Нынешний лидер крымской организации Партии регионов Анатолий Могилев, являющийся по совместительству премьер-министром Автономной Республики, поставил задачу добиться расширения полномочий автономии. Подобное заявление означает только одно: он не имеет ни малейшего представления об основных положениях действующей Конституции АРК. В противном случае он бы знал, что наша Республика обладает самыми широкими полномочиями, позволяющими нам проводить полностью самостоятельную социально-экономическую и культурную политику, закрепляющими за Крымом право на языковое своеобразие и распоряжение своими ресурсами (как природными, так и финансовыми). Поэтому нужно не разглагольствовать о каких-то мифических новых правах, а строго выполнять уже имеющиеся полномочия, чтобы Республика развивалась в соответствии с теми принципами и нормами, которые закреплены в ее Конституции.

Однако об этом в последние годы нет даже и речи. Очередную годовщину провозглашения Автономной Республики Крым мы встречаем в буквальном смысле слова на ее руинах. Как это ни горько осознавать, Республика существует лишь только на бумаге. Она напрямую управляется представителями донецкой правящей группировки, которая руководствуется исключительно собственными интересами, не считаясь ни с требованиями крымчан, ни с экономическими и культурными особенностями Крыма. Природные ресурсы Республики, в том числе главное богатство Крыма - земля, разделены между несколькими группировками, заинтересованными исключительно в получении как можно большей прибыли. Их совершенно не волнует, как будет развиваться Автономия, какое будущее ждет его жителей после того, как потенциал, созданный в советское время, будет окончательно утрачен. А это, судя по всему, уже дело совсем близкого будущего.

На протяжении последних десяти лет крымская буржуазия и ее политические ставленники последовательно "сдавали" автономные полномочия Крыма в обмен на возможность бесконтрольно распоряжаться природными ресурсами полуострова и грабить крымское общество. Теперь этот процесс пришел к своему логическому завершению. Политическое и экономическое пространство Автономной Республики после состоявшихся местных выборов в октябре 2010 года полностью поделено между несколькими олигархическими кланами, непосредственно связанными с центральной властью. Так называемая "крымская элита" больше не нужна альянсу олигархии и коррумпированной бюрократии, захватившему власть в стране, ни в качестве союзника, ни даже в качестве "младшего" партнера. Группировки крымской буржуазии еще недавно с выгодой для себя распродавали остатки промышленного потенциала, аграрного комплекса и курортной сферы, унаследованных от советской эпохи, выполняли посреднические функции в сделках с крымской землей, спекулировали на пророссийских настроениях крымчан. Теперь они остались не у дел. Отказавшись от борьбы за политическую и экономическую самостоятельность Крыма, они в конце концов оказались полностью раздавлены под натиском правящей украинской олигархии, которая окончательно забрала в свои руки управление крымскими ресурсами, согласившись терпеть местную буржуазию исключительно в качестве бесправной прислуги.

Нужно сказать, что крымская верхушка, будучи коррумпированной, погрязшая в личных бизнесовых интересах, практически без сопротивления уступила господствующее положение в политическом и экономическом пространстве полуострова после того, как к ней дельцы под личиной Партии регионов применили карательную дубинку под названием правоохранительные органы. Жестоко просчитались те, кто рассчитывал, что она, хотя бы исходя из собственных интересов, попытается сохранить Конституционные полномочия Автономной Республики Крым. Все политические силы, которые отстаивали интересы крымской буржуазии, были разгромлены или превращены в придаток республиканской организации Партии регионов. А та часть крымской верхушки, что вошла в состав управляющего Украиной олигархического клана и была допущена к управлению полуостровом, даже и не помышляет о реализации положений крымской Конституции.

Председатель Верховного Совета Крыма Владимир Константинов незадолго до нового года дал интервью газете "Крымское эхо", в котором, в частности, разъяснил, какой смысл он вкладывает в понятие "полномочия автономии". Оказывается, это всего лишь механизмы, позволяющие местной бюрократии решать локальные проблемы, не спрашивая согласия центра (но предварительно получив от него разрешение на подобное поведение). Таким образом, высшее должностное лицо Автономной Республики заявляет о своей готовности подменить статус автономии системой подачек и поблажек со стороны центральной власти в обмен на полный отказ от политической и экономической самостоятельности. Хотелось бы напомнить подобным господам, разрушившим нашу Автономную Республику, что права и полномочия Крыма не являются их личной собственностью. Они принадлежат всем крымчанам, и им уже давно пора прекратить циничную торговлю, поставившую Крым на грань социально-экономической катастрофы, превратившейся в открытый грабеж крымского общества. В качестве неопровержимого аргумента, напоминаю всем, что за прошедший 2011 год собрано налогов и сборов в Крыму 6,8 млрд. грн., а республиканский бюджет 2011 года по доходам составил 4,2 млрд. грн. Бюджет 2012 года утвержден аж в 3,86 млрд. грн. Так вот, выполняйте, господа, права заложенные в Конституции Автономии и утверждайте республиканский бюджет в сумме 6,8 млрд. грн., а не рассказывайте небылицы.

Автономия - это не подарок, полученный нами по чьей-то милости, не игрушка и не декорация, без которой вполне можно было бы обойтись. Это завоеванное нами право, наше общее достижение, которое должно стать основой государственной и общественной жизни Крыма. Только в этом случае наш полуостров обретет экономические перспективы, только тогда у нас появятся твердые социальные гарантии, а на крымской земле установится прочный мир, которому не будут угрожать межконфессиональные и межэтнические конфликты.

Без автономного статуса Крым после развала СССР неизбежно превратился бы в еще одну "горячую точку", подобно Абхазии, Южной Осетии, Приднестровью или Нагорному Карабаху. Правда, некоторые регионы, ставшие ареной для вооруженных конфликтов, обладали автономным статусом. Но он был получен по решению "сверху", а потому националистические силы, пришедшие к власти в бывших советских республиках, считали возможным его игнорировать. Нет никакого сомнения в том, что подобная ситуация возникла бы в нынешних условиях, поскольку нарождавшаяся украинская буржуазия откровенно заигрывала с националистами и пыталась создать для себя идеологическую опору из смеси националистических лозунгов и либеральной демагогии. Однако Крым получил автономный статус в результате проведения первого в советской истории референдума, который стал возможен благодаря дальновидности и политической мудрости крымчан. Я горжусь тем, что имел к этому важнейшему политическому акту прямое отношение, а поэтому хочу прямо сказать, что украинское государственное руководство того времени, убедившись в стремлении крымчан закрепить за полуостровом права автономии, попыталось придать Крыму соответствующий юридический статус свыше, своим решением. Этого особенно добивался приснопамятный Л. Кравчук. Нам удалось вовремя разглядеть эту уловку, и одним из важнейших своих политических достижения я считаю то, что сумел добиться решения и организовать работу по проведению референдума.

До этого в СССР не было опыта организации всенародного волеизъявления. Инициатива проведения референдума о восстановлении автономного статуса принадлежала крымской областной организации КПСС. Сначала - в апреле 1990 года - постановление о референдуме принял пленум крымского обкома КПСС, потом, 12 ноября, такое постановление принял областной совет. Мы не были пророками и, конечно, не могли прогнозировать, что Советский Союз будет вероломно разрушен. Нами двигало, в первую очередь, стремление не допустить в Крыму межнационального конфликта. А в начале 90-х такая угроза в Крыму резко обострилась в связи с массовым возвращением крымских татар. Националистические силы, которые тогда, к сожалению, во многом определяли настроения в крымско-татарской среде, потребовали возрождения в Крыму национальной автономии (несмотря на то, что Крымская АСССР, образованная в 1921 г. была организована не по национальному, а по территориальному признаку). Мы понимали, что Автономная Республика должна была стать общим домом для всех народов, а потому настаивали на том, чтобы она имела территориальный характер. И то, что наша позиция тогда получила поддержку подавляющего большинства крымчан, стало, на мой взгляд, главной гарантией межэтнического мира в Автономной Республике. Его удалось сохранить, несмотря на многочисленные попытки спровоцировать межнациональное противостояние, предпринимавшиеся националистами всех мастей, которых использовала олигархия для того, чтобы покончить с экономической и политической самостоятельностью Крыма.

Сегодня суть Автономной Республики Крым, к великому сожалению, выхолощена, а Конституцию АРК деятели, занимающие высшие должностные посты в Республике, даже не читают. Поэтому националисты больше не нужны правящей олигархии в качестве союзника (точно так же, как и так называемая "крымская элита"). Поэтому крымско-татарские национал-радикалы практически выброшены из политического процесса, а их место заняли политики, лишенные какой-либо идейной позиции. Однако от своего требования национальной государственности национал-радикалы так и не отказались. Оно вновь выдвигается в новогоднем поздравлении, которое распространила пресс-служба крымско-татарского меджлиса. При этом руководство меджлиса даже пальцем не пошевелило, чтобы защитить Автономную Республику от разрушительного натиска правящей олигархической группировки. Это означает, что национал-радикалам не нужен экономически самостоятельный Крым, способный отстоять как свое культурное своеобразие, так и свой уникальный геополитический статус. Им нужна власть, организованная по национальному признаку, опирающаяся на националистические мифы, создающая привилегированное положение для одной этнической группы. И им все равно, из чьих рук получить эту власть, поскольку они хорошо знают, что крымчане по своей воле никогда не согласятся жить в соответствии с подобными принципами.

Нужно сказать, что сегодня, когда мир вступает в период геополитической нестабильности, вызванной глобальным экономическим кризисом, а украинская государственность столкнулась с угрозой распада, обусловленной курсом правящей олигархии, расчеты националистов могут стать страшной реальностью.

Поэтому нам нужно твердо помнить, на каких принципах должна быть построена наша Автономия, не упускать из виду важнейшие цели социально-экономического, культурного и геополитического развития Крыма.

Прежде всего, - о принципах государственного строительства, которые нам удалось заложить в Конституции АРК.

Во-первых, это финансовая и экономическая самостоятельность Крыма, которая является важнейшим условием создания в Республике действенной системы социальной защиты. Без этого, как мы видим, развитие Крыма подчиняется чуждым интересам, а природные ресурсы полуострова расхищаются и уничтожаются в интересах олигархических групп. Уникальная природа и благоприятный климат полуострова могут превратиться из благословения в подлинное проклятие, если экономическое развитие Автономии будет направлено исключительно на то, чтобы создать наилучшие условия для новоявленных помещиков и латифундистов, рассматривающих Крым как свою личную вотчину. Не менее опасным заблуждением, которое может стать причиной не только экономической, но и природной катастрофы является стремление превратить Крым в зону массового туризма. Наш полуостров никогда не сможет конкурировать с популярными местами массового отдыха, - вроде турецкой Анталии, Египта или Кипра, - в инфраструктуру и рекламу которых транснациональные корпорации вложили миллиарды долларов. Экономическое развитие Крыма должно опираться на агропромышленный комплекс, машиностроение, добычу газа и курортную медицину, которые могут стать локомотивами нашей экономики. Но это те отрасли, в которых нельзя ожидать быстрой баснословной прибыли, а потому они не вызывают интереса у олигархических группировок. Поэтому без обретения экономической и финансовой самостоятельности Крым не сможет нормально развиваться, а крымчане будут обречены на безысходную бедность.

Во-вторых, защита культурного, исторического и геополитического своеобразия Крыма, в котором на протяжении столетий бок о бок живут представители разных народов и культур. Крым находится на перекрестке цивилизаций, он является регионом, соединяющим восточнославянский мир и связывающим его с миром ислама. Поэтому Крым должен оставаться в пространстве русского языка и культуры. В Конституции Автономной Республики зафиксировано ее право на свободное сотрудничество с регионами других государств. Понятно, что правящая украинская группировка, продолжающая курс Ющенко на превращение Украины в периферию евро-атлантического мира, никогда не допустит, чтобы в Крыму русский язык развивался как язык образования, науки и культуры, а крымская власть укрепляла экономические связи с регионами России и Беларуси. Но без этого Крым не сможет сохранить ни свою культуру, ни традиционные ценности, ни взаимопонимание между народами, живущими на полуострове.

Чрезвычайно выгодное геополитическое положение Крыма создает угрозу превращения полуострова в плацдарм для американской экспансии в Причерноморском регионе. Нельзя забывать и о том, что на крымском шельфе обнаружены крупные нефтегазовые месторождения, контроль над которыми необходим Вашингтону для того, чтобы удерживать в сфере своего влияния страны Восточной Европы. Очевидно, что как олигархическая группировка, захватившая власть в стране, так и конкурирующие с ней фракции крупной буржуазии даже не осознают опасности, связанной с превращением Украины в сателлита США. В результате наша страна может быть втянутой в вооруженные конфликты, вероятность которых в период глобального кризиса резко повысится. Сохранить доминирующее положение в мировой экономической и политической системе американская правящая элита может только благодаря постоянной дестабилизации обстановки в ключевых регионах мира. А это значит, что в случае продолжения Украиной проамериканского курса Крым неизбежно превратится в арену международного противостояния, главная цель которого будет состоять в дальнейшем ослаблении России и усилении американского присутствия в Причерноморье.

Предотвратить подобное развитие событий можно, только противодействуя курсу центральной власти на превращение Украины в периферию евро-атлантического мира, последовательно укрепляя экономические и культурные связи с Россией, добиваясь создания внешнеполитического и оборонного союза с участием Украины и России. Конституция АРК позволяет республиканской власти непосредственно участвовать в принятии важнейших внешнеполитических и внешнеэкономических решений. Безусловно, нынешняя крымская власть никогда не воспользуется этим конституционным правом. Поэтому формирование в Автономной Республике руководства, способного действенно отстаивать Конституционные полномочия Крыма, представляет важность для будущего не только нашего полуострова, но и всей восточнославянской цивилизации.

В-третьих, широкая политическая демократия и развитое местное самоуправление. В нынешних условиях наивно даже мечтать о том, чтобы власть придерживалась демократических принципов или хотя бы для видимости считалась с общественным мнением. Это принципиально невозможно в той системе неограниченного олигархического господства, которая после разрушения Автономной Республики распространилась и на Крым. Между тем, политическая демократия - это непременное условие выживания Крыма. В нынешних условиях иначе невозможно преодолеть коррупцию и обеспечить равенство перед законом всех граждан, независимо от их вероисповедания и этнического происхождения. Без полномочного местного самоуправления, ответственного перед местными жителями, земельные богатства Крыма будут расхищаться, а пейзажное, историческое и культурное наследие безжалостно уничтожаться в угоду земельным спекулянтам и экономическим структурам, связанным с властью. Сегодня у крымчан нет возможности ни повлиять на действия власти, ни даже заявить свою позицию. Практически все ведущие украинские СМИ оказались под контролем олигархических группировок, связанных с действующей властью или боящихся вызвать ее неудовольствие. Материалы, содержащие критическую оценку нынешней ситуации и призыв бороться против олигархического господства, попросту удаляются из информационного пространства. Так произошло, например, с передачей "Политическая кухня", которая выходит на телеканале "Киев". Выпуск этой программы с моим участием должен был выйти 2 января текущего года, но его не пропустили в эфир, поскольку руководство канала испугалось, что моя жесткая оценка социально-экономического положения в стране и нынешней политической системы, а также симоненковщины в КПУ, обслуживающей интересы донецких олигархов, вызовет недовольство во властных кругах.

Поэтому наша ближайшая задача - заставить власть считаться с требованиями общества. Мы не можем добиться этого при помощи СМИ. Значит, единственный выход из нынешнего тупика состоит в организации массового социального протеста.

Наша цель состоит в том, чтобы добиться проведения в Крыму (а затем и во всей стране) социально-экономического курса, направленного на развитие высокотехнологичной промышленности и сельского хозяйства, на поддержку образования, здравоохранения и науки, на создание твердой системы социальных гарантий, на повышение морального и культурного уровня общества, на укрепление межэтнического мира и сохранение единого пространства восточнославянской цивилизации.

А это значит, что мы должны восстановить из руин нашу Автономную Республику, добиться практической реализации Конституционных полномочий, обеспечивающих Крыму финансовую, экономическую и культурную самостоятельность. Нам предстоит тяжелая борьба с силами, уничтожившими Крымскую Автономию и опасающимися ее возрождения. Поэтому сегодня крымчанам необходимы такое же общественное единство и ясное понимание своей исторической ответственности как в тот великий день, - 20 января 1991 года.

Леонид Грач - народный депутат Украины, Председатель Общественного Совета по защите конституционных прав Автономной Республики Крым