Ованнес Никогосян: Коммюнике Саргсян-Алиев в Сочи - знак благодарности Медведеву

Москва, 21 января 2012, 19:04 — REGNUM  Очередные трехсторонние переговоры президентов России, Азербайджана и Армении по карабахскому урегулированию назначены на 23 января в Сочи. Со всеми недостатками, предстоящая встреча - важная веха в мирном процессе. Хотя, если оперировать терминологией известного конфликтолога из университета Джонса Хопкинса У.Зартмана, "спелый момент" в карабахском урегулировании еще не настал (1), тем не менее, сам факт продолжения поиска компромиссов важен с точки зрения недопущения образования вакуума.

Будучи юбилейной (10-ой по счету) для уходящего президента Дмитрия Медведева, эта встреча станет последней для него в качестве главы государства и главного посредника из Минской тройки (Россия, Франция, США). Оценок и анализов уже опубликовано достаточно, и, по сути, все авторы едины в одном: грядущая "эра Путина" будет менее насыщенной и событийной по теме Нагорного Карабаха, чем мы это наблюдали в период президентства г-на Медведева.

Конечно, во всех столицах сопредседателей Минской группы ОБСЕ, плюс в Армении и Нагорном Карабахе, в текущем году ожидаются выборы, причем исход избирательного процесса очевиден только в Степанакерте и Москве. Однако если принять во внимание постоянную антиармянскую риторику в Баку, и если вспомнить, что в буре политического кризиса в Армении (февраль, 2008) Азербайджан не преминул пойти на вооруженную провокацию на линии соприкосновения азербайджано-карабахских войск (инцидент 4 марта, 2008г.), то при отсутствии активных посреднических усилий России ситуация может выйти из-под контроля. Здесь важно не упустить из виду, что посредничество России, в качестве региональной державы, также имеет некие умиротворяющие и сдерживающие функции. Бывший президентом 10 лет, Владимир Путин не может этого не знать.

Новая трехсторонняя встреча - первая после многообещающего раунда в Казани (24 июня, 2011), когда стороны были в шаге от заключения важных договоренностей. Прорывные ожидания тогда еще более обосновались после выступления президента Армении Сержа Саргсяна в ПАСЕ, когда тот сообщил, что готов к подписанию уже согласованного документа и выразил надежду на конструктивность азербайджанского коллеги. Однако, у Ильхама Алиева, как оказалось, были другие планы...

Через две недели после провала в Казани (8 июля, 2011) глава МИД РФ Сергей Лавров передал Еревану и Баку некие "предложения о видении решения нагорно-карабахского вопроса", на которые в Кремле ожидали скорый ответ для продолжения интенсивных переговоров. Первым на эти предложения откликнулся Азербайджан: через неделю министр иностранных дел этой страны Эльмар Мамедъяров лично доставил в Кремль ответное послание своего президента. Российские СМИ объяснили такое проворство Баку тем, что несогласный с казанскими предложениями Ильхам Алиев просто переписал имеющиеся аргументы в эпистолярном жанре. В свою очередь, пресс-секретарь президента Армении Армен Арзуманян подтвердил армянский ответ еще через неделю - 22 июля. После этого о тех предложениях никто не вспоминал. В итоге, с переговорного "горизонта" исчез не только "свет", но и сам "тоннель".

Судя по ожиданиям международных наблюдателей, армяно-азербайджанский раунд в Казани можно было сравнить с палестино-израильским "Кемп-Дэвидом" 2000 года, но если по Карабаху прогнозы алармистов не оправдались, в ближневосточном сценарии провал переговоров привел ко второй волне Интифады.

Российский политолог Сергей Маркедонов (2), например, справедливо отмечает, что "позиции сторон (с тех пор) не претерпели существенных изменений", и посему ожидать от предстоящей встречи иного, чем просто продолжение переговоров - бессмысленно. Следовательно, велика вероятность того, что встреча в горнолыжном курорте станет очередной ареной для патриотических манифестаций, что будет играть на руку только пропагандистам и профессиональным ксеонофобам.

О сути переговоров не известно практически ничего, кроме опубликованных посредниками "шести принципов". Можно предположить, что стороны с посредниками обсуждают последовательность выполнения шагов, и, по всей видимости, в Казани стоял вопрос подписания "дорожной карты".

Благодаря Wikileaks, мы достоверно знаем только об одном инциденте, который проливает свет в гуще пропаганды. Речь идет о документе 10BAKU134, где президент Азербайджана Ильхам Алиев в разговоре с замгоссекретарем США Уильямом Бернсом рассказывает, что на встрече в Сочи (25 января, 2010г.) "... Президент Саргсян внес предложение определить конкретную дату для референдума или плебисцита по окончательному статусу Нагорного Карабаха", что, по словам Алиева, "подорвалo самую основу" переговоров. Та встреча запомнилась только тем, что министр Лавров рассказал журналистам о "согласованной преамбуле" будущего мирного соглашения. (3)

Новая встреча в Сочи будет иметь место после 8-месячного перерыва, и на нее окажут самое активное влияние сразу три фактора: международная напряженность вокруг Ирана, изменившийся статус г-на Медведева и заметно ужесточившиеся позиции Армении и Азербайджана.

В самом Нагорном Карабахе уже заявили, что не ожидают от встречи "прорывных" результатов. И у карабахцев есть все основания для пессимизма. Долгожданной встрече предшествовало заявление Алиева на заседании азербайджанского правительства о том, что переговоры не могут вестись "ради предотвращения войны", чем он, фактически, в очередной раз нарушил все Женевские конвенции, угрожая двум соседним государствам войной. С другой стороны, если опереться на свидетельство Дмитрия Медведева в интервью от 4 августа 2011 года об итогах пятидневной войны в Южной Осетии, публичные и "закадровые" стратегии Алиева противоречат друг другу. (4) Напомним, что в том интервью президент Медведев подчеркнул, что через неделю после августовской войны главы Армении и Азербайджана встретились с ним в Сочи и заявили о том, что предпочитают войне "бесконечные переговоры".

Но даже при этом после 2008 года милитаризм Азербайджана существенных изменений не претерпел. Кроме политических заявлений и пропаганды, обращает на себя внимание рост военного бюджета сторон, и если сравнить ее с "пред-августовской" Грузией, можно найти некую закономерность.

Военные расходы стран Южного Кавказа 2001-2010гг. Источник - SIPRI, 2011

Армения: 2001 − $140 млн, 2002 − 138, 2003 − 159, 2004 − 175, 2005 − 215, 2006 − 254, 2007 − 297, 2008 − 345, 2009 − 359, 2010 − 404.

Азербайджан: 2001 − $291 млн, 2002 − 313, 2003 − 391, 2004 − 474, 2005 − 554, 2006 − 1 138, 2007 − 1 237, 2008 − 1 666, 2009 − 1 473, 2010 − 1 421.

Грузия: 2001 - $50 млн, 2002 − 71.5, 2003 − 83.7, 2004 − 117, 2005 − 310, 2006 − 527, 2007 − 1 043, 2008 − 990, 2009 − 604, 2010 − 452.

Как видно, после "Революции роз" и прихода к власти президента Саакашвили (2003г.) военный бюджет Грузии вырос примерно в 12 раз (!!!), бюджет Армении на тот же период вырос в 2,5 раза, а бюджет Азербайджана - в 4,5 раза. Хотя и эти данные не могут быть объективным критерием оценки боеспособности армии Азербайджана, так как связанные с ВПК чиновники числятся среди самых богатых людей этой страны.

На текущей неделе глава МИД Армении Эдвард Налбандян обвинил Азербайджан в несоблюдении достигнутых на предыдущей сочинской встрече (2011) договоренностей о расследовании инцидентов на линии соприкосновения. Министр Налбандян рассказал на пресс-конференции 16 января, что Азербайджан в очередной раз занял непримиримую позицию и даже торпедировал угрозой вето принятие годичного бюджета ОБСЕ в Вильнюсе, что, кстати, напоминает почти идентичную ситуацию в Лиссабонском саммите ОБСЕ 1996 года.

Президенты в Сочи должны нащупать новый "тоннель" для переговоров, чему в условиях приближающегося активного избирательного процесса и возможных пост-электоральных событий как в Армении, так и в России - будет очень трудно уделять время и внимание. В связи с этим, вероятно, на встрече в Сочи армянская сторона предложит более детальные форматы выполнения договоренностей о расследовании приграничных инцидентов, а подписание заявления по этому поводу станет своеобразным итогом четырехлетнего посредничества г-на Медведева.

Несомненно, президенты Армении и Азербайджана должны поблагодарить Дмитрия Медведева, который активно занимался поиском мирного разрешения конфликта все годы своего президентства, а в качестве официальной (публичной) благодарности возможно подписание совместного коммюнике.

Ованнес Никогосян - к.п.н., зав. Кафедрой политических процессов и технологий Российско-Армянского (Славянского) Университета, Ереван

Ссылки:

1. http://www.ethnopolitics.org/ethnopolitics/archive/volume_I/issue_1/zartman.pdf

2. http://www.politcom.ru/13172.html

3. http://vestikavkaza.ru/analytics/politika/14646.html

4. http://kremlin.ru/news/12204

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.