Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра политических исследований "Атлас" Эльханом Шахиноглу (Баку):

ИА REGNUM: Как бы вы прокомментировали предложение президента России Дмитрия Медведева о новой встрече в Сочи президентов Армении и Азербайджана?

Я предполагал, что встреча в Казани президентов России, Азербайджана и Армении будет последней для Дмитрия Медведева. Ведь какой резон уходящему главе государства организовывать новую встречу по такой тяжелой теме, как Нагорный Карабах? Поэтому приглашение Дмитрия Медведева президентам Азербайджана и Армении провести 23 января в Сочи очередную встречу по урегулированию Карабахского конфликта, говоря откровенно, для меня стало сюрпризом.

ИА REGNUM: Почему так?

До завершения срока правления Медведева осталось всего два месяца и понятно, что достижение им какого-либо успеха во внутренней и внешней политике кажется маловероятным, если не сказать невозможным. Как мы хорошо знаем, в США таких политиков, которые готовятся к уходу с поста, называют "хромой уткой". У такого политика чемоданное настроение. Инициативы от фигуры, готовящейся покинуть свой пост ввиду завершения срока правления, всерьез не воспринимаются. Поэтому миротворческое посредничество Медведева практически уже никакого значения не имеет. Если миротворческие усилия Медведева в течение трех лет, когда позиция его была сравнительно сильной, не имели успеха, несмотря на 10 встреч в тройственном формате с президентами Армении и Азербайджана, то к каким результатам может привести его новая инициатива по урегулированию?

ИА REGNUM: Но все же, Медведев имеет какую-то цель, организовывая такую встречу?

Вспомним последнюю Казанскую встречу. Дмитрий Медведев пригласил своих азербайджанского и армянского коллег в Казань в июне 2011 года и тогда многие политические круги выдвигали оптимистические прогнозы о возможности подписания базовых принципов. Были многообещающие телефонные звонки и телеграммы, да и сопредседатели Минской Группы заметно активизировались. Однако та встреча себя не оправдала. Президенты вернулись домой, не подписав никаких документов. А на сегодня нет ни звонков и телеграмм, ни оптимистических заявлений сопредседателей. Слышны лишь пессимистические прогнозы насчет Сочинской встречи. Похоже, что Медведев затеял Сочинскую встречу не с целью достижения каких-то реальных результатов в вопросе урегулирования конфликта, а просто для того, чтобы попрощаться со своими азербайджанским и армянским коллегами.

ИА REGNUM: А как же в таком случае предложение о встрече в Сочи могут воспринять президенты Азербайджана и Армении?

Президенты и раньше не раз встречались в этом курортном городе, пили чай, катались на лыжах. Наверное, похожая атмосфера будет и на этот раз. Но вся эта атмосфера никак не повлияет на ситуацию вокруг разрешения конфликта. Президенты Армении и Азербайджана понимают бессмысленность предстоящей в Сочи встречи. Им заранее ясно, что в Сочи никакого продвижения достигнуто не будет. Известно, что в ходе московской встречи президентов Армении и Азербайджана в рамках саммита СНГ они оба чуть было не сцепились и поэтому были сторонниками длительной передышки между раундами встреч. Несмотря на это, Ильхам Алиев и Серж Саркисян не могут сказать "нет" последнему желанию Медведева. Как-никак Медведеву, возможно, предстоит еще возглавить правительство России и портить отношения с уходящим президентом и будущим премьер-министром не стоит. Хотя кроме как имитацией Сочинскую встречу назвать невозможно.

ИА REGNUM: А что можно ожидать от посредничества Владимира Путина?

В отличие от Медведева урегулирование Карабахского конфликта Путина особо не интересует. Даже если бы у Медведева и была добрая воля, то и в этом случае известные в Москве политические и военные круги не дали бы возможности справедливому решению Карабахского конфликта. У Путина же вообще нет такой "головной боли", чтобы стремиться к справедливому урегулированию данного конфликта. Для него главное - это укрепление позиций России на Южном Кавказе и в этом контексте для него важно укрепление военно-стратегических отношений с Арменией. Такой подход противоречит справедливому урегулированию конфликта. Ведь что обещает справедливое решение конфликта? При справедливом решении конфликта откроются границы Армении с Азербайджаном и с Турцией. Турецкий капитал хлынет в Армению. Да и с Азербайджаном возможны реализации определенных энергетических и транзитных проектов. Армения в этом случае станет четвертым и последним недостающим звеном в политико-экономических отношениях между Азербайджаном, Грузией и Турцией. Понятно, такой ход событий не вписывается в планы Путина и его окружения. Поэтому организовываемые Путиным в будущем (если он станет президентом) трехсторонние встречи, по всей вероятности, будут носить имитационный характер.

ИА REGNUM: Могут ли в таком случае другие сопредседатели Минской Группы активизироваться?

Не думаю. Кремль считает Южный Кавказ зоной своих интересов и ревностно воспринимает, когда западные страны разрабатывают здесь политические и экономические проекты. Хотя Запад и так имеет много возможностей реализации своих геополитических планов с участием Азербайджана и Грузии. Но Запад в одном не может помочь Азербайджану и Грузии. Это касается вопросов разрешения сепаратистских конфликтов. Здесь "роль" и "возможности" России очевидны.

ИА REGNUM: А как же два других сопредседателя МГ ОБСЕ?

Два других сопредседателя Минской Группы - США и Франция - не хотят мешать "провальному" посредничеству России. Создается впечатление, что Вашингтон и Париж отошли от переговорного процесса. Но даже активизация Франции в этом вопросе ничего хорошего Азербайджану не сулит. Пример - последний визит президента Франции Николя Саркози в страны Южного Кавказа, в ходе которого он продемонстрировал свое особое предрасположение к Армении. Вдобавок к этому нижняя палата парламента Франции утвердила одиозный законопроект о привлечении к уголовной ответственности за отрицание "геноцида армян". Этим Париж подтвердил свою проармянскую позицию. Третий сопредседатель - США - вообще занят другими проблемами и разрешение Карабахской проблемы для него не в первых рядах приоритетного списка, если не сказать в конце списка.

ИА REGNUM: Чего же тогда ожидать от 2012 года в вопросе разрешения конфликта?

Я ни от 2012, ни от даже 2013 года в плане разрешения конфликта ничего не ожидаю. Ни имитационное посредничество Кремля, ни имитационная активность Минской Группы не могут ускорить урегулирование конфликта. Кроме этого, в этом году пройдут президентские выборы в России, Армении, США и Франции, а в будущем году в Азербайджане. Как мы знаем, в год выборов никто не рискует и переговорный процесс становится еще более замедленным. Значит, в ближайшие два года ждать продвижений в вопросе урегулирования конфликта не стоит. А спустя два года над разрешением конфликта, возможно, будут думать уже другие лица...