2011 год стал невероятно сложным для населения Белоруссии в экономическом плане - несмотря на все успокаивающие заявления властей о том, что в Белоруссии нет системного экономического кризиса, а для экономики слабый рубль даже даёт ощутимые экспортные преимущества, уровень реальных доходов белорусов упал более чем вдвое. Все ссылки на общемировой кризис здесь также малоуместны, т.к. антиправительственные выступления в Греции, Испании и ряде других стран, которые приводятся белорусам в пример в официальных СМИ, произошли при падении реальных доходов населения на несколько процентов, в худшем случае - на десятки (так, в 2011 году в той же кризисной Греции доходы занятых в сельском хозяйстве упали на 5%, в туристической отрасли - более чем на 20%). Но падение доходов более чем в два раза является для Европы беспрецедентным.

Помимо вопросов роста цен на энергоносители выявились и многие системные проблемы белорусской экономики и государственного устройства. Причём проблемы настолько критичные, что собственных ресурсов для их решения у Белоруссии, практически не имеющей своих углеводородов, не осталось. Не случайно премьер Михаил Мясникович заговорил о том, что Белоруссия рассматривает варианты приватизации "Белтрансгаза", "МАЗа", "Беларуськалия", своих нефтеперерабатывающих и химических производств. Однако переговоры с инвесторами шли сложно, что, в первую очередь, было вызвано стремлением белорусской стороны установить собственные правила ценообразования для возможной приватизации. Это вполне вписывается в белорусские внутриэкономические реалии, однако при международных экономических договорённостях такая схема является нежизнеспособной.

Конечно же, никто не возбраняет установить, например, для "Белтрансгаза" стоимость в 5 миллиардов долларов, однако это ещё не означает, что кто-то готов его за эту сумму купить. Существует проверенная временем практика международной независимой экспертной оценки. В итоге при переговорах по вопросу приобретения оставшихся 50% акций "Белтрансгаза" вернулись к той сумме, которая и была оговорена ещё в 2006 году - 2,5 миллиарда долларов. Нужно также учитывать, что после введения в строй "Северного потока" Россия в гораздо меньшей степени нуждается в белорусской газовой трубе. После достаточно сложных переговоров 25 ноября 2011 года Госкомитет по имуществу Республики Беларусь и "Газпром" подписали договор о покупке "Газпромом" второй половины "Белтрансгаза", а также контракты на поставку газа в Белоруссию и его транспортировку по белорусской территории в 2012-2014 годах. Помимо поступления 2,5 миллиардов долларов в бюджет, Белоруссия получила и другие ощутимые выгоды. Так, ранее цена газа для Белоруссии была привязана к цене газа для Европы и после учёта разного рода иных сопутствующих факторов составляла, например, 223 доллара в первом квартале за 1000 кубических метров, 245 - во втором и 279 в третьем с перспективой увеличить её до свыше 300 долларов в четвёртом. Такая цена с учётом падения курса белорусского рубля стала практически непосильной для Белоруссии уже во втором полугодии, и "Белтрансгаз" начал платить с июля за газ 245 долларов вместо 279, обратившись с просьбой к "Газпрому" об отсрочке платежей. Дальнейшее экономическое выживание и отрасли, и белорусской экономики в целом было под вопросом. Теперь же, благодаря принятому решению о продаже "Белтрансгаза", стоимость 1000 кубических метров газа для Белоруссии будет в 2012 году 166 долларов. В 2013-2014 годах она будет привязана к цене газа для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа с учётом стоимости его транспортировки в Белоруссию, накопления в подземных хранилищах на территории России и некоторых других факторов. В 2012-2014 годах Белоруссия планирует закупать ориентировочно по 23 миллиарда кубических метров газа.

Нетрудно подсчитать, что за газ в 2012 году Белоруссии придётся заплатить 3,8 миллиарда долларов, в то время как если бы цена оставалась на уровне даже второго квартала 2011 года - 5,6 миллиарда долларов, если же брать цену в 300 долларов - 6,9 миллиарда долларов, а с учётом озвученной "Газпромом" до продажи "Белтрансгаза" средней цены в 2012 году 335 долларов - и вовсе 7,7 миллиарда долларов. Таким образом на одной только цене за покупаемый газ бюджет Белоруссии сэкономил от 1,8 миллиардов долларов при самой благоприятной ситуации (цене в 245 долларов за 1000 кубических метров) до 3,9 миллиардов долларов (при планируемой ранее на 2012 год цене в 335 долларов). Эти цифры достаточно красноречивы уже сами по себе, однако чтобы сделать их более наглядными, отмечу, что это означает от 190 до 410 долларов на каждого жителя Белоруссии, в том числе и грудного младенца. А с учётом вырученных от продажи "Белтрансгаза" средств - от 453 до 674 долларов. Думаю, что цифры вполне убедительны - помножьте их на количество членов вашей семьи, и вы в грубом приближении сможете сразу же представить, насколько ещё хуже вы могли бы жить в 2012 году, если бы данная сделка не состоялась.

Однако дело здесь не только в сумме сделки и конкретных ценовых преференциях за газ. Дело в том, что "Белтрансгаз" - это большая сеть предприятий, работой на которых занято почти 6500 человек. В систему "Белтрансгаза" входят 5 линейных компрессорных станций, 233 газораспределительные станции, 26 автомобильных газонаполнительных станций, 3 подземных газохранилища, 7 газоизмерительных станций, 7,5 тысяч километров газопровода. По белорусской трубе газ идёт к потребителям в Европе, на Украине и в Калининградскую область России. Газовая сфера весьма высокотехнологична, кроме того обслуживание и развитие достаточно дорогостоящее занятие, требующее наличия квалифицированных кадров. Не секрет, что в последнее время именно кадровая проблема постепенно становится наиболее острой. Отток человеческого трудового ресурса в Россию из Белоруссии после резкого падения уровня жизни начал приобретать серьёзные размеры. Особенно это заметно в строительстве, машиностроении, той же энергетике, причём как в среде рабочих, так и высококвалифицированных инженерных кадров. Эта проблема неминуемо затронула бы и газовую сферу.

Надо отдать должное, Россия, приобретя белорусские газовые активы, оперативно сработала на опережение. Сразу же после подписания данного соглашения российский премьер Владимир Путин поручил главе "Газпрома" Алексею Миллеру внимательно посмотреть вопросы кадрового обеспечения и, что самое главное, заработной платы. Дословно Путин сказал буквально следующее: "Предприятия подобного рода должны иметь соответствующий уровень заработной платы. По всей видимости, раза в два вам нужно будет повысить уровень заработной платы в "Белтрансгазе".

8 декабря 2011 года в Минске под председательством Алексея Миллера прошло совещание, посвящённое вхождению "Белтрансгаза" в систему "Газпрома". Наряду с финансово-экономическими вопросами и порядком функционирования Единой системы газоснабжения России и Белоруссии были оговорены и корпоративные моменты - от будущей системы управления до заработной платы, чтобы разумно совместить принятые в "Газпроме" нормы и требования белорусского законодательства. Следует отметить, что в среднем в региональных представительствах "Газпрома" заработная плата составляет около 1000 долларов. Очевидно, эту сумму и имел в виду Миллер, когда заявил о повышении зарплаты работникам "Белтрансгаза" в три раза, перевыполнив таким образом поручение российского премьера.

В течение декабря были приняты и другие важные решения. Так, было объявлено о переименовании "Белтрансгаза" в "Газпром трансгаз Беларусь", что, конечно же, будет больше соответствовать нынешнему статусу предприятия. "Газпром" не отказывается и от социальных обязательств - так, популярная в Российской Федерации программа "Газпром - детям" будет распространена и на территорию Белоруссии. В рамках этой социально-ориентированной программы "Газпром" строит и реконструирует спортивные комплексы, дворовые многофункциональные спортивные площадки, осуществляет набор тренеров и преподавателей, закупает необходимое оборудование для организации спортивных секций, кружков творчества и самодеятельности, организует фестивали и спортивные состязания. Всё это, безусловно, соответствует критериям и духу белорусского социально-ориентированного государства.

Между тем, несмотря на очевидные и стратегические, и тактические выгоды от продажи "Белтрансгаза" и в белорусском руководстве, и в среде оппозиции существуют различные оценки данной сделки. Так, оппозиция откровенно обвиняет белорусскую власть в торговле едва ли не суверенитетом страны, делая особый упор на то, что Белоруссия теперь не сможет контролировать транзит газа, а значит, будет представлять куда меньший интерес для Евросоюза и теперь попадает в сильную зависимость от Российской Федерации. В белорусской же властной элите сделку считают скорее вынужденной мерой, нежели закономерным и единственно возможным в данной ситуации решением. Так, в белорусских властных комментариях превалирует упор на то, что благодаря данной сделке удастся полностью заполнить газом трубу, что приведёт к увеличению объёмов прокачки газа и, как следствие, росту поступающих налоговых отчислений, что могло быть под вопросом в связи с вводом в эксплуатацию "Северного потока". Это, безусловно, так, однако белорусские власти предпочитают не упоминать о том, что эту проблему можно было решить раньше, ещё до строительства "Северного потока", который был построен в первую очередь из-за сложностей во взаимоотношениях России с Белоруссией и другими странами-транзитёрами. Сама сделка по продаже "Белтрансгаза" должна была состояться гораздо раньше, во всяком случае, не следовало дожидаться обострения российско-белорусских отношений в 2010 году, эхо которых мы расхлёбываем и сейчас, столкнувшись с резким падением уровня жизни белорусов.

Если с прозападной оппозицией, которая любым способом пытается не допустить интеграции с Россией и если уж и не привести Белоруссию в ряды Евросоюза, то хотя бы сохранить за ней статус буферного государства (так называемого "моста"), всё изначально понятно, то позиция белорусского руководства проистекает прежде всего из той модели государственного регулирования экономики, которая сейчас реализуется в Белоруссии. Строго говоря, мы имеем дело с типичной формой забюрократизированного государственного капитализма. Экономика Белоруссии работает примерно по следующей схеме. Государство жёстко регулирует все более-менее значимые отрасли и сферы, устанавливая как уровень заработной платы, так и те направления, по которым отрасли должны двигаться. При этом осуществляется регулярное перераспределение средств между прибыльными и доходными отраслями и полностью депрессивными и убыточными. К сожалению, вторых в Республике Беларусь гораздо больше, что в совокупности с ростом цены энергоносителей и приводит к постепенному нарастанию государственного долга.

В конце 2011 года первый заместитель министра финансов Белоруссии Владимир Амарин сообщил, что внешний государственный долг на конец 2011 года составит 12,2 миллиарда долларов, на конец 2012-го - 14 миллиардов. В то же время по итогам 2006 года он составлял всего 839 миллионов долларов. То есть увеличился на порядок за пять последних лет. Опять же для сравнения пересчитаем, сколько приходится на каждого конкретного жителя. Путём несложных расчётов получаем, что в 2006 году на каждого жителя Белоруссии приходилось по 88 долларов долга, в конце 2011 года - уже 1284 доллара, а к концу нынешнего 2012 года будет и вовсе 1474 доллара. А ведь здесь мы ещё не учитываем те суммы, которые Белоруссия должна будет платить в счёт погашения уже существующих долгов - в 2012 году 1,62 миллиардов долларов (918 миллионов в счёт погашения самого долга и 699 миллионов по обслуживанию этого долга плюс другие выплаты). Иными словами, в 2012 году мы должны будем только по основному долгу выплатить за год больше, чем набрали в долг за всё время к исходу 2006 года. Дальше будет ещё сложнее - в 2013-2014 годах платежи по обслуживанию государственного долга возрастут до свыше 3 миллиардов долларов ежегодно. То есть из экономики, чтобы поддержать хотя бы сегодняшний статус-кво, придётся вывести по 316 долларов ежегодно в расчёте на каждого человека (это условно, но для лучшей наглядности).

Уже от одних этих цифр становится не по себе. Между тем система перераспределения и нынешнего государственного регулирования слаба не только своей хронической убыточностью. Она принципиально не может должным образом развиваться и реагировать на вызовы времени. Ведь как у нас всё делается. Вначале объявляются некие "прогнозные показатели" - в целом, допустим, "прогнозируется" рост экономики на 10%. Эти цифры, будучи несколько скорректированными для различных отраслей, доводятся до губернаторов, министерств, отраслей и конкретных предприятий. Далее вся эта цепочка стремится максимально отчитаться о том, что "задание выполнено". Такие "мелочи", как мировая конъюнктура рынка, цикличность спроса и предложения, мягко говоря, не слишком учитываются. В итоге каждый на своём месте, чтобы его не лишится (ведь весь директорский, как и чиновничий корпус не является собственником, поэтому целиком зависит от государства) стремится любой ценой отчитаться если и не о полном выполнении "прогнозных показателей", то хотя бы о том, что они почти выполнены. Понятно, что статистика в этом случае используется гибкая - вроде утверждений о росте реальной заработной платы в 2011 году.

Таким образом, во главу угла ставиться не экономически просчитанное развитие той или иной отрасли, а пресловутый "вал по плану", зачастую приводящий лишь к росту убытков. Как, например, руководитель предприятия может по собственной инициативе остановить производство для его перевооружения без риска быть уволенным за невыполнение этих пресловутых "прогнозных показателей"? Никто на такой риск не пойдёт без одобрения правительства и президента. Но ведь будь Александр Лукашенко и члены его команды даже семи пядей во лбу, разве можно обеспечить нормальное развитие экономики в формате ручного управления? Конечно же, нет. Поэтому основным показателем должен быть не "вал", а рентабельность предприятия. Об этом много говорят, но пресловутый "вал" до сих пор стоит во главе угла белорусской экономики. Добавим к этому и своеобразную форму перераспределения средств, когда, например, для решения социальных и иных вопросов у предприятий изымается часть средств волевым образом на всех уровнях в стиле: ты, Степан - отремонтируй улицу, ты, Иван, возьми на баланс убыточный колхоз, а ты, Сергей - перечисли деньги на наш новый проект. А ещё можно всех мобилизовать на субботник, заставить массово подписаться на "Советскую Белоруссию", посадить на контракты, когда "шаг вправо, шаг влево - увольнение", да и много чего ещё в этом стиле. И неважно, что в каждом конкретном случае государственный бюджет терпит убыток. Понятно, что в случае с "Белтрансгазом" так уже не получится.

Именно это и смущает белорусскую сторону больше всего - приватизируемые с участием иностранного капитала предприятия не вписываются в эту схему. Если их станет больше, белорусская вертикаль будет вынуждена решать многие вопросы, исходя из суммы поступающих налогов, а не из абстрактных "прогнозов и заданий". Но так живёт весь мир. Мы не можем жить иначе. Потому что если всё и дальше пойдёт такими же темпами, то скоро на заработки в Россию уедет значительная часть квалифицированных и подготовленных работников. Вспомните, чем нас пугали белорусские официальные СМИ в течение последнего времени? Придут российские олигархи и за бесценок купят нашу собственность. А что у нас есть в собственности? Пресловутые квартира, подержанная иномарка и дача? Так даже это есть далеко не у каждого.

Люди хотят работать и зарабатывать. Белоруссия издавна была сборочным цехом Советского Союза. У нас есть квалифицированные кадры, серьёзный человеческий потенциал, и случай с покупкой "Белтрансгаза" и повышением зарплат его сотрудникам наглядно показывает, что только встраивание в международную экономическую систему, и в первую очередь - в совместную экономическую деятельность с нашим главным стратегическим союзником и поставщиком энергоресурсов - Российской Федерацией, позволит нам остановить дальнейшее падение жизненного уровня нашего населения и прекратить отток трудовых ресурсов. Зачем ехать за границу, если и дома можно будет получать достойную зарплату, как это сейчас делают сотрудники "Белтрансгаза". И эти вопросы нужно решать уже сейчас, а не бросаться время от времени в антироссийскую истерию, что, к сожалению, приходилось часто наблюдать в последние годы. Не до поглощения Белоруссии сейчас России - там и своих проблем с регионами хватает, однако этого почему-то никак не хотят понять у нас некоторые "защитники белорусского народа от российских олигархов".