Латвия разделена по этническому признаку, но самые серьезные разногласия касаются понимания истории, считает председатель Комиссии Сейма Латвии по сплоченности общества и национальной идентичности Илмар Латковскис ("Все - Латвии!"-ТБ/ДННЛ). В Латвии до сих пор не закончилась Вторая мировая война, заявил он сегодня, 20 января, в интервью газете Neatkarīgā Rīta avīze.

По словам Латковскиса, в прошлом тележурналиста, его собственный опыт и некоторые исследования показывают, что общество разделено по этническому признаку. Многие жители Латвии не имеют четкой этнической идентичности, считает политик: "Одно дело, что идентичность самих латышей сильно расшатана, но у русских и нелатышей этот вопрос еще драматичнее. Многие из них не понимают, какова их этническая и государственная принадлежность, каковы их отношения с латышской идентичностью. По-моему, русскоязычные, которые не русские, все же больше склонятся в сторону русской общины, так как они учатся по-русски в русских школах". По мнению Латковскиса, таким образом происходит русификация жителей Латвии не принадлежащих ни к латышской, ни к русской национальности, что является "наследием оккупации и советских лет, которое не удалось преодолеть".

Особенно сильные противоречия в обществе существуют по историческим вопросам, отмечает политик. "Самые драматичные отличия - в понимании истории. Прежде всего, в Латвии все еще не закончилась Вторая мировая война. Как бы нам ни хотелось сказать, что довольно копаться в истории, но 1940 год для нас по-прежнему важен", - утверждает Латковскис. По его словам, большая часть русскоговорящих признает, что у них выросло понимание событий 1940 года, но это не то понимание, которое его бы устроило - "рост понимания" привел к тому, что еще большее число жителей считает, будто Латвия добровольно присоединилась к СССР. "Если они полагают, что это так, то этот референдум логичен. Примерно 33% русскоязычных отвечают, что они ощущают свою принадлежность к России", - посетовал политик.

По прикидкам Латковскиса, около 20% русскоязычных латвийцев "можно считать потенциальными патриотами Латвии, 20% безнадежно от нее отдаляются, а остальные 60% находятся где-то посредине и могут принять и одну, и другую сторону". Политик удивляется тому, насколько спокойно сосуществуют в Латвии латыши и нелатыши. "Хотя это и не означает, что не найдется спички, которая это мнимое спокойствие подожжет", - оговорился он.

Все же, по словам Латковскиса, решение не в том, что большая часть нелатышей покинет Латвию. "Этого не произойдет. Что остается? Искать возможности сосуществования", - смиряется с неизбежным политик. Однако "возможности сосуществования" он видит только в единомыслии: "У народа, живущего в одной стране, должны быть одни и те же сказки, одни и те же рассказы о героях, единая история. И это проблема, над решением которой будет работать возглавляемая мной комиссия".