намерение провести дополнительную правовую оценку норм законодательства, гарантирующих инвесторам возможность защиты своих прав, пишет АФН. Кроме того, планируется расширить полномочия правительства РБ в части принятия решений о проведении реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский бюджет за акции (доли в уставных фондах), приобретенные в процессе приватизации. Данная мера вряд ли обрадует других акционеров таких предприятий, однако позволит резко ускорить (облегчить) предпродажную подготовку перед аукционами (конкурсами) по продаже госпакетов акций.

Впрочем, написано красиво и даже рыночно, отмечает издание. Но одно дело - красиво написать, другое - также красиво реализовать в жизнь. И с последним у белорусских властей, как правило, всегда возникает огромная проблема из-за большого числа всяких лоббистов и жадности, резюмирует АФН.