ИА REGNUM беседует с Еленой Бачинской - юристом латвийской общественной организации "Родной язык", ведущей кампанию за признание русского языка вторым государственным в Латвии.

ИА REGNUM: Елена, чем изначально оказался обусловлен ваш интерес к теме защиты русского языка в Латвии? Почему вы, и без того успешная и респектабельная женщина, решили пойти в политику?

Чтобы исчерпывающе ответить на этот вопрос, мне нужно сначала немного рассказать о себе. Дело в том, что в моей биографии неразделимо сплелись два фактора: я коренная русская по национальности, но все мои родовые корни неразрывно связаны с Латвией. Множество поколений моих предков жили в Латгалии - и латвийское гражданство я получила уже по самому факту рождения здесь, а не по факту пройденного процесса натурализации. То, что я абсолютная латвийка по происхождению, для меня очень значимо. Но не в меньшей степени для меня принципиальна и моя национальность - в свое время я особо настояла, чтобы она была правильно указана в моем паспорте. Поэтому меня категорически не устраивает нынешнее положение дел, при котором меня, коренную латвийку, пытаются заставить здесь себя чувствовать каким-то неполноценным человеком - лишь по факту моего "неправильного" происхождения. Естественно, когда я увидела, что у меня есть шанс практически помочь своим соплеменникам в Латвии сбросить с себя ярлык "второго сорта", то я немедленно им воспользовалась.

ИА REGNUM: Если не секрет, почему вы выбрали себе профессию юриста? Не боялись ли вы жестокой конкуренции, учитывая тот факт, что в так называемые "жирные годы" количество учащихся на юрфаках значительно превышало реальные потребности рынка?

Просто я очень люблю свою профессию и всегда занималась ею, что называется, на совесть. Как говорит моя мудрая мама, к любому делу необходимо приложить характер - что я и делаю. Еще когда училась, то вынуждена была одновременно и работать - меня никто не содержал. Зато это позволило мне выработать твердость характера и упорство в достижении цели. Потом мне это очень помогло в жизни. Да, сейчас я периодически встречаю своих бывших сокурсников. Они заняты самыми разными делами - кто торгует кондиционерами, кто рекламирует дешевые мобильники, а кто и подался за счастьем на английские или ирландские плантации и сюда приезжает лишь навестить родственников. А я вот занимаюсь юриспруденцией, сотрудничаю с разными фирмами и предприятиями, дела которых веду в качестве специалиста по коммерческому праву, плюс разрешаю спорные вопросы между различными субъектами в своем собственном третейском суде. Одним словом, самореализоваться в качестве практикующего юриста мне удалось в полной мере. А в настоящее время немало сил и времени у меня отнимает работа по юридическому обеспечению деятельности организации "Родной язык".

ИА REGNUM: Как началось ваше сотрудничество с "Родным языком?"

Оно началось почти год назад, когда "Родной язык" еще только приступил к сбору первых десяти тысяч подписей от граждан Латвии, желающих видеть русский вторым государственным. Как вы знаете, согласно латвийскому законодательству, если инициативная группа желает выдвинуть какую-либо проблему на референдум, она должна предварительно собрать за свой счет у населения десять тысяч подписей "за" и заверить их у нотариусов. Если это сделано, то государство уже за собственный счет проводит второй тур сбора подписей на избирательных участках - на сей раз в месячный срок необходимо получить уже примерно сто пятьдесят с лишним тысяч подписей. Если и данный этап прошел успешно, объявляется референдум. Так вот, мне предложили поучаствовать в общественном Комитете поддержки акции за русский язык. Я с удовольствием согласилась. В рамках деятельности данного комитета мы вырабатывали планы того, как наилучшим образом построить агитационную работу, проводили собрания-инструктажи наших добровольных активистов и сами раздавали листовки на городских улицах.

ИА REGNUM: Но разве вы, будучи практикующим юристом, не владеете государственным языком в должной мере? Зачем же вы решили помогать в деле становления русского в качестве второго государственного?

Я действительно владею латышским очень хорошо - и постоянно пользуюсь им по работе. Более того, мой муж сам латыш по национальности, так что его язык для меня чужим не является. Но ситуация такова, что русскому в Латвии, чтобы преуспеть, мало владеть латышским языком. От него требуют большего - отказа от своих национальных корней, менталитета и особенностей. От латвийского русского желают самоассимиляции и превращения в некоего "образцового латыша". Например, я чувствую в себе здоровые амбиции, а также достаточные знания и способности к тому, чтобы со временем поработать в высших государственных органах, в правительстве. Но я отлично понимаю, что при нынешнем положении дел надеяться мне на это не приходится. Национальностью не вышла. Распухший в несколько раз с советских времен чиновничий аппарат был превращен в кормушку для "титульных", куда русских берут с величайшей неохотой. Отсюда возникла местная присказка: "Кем работаешь?" "Моя профессия - латыш!"

Огромное количество людей "работает латышами" в государственных и муниципальных органах, куда их взяли исключительно в силу "правильной национальности". Результаты многолетнего правления "нацкадров" не замедлили сказаться: экономика доведена до ручки, промышленность и сельское хозяйство разрушены, масса безработных, гигантский внешний долг перед МВФ. О правительстве и речи не идет - уж как ни унижался после выборов русскоязычный "Центр Согласия", обладающий самой большой фракцией в Сейме, но в коалицию его все равно не взяли. Впрочем, даже "правильных русских", согласившихся встать на "путь интеграции", правящее большинство не очень-то принимает за своих. Можно вспомнить разве что Лоскутова, Юдина или Домбровского - которых содержат в рядах высшего эшелона правящих партий в качестве "образца", чтоб всегда можно было показать, что русских у нас якобы не дискриминируют. Так что, наверное, не ошибусь, если скажу, что я своей деятельностью в "Родном языке" представляю чаяния достаточно широкого круга хорошо образованных и амбициозных молодых латвийских русских - заинтересованных в замене нынешнего националистического режима, мешающего им занять достойное место в жизни без необходимости уезжать из Латвии. Соответственно, правящие чинят нам всевозможные помехи и преграды, сражаясь главным образом за незыблемость своих кресел - не дай Бог, появится дееспособная русскоязычная контр-элита, конкуренты, которые на эти кресла покусятся!

ИА REGNUM: Чем, на ваш взгляд, объясняется столь массовая поддержка второго, ноябрьского, этапа компании за русский язык, благодаря которой требуемое число подписей удалось значительно превзойти?

Для людей возможность поставить свою подпись за русский стала средством самозащиты. Все помнят - компания за русский язык началась лишь после того, как радикальные националисты из партии Visu Latvijai!, вознамерились покончить с остатками русского образования в школах. Причем радикалами, видимо, необходимо признать не только "висулатвийцев", но и якобы более респектабельный блок "Единство", представители которого постоянно высказывают поистине чудовищные вещи в отношении русской общины. Чего стоит один только евродепутат Кариньш, заявивший, что де основное внимание и усилия нужно направить на русских детей, дабы ассимилировать их в самом нежном возрасте! Так прямо и заявил "Это должно стать нашей целью. Точка и аминь!" Принудительная же ассимиляция немногим отличается от прямого геноцида - и то, и другое направлено на искоренение национального этноса. Люди массово пришли на избирательные участки, чтобы сказать свое решительное "нет!" ассимиляции и проводимой политике нынешнего правительства. Впрочем, есть все основания предполагать, что пришло бы еще больше народу, не будь они столь запуганы. Как вы помните, усиленно распространялись слухи, что всякого, кто придет подписаться за родной язык, "сфотографируют", "внесут в секретные списки неблагонадежных", "уволят с работы", "лишат гражданства". Тем, кто проголосовал за русский, ставили в паспорт особый штампик - люди опасались, что всем обладателям подобных штампиков потом максимально осложнят жизнь. Именно поэтому мы, кстати, рассчитываем, что на референдум придет куда больше народу, чем на пункты сбора подписей - ведь на этот раз возможности "отследить", кто как проголосовал, будет меньше.

ИА REGNUM: Насколько справедливы толки о том, что обнародованная цифра подписавшихся за русский язык - 187 тысяч - не соответствует действительности, а на деле их было много больше?

Я не удивлюсь, если это окажется чистой правдой. Мы старались как можно теснее работать с Центральной Избирательной Комиссией - а вот она с нами сотрудничать явно не хотела. Мы просили, чтоб разрешили поставить наблюдателей на участках сбора подписей - нам в этом отказали. А основания для такой просьбы у нас были, поскольку мы заранее организовали мобильную линию для фиксации возможных нарушений. Звонили люди и рассказывали: что зачастую пункты сбора подписей не были оборудованы должным образом, открывались позже и закрывались раньше назначенного времени, что на некоторых участках учетные листы не нумеровались и не заносились в журнал. Кое-где, по рассказам жалобщиков, подписи вообще собирались не в официальный учетный лист, а в какую-то общую тетрадь в клеточку! Естественно, такие подписи уже не имели потом никакой юридической силы... По каждому нарушению мы отправляли письменные официальные уведомления в ЦИК, переписывали номера учетных листов на участках. Как выяснилось, делалось это не зря. В прессе появилась информация о том, что возможно - возможно! - на одном из участков пропали или были украдены учетные листы с подписями. Мы не полиция, не ЦИК - полномочий, чтобы проверить эту информацию, не имеем. Мы отправили в ЦИК заявление с просьбой не утверждать результаты сбора подписей, а дать предварительно нам их проверить. Такая проверка заняла бы не больше одного рабочего дня. Стоит ли говорить, что нарвались на очередной отказ?! Мы подали обжалование в административный суд, и продолжаем судиться по данному вопросу и по сей день. Причем, пытаемся оспорить не результат сбора подписей, а запрет ЦИКа на его проверку нами.

ИА REGNUM: Сейчас, как известно, представители правящей коалиции пытаются оспорить законность референдума о статусе русского языка, объявив его "антиконституционным". Наш ваш взгляд, насколько велика возможность отмены референдума?

На мой взгляд, ничего "антиконституционного" в референдуме нет. Вторая статья Сатверсме (конституции) говорит, что мы живем в независимом, демократическом государстве, где власть принадлежит народу. Значит, народ имеет право по своей воле инициировать изменения той же конституции. Правда, в Сатверсме прописаны некоторые вещи, которых мы менять не можем - например, уже принятый бюджет государства. Но там нигде не указана невозможность введения второго государственного языка. Если уж мы в свое время путем референдума решали вопрос о вхождении в ЕС, то почему нельзя аналогично решить вопрос о втором госязыке? Мы же не посягаем на независимость, или территориальную целостность латвийского государства - мы всего лишь, являясь значительной частью латвийского населения, желаем отстоять свою национальную идентичность, свое право учиться на родном языке и применять его в официально-деловой сфере. Но мы ведь и абсолютно не против латышского языка - что мы постоянно стараемся донести до латышской аудитории!

Вообще, за все время своего существования организация "Родной язык" не совершила ни одного антиконституционного поступка, ни одного действия, возможность которого не была бы прописана в законодательстве! Ни одного! И то, что сейчас происходит у правящих - это форменная истерика. Некоторые из них договорились уже до того, что нужно внести в Уголовный Закон поправки, предусматривающие уголовные наказания для борцов за государственный статус русского языка. Это прямая угроза репрессий, воплощение которых на практике несовместимо со статусом демократического государства. Идет прямое запугивание, когда наших представителей стращают разными карами, грозятся отобрать бизнес... И получается, что это мы, "Родной язык", отстаивая национальные права русской общины, отстаиваем тем самым подлинную демократию в Латвии. Политика репрессий ни к чему хорошему не приведет. Отмена референдума может обернуться массовыми возмущениями, когда огромное количество людей выйдет на улицу. Я лично за это не агитирую, но подобные призывы уже блуждают по социальным сетям... Ну а что касается антиконституционных действий - пусть правящие на себя оглянутся!

ИА REGNUM: Что вы имеете в виду?

Я говорю о недавних выступлениях министра обороны Артиса Пабрикса, где он говорит о необходимости создания политической федерации стран ЕС, в которую должна войти и Латвия. Однако, пропагандируя поглощение Латвии федеральным Европейским Союзом, г-н Парикс забывает, что в нашем Уголовном Законе есть статья за призывы к ликвидации независимости Латвии. Лицемерие просто невероятное! Правящие вопят об "антигосударственной деятельности "Родного языка" и тут же сами высказывают абсолютно антигосударственные вещи. Уж г-н Пабрикс, являясь министром обороны, мог бы понимать, что означают такие понятия, как государственный суверенитет и территориальная целостность! И, что характерно, все молчат, никто из коллег по коалиции не потрудился как-то одернуть г-на Пабрикса...

ИА REGNUM: Радикальные националисты угрожают, что, дескать, референдум может спровоцировать межэтнический конфликт в Латвии. Некоторые из них уже призывают своих сторонников запасаться оружием. Как вы сами расцениваеть возможность данного конфликта?

Естественно, нам, представителям двух общин, нужно как можно скорее садиться за общий стол и договариваться, искать компромиссы. Но я могу сказать, что такого уж ужасного бытового национализма в Латвии не существует. Есть, скорее, межнациональное недоверие, а не ненависть. Конечно, государство осознанно стремится обострить противоречия, лишь слегка маскируя свою позицию либеральной риторикой. И это дает плоды - в обществе растет количество упертых национал-радикалов. Недавно меня приглашали на телевидение, в программу "Час Пик", посещение которой оставило мне тягостные впечатления. Там собралась весьма специфическая аудитория, настроенная крайне националистически - что ведущие, что зрители. Они производители впечатление зомбированных. Все мои аргументы о том, что, мы, русские, чувствуем себя в Латвии униженными, ущемленными, неравноправными, - рассыпались в прах. Не так давно я входила в состав общественной группы, готовившей вместе с парламентской фракцией "Центра Согласия" законопроект принятия Латвией без оговорок Рамочной конвенции о правах нацменьшинств. Коалиция в Сейме отвергла это предложение сходу, не утруждаясь даже выслушиванием аргументации оппонентов. Конечно, когда о тебя демонстративно вытирают ноги, это не способствует пробуждению добрых чувств... Но я хочу сказать, что националисты отнюдь не составляют всей латышской общины - уж мне ли, замужем за латышом, этого не знать!

Именно муж, кстати, повел меня подписываться за русский язык еще весной! В стране живет очень много латышей и латгальцев, ценящих русский язык, русскую культуру и русский этнос как таковой. Они понимают, что мы исторически поставлены в рамки сосуществования бок-о-бок и потому всячески нас поддерживают. Некоторые из них прямо говорят, что пойдут голосовать за русский язык - хотя бы затем, чтобы высказать протест политике власти, доведшей страну до экономической ямы и фактического вымирания.

ИА REGNUM: Еще одно дежурное обвинение правящих - если русскую общину допустить к власти, она тут же присоединит Латвию к России. Как вы это прокомментируете?

Это полная чушь. Позвольте пояснить на собственном примере, который является достаточно характерным. Как я уже говорила, все мои корни здесь и я являюсь искренним патриотом независимой Латвии. Другой родины у меня нет и не будет. Я не намереваюсь быть представительницей какой-то там "пятой колонны". С Россией мы себя не ассоциируем - у них там свои проблемы, у нас свои. Другое дело, что с Россией выгоднее дружить, а не плевать в ее сторону, как это делает наша нынешняя власть. Нельзя становиться сателлитом России, но сотрудничать с ней можно и нужно. Российский рынок огромен, он с легкостью может поглотить всю нашу продукцию.

ИА REGNUM: В настоящее время представители партии ЗаПЧЕЛ, вдохновившись примером "Родного языка", начали свой сбор подписей - за автоматическое предоставление гражданства всем многочисленным негражданам Латвии. Ваше отношение к этой инициативе?

Своего мнения никому не навязываю, но считаю эту инициативу излишней. Многим негражданам это латвийское гражданство и не нужно. Так зачем навязывать? Но я обеими руками поддержала бы инициативу предоставления негражданам права выбора муниципальной власти. И, если удастся найти спонсоров, то, возможно, я еще займусь оформлением подобной инициативы.

ИА REGNUM: Насколько велики ли реальные шансы изменить ситуацию в Латвии в сторону реальной демократии и межобщинного равноправия?

Я считаю, что такие шансы есть, ведь мы представляем очень большую часть жителей страны. По самым скромным прикидкам, за нас тысяч шестьсот человек - если считать и неграждан. Власть должна осознать, что если мы желаем жить в современном, динамичном и быстро развивающемся государстве, то нельзя игнорировать мнение столь большого количества его обитателей. Но если они предпочтут другой вариант, встанут на дорогу прямых репрессий по отношению к инакомыслящим, на путь диктатуры... Я искренне надеюсь, что здравый смысл победит, власть останется в правовом поле и, в худшем случае, мы будем долго и нудно судиться. А в лучшем - совместно начнем искать компромисс. Мы ведь и сами готовы идти на уступки - лишь бы оказаться услышанными и понятыми.