9 января на страницах ИА REGNUM вышло интервью с заведующим отделением рентгенхирургических методов диагностики и лечения ГКБ №1 Сергея Валериевича Голышева, в котором он критикует подход руководства больницы к выбору оборудования для своего отделения.

Корреспондент ИА REGNUM встретился с представителями "Первой городской клинической больницы имени Е. Е. Волосевич", чтобы прояснить ситуацию, о которой подробно рассказал Сергей Голышев. На встрече присутствовали главврач больницы Сергей Красильников, заместитель главного врача по экономике Валерий Колыгин, заведующий отделом закупок Ольга Маркина, заведующая аптекой Елена Кажиберова и пресс-секретарь больницы Наталья Жукова.

На встрече с руководством больницы корреспондент ИА REGNUM постарался получить ответы на вопросы, возникшие после интервью с Сергеем Голышевым: насколько могут врачи повлиять на закупку необходимого оборудования; по какой причине больнице не хватает стентов; по какой причине снижается количество операций по стентированию в больнице и действительно ли качество оборудования, которое используется в больнице, вызывает вопросы и т.д. - об этом как раз говорил Голышев в своем интервью.

Ограничения по закону

В ходе беседы стало ясно, что деятельность по закупкам оборудования в медицинских учреждениях весьма жестко ограничена пресловутым 94-м федеральным законом, и это снимает многие вопросы.

Больница делает закупки ежеквартально, согласно закону, объявляя открытые аукционы на закупку оборудования и лекарств. "В техническом задании мы не имеем права прописывать ни производителя, ни марку, ни каталожный номер. Только технические характеристики, чтобы не ограничивать рынок поставщиков, - сказал главврач - При подаче заявки на объявление аукциона мы должны приложить к конкурсной документации три, а еще лучше пять предложений от производителей. И по итогам аукциона выбирается товар, соответствующий нашим запросам по характеристикам и с наименьшей ценой". Его слова подтвердила завотделом закупок Ольга Маркина, подчеркнув, что больница никогда не предоставляла никаких преимуществ никому из участников аукционов.

В результате такого подхода, отмечает Сергей Красильников, удалось существенно снизить цены на приобретаемое оборудование и расходные материалы. Так, согласно предоставленным им бумагам, среднюю цену на закупаемые КВ-фильтры (сеточки, которые устанавливаются в сосуды для улавливания тромбов) удалось снизить с 31 тыс рублей в 2010 году до 27 тыс рублей в 2011 году. Также удалось снизить цены на приобретаемые стенты на почти 1,5 тыс рублей за штуку. Цены на закупаемые кардиостимуляторы снизились со 103 тыс руб за штуку до 69 тыс рублей.

"Сергей Валерьевич Голышев, который утверждает, что цены на закупаемые расходные материалы у нас выросли, ошибается. Он не владеет информацией, - подчеркнул Сергей Красильников. - Я могу твердо утверждать, что четкое контролирование расходования средств имеет ясный экономический эффект. Затрачивая меньше средств на покупку каждой единицы оборудования, мы имеем возможность закупить больше стентов. В то же время я отмечу, что раньше у нас закупки не так жестко контролировались. Расходные материалы закупались неэффективно и даже безоглядно! Это привело к тому, что мы списали продукции со склада на сумму в 2,5 млн рублей. У этой продукции истек срок годности еще до того, как она была использована! Конечно, такую ситуацию нельзя оставлять без внимания". Правда, какую именно продукцию списали на 2,5 млн рублей, корреспонденту ИА REGNUM выяснить не удалось.

Плюсы и минусы проведения аукционов

Отдельно нужно сказать о том, что помимо плюса в виде снижения цены на закупаемые продукцию, у исполнения 94-го федерального закона есть один существенный минус - при проведении аукциона невозможно определить, какого качества будет закупаемая продукция. "Если мы, объявляя аукцион, хотим получить одну продукцию, не факт, что мы получим именно ее, - говорит Сергей Красильников. - Мы указываем технические характеристики, опираясь на которые на аукцион подают заявки разные производители. Все они имеют сертифицированную продукцию, но качество у нее разное. И выигрывает, обычно, тот, кто может сильно подвинуться в цене. Например, мы хотели в региональный сосудистый центр закупить хорошие финские кровати, но конкурс выиграл российский производитель. Через полгода половина кроватей вышла из строя. Очень жаль тратить вот так средства, когда заранее знаешь, что продукция не того качества, которое нам нужно. Но 94-й федеральный закон обязывает нас руководствоваться ценой, и мы не можем его обойти! Буквально вчера на аукцион по закупке гепарина заявилась российская фирма. Мы хотели бы купить немецкий, хорошо очищенный гепарин, но выиграет наверняка не тот производитель, что мы хотели бы".

Причин нехватки стентов - много

Корреспондент ИА REGNUMM задал один из самых наиболее острых вопросов: почему в больнице периодически не хватало стентов для проведения операций. Напомним, по словам заведующего отделением рентгенхирургических методов диагностики и лечения больницы Сергея Голышева, с этой проблемой больница столкнулась как минимум дважды - весной и в конце осени 2011 года. Как выяснилось, к нехватке стентов привел целый ряд причин, выделить из которых главную достаточно сложно.

По словам главного врача больницы Сергея Красильникова, к этому привела отчасти бесконтрольность в закупках других расходных материалов, отчасти - внешние причины, а отчасти - невнимательность самого Сергея Голышева. "При анализе было выявлено, что у нас при наличии, хочу это подчеркнуть, на 26 млн рублей закупленной другой продукции, у нас не оказалось стентов, - говорит главврач. - К стенту идет масса расходных материалов. Так вот катетеров у нас закуплено почти на 9 месяцев вперед, линий высокого давления - на 34 месяца работы вперед, микрокатетеров - на 13 месяцев, эмболизирующих спиралей - на 16,8 месяцев. А стентов при этом почему-то не оказалось. Сергей Голышев подавал заявки на закупку оборудования без учета имеющихся остатков и среднемесячной потребности. И это приводит к перекосу. Я еще раз говорю - я свою позицию выражу, вы ее можете принимать или не принимать".

Также одной из причин отсутствия стентов осень 2011 года стал переход больницы из муниципальной собственности в областную. Перерегистрация всех документов заняла около двух месяцев, и в этот период больница не могла производить закупки оборудования. В осенью возникла еще одна нештатная ситуация - поставщик, обязавшийся поставить стенты определенного размера, нарушил обязательства и поставил не тот товар.

Поставщик, победивший в аукционе на поставку стентов, поставил товар, не соответствующий договору. И хотя, по словам рентгенхирургов, отклонения в размерах не несут принципиального значения для больного, для соблюдения 94-го федерального закона соблюдение точности размеров очень важно. Если главный врач примет на склад товар, не соответствующий договору, штраф лично ему составит 30-50 тыс рублей. Эта административная ответственность предусмотрена пунктом 2 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Что поможет проконтролировать качество?

Также корреспондент ИА REGNUM спросил и о качестве оборудования, используемого в больнице. Напомним, Сергей Голышев говорил о том, что качество стентов "Magic" (Маджик) фирмы Еврокор, используемых в больнице, хуже требуемого; что стенты сходят с баллонов раньше, чем будут доведены на нужное место в сосуде.

Главврач больницы Сергей Красильников представил отзывы об этих стентах от директора по продажам компании "Рускор" Татьяны Евтихеевой, от заведующего НИЛ РЭХ, ведущего рентгено-эндоваскулярного хирурга ФБГУ ФЦСКЭ им. В.А. Алмазова Д.А. Зверева и заведующего отделением рентгенхирургических методов диагностики и лечения ГУЗ АОКБ Иваненко А.Н.

"Стенты Genius Magic, производимые компанией Eurocor Gmbh (Германия), отвечают всем требованиям, предъявляемым к коронарным стентам, и обладают качествами, необходимыми для выполнения эндоваскулярных вмешательств на коронарных артериях", - пишет А. Иваненко.

"Технический успех процедуры коронарного стентирования с имплантацией стентов Magic CC" составил 100%, - пишет Д. Зверев об использовании названных стентов в своей больнице. - Не зафиксировано ни одного случая механического брака стентов или доставляющих устройств. Накопленный опыт клинического применения ФБГУ ФЦСКЭ для лечения стенозирующих поражений коронарных артерий разной локализации и морфологии у пациентов с различными формами ишемической болезни сердца".

Представитель компании-поставщика Татьяна Евтихиева выразила полное несогласие с мнением Сергея Голышева о качестве продукции, которую они поставляют в Россию, и в частности, в "Первую городскую больницу имени Е. Е. Волосевич". "В Европе он используется врачами в Испании, Польше, Венгрии. Болгарии, Швейцарии, Италии и Германии. Компания уверена в качестве своей продукции. В России стент зарегистрирован в 2006 году в Министерстве Здравоохранения РФ и с этого времени поставляется в различные ЛПУ России, в том числе в ФГУ Центр крови, сердца и эндокринологии им. Алмазова (Санкт-Петербург), госпиталь им.Бурденко (Москва), Александровская больница Санкт-Петербурга, Областную больницу г.Архангельска, НИИ патологии кровообращения им.Мешалкина (Новосибирск), НИИ трансплантологии и искусственных органов им. Шумакова (Москва) и др. За все это время нареканий на качество стентов не поступало. По свидетельству наших немецких партнеров, никаких проблем с качеством стентов Magic вообще не зарегистрировано за последние два года ни в одной из европейских стран!"

Приведя все эти мнения, Сергей Красильников подчеркнул, что если его сотрудник Сергей Валерьевич Голышев не зарегистрировал свои жалобы на качество стентов Magic официально, то его жалобы - голословны. "Наши сотрудники обязаны регистрировать каждый случай схода стентов по определенной процедуре", - сказал он.

Но как выяснилось, ни одного случая регистрации некачественного оборудования в больнице не было, несмотря на то, что главврач выше сам привел пример с закупкой некачественных кроватей.

Почему падает количество плановых операций?

С 2007 по 2009 год Первая городская клиническая больница получала федеральные квоты на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Это означает, что большую часть финансирования рентгенхирургической помощи больница получала из федерального бюджета. Но с 2010 года государство пошло путем сокращения выделяемых регионам средств, и больница перестала получать названные квоты. Соответственно, финансирование резко сократилось - в 2009 году на нее было направлено 73,5 млн рублей (из них 56,2 млн руб - федеральные, 6,4 млн руб - областные средства, 10,9 млн руб - муниципальные); в 2010 году - 44,8 млн рублей (25,7 млн руб - областные средства, 19,2 млн руб - муниципальные), а в 2011 году - 57,9 млн руб (50,9 млн руб - областные, 7 млн руб - муниципальные).

Резкое сокращение финансирования привело к постепенному снижению количества проведенных операций по стентированию. По словам главного врача больницы Сергея Красильникова, эффект сказался не сразу - первый год больница могла поддерживать объемы оказываемой помощи за счет имеющихся остатков оборудования, но на 2011 год этого уже не хватило. Поэтому количество стентирований падало постепенно: 677 в 2009 году, 603 - в 2010 году, 446 - в 2011 году.

"Плановые операции сделать невозможно, потому что не хватит на срочную помощь, - такова официальная позиция главного врача больницы. - И мы приоритет отдаем оказанию помощи при инфаркте и срочным больным. Дай бог будут у нас федеральные деньги, мы их ждем". Федеральные квоты больница ждет уже в 2012 году.