Чем обусловлен рост числа кряшен в Татарстане: мнения

Москва, 16 января 2012, 18:58 — REGNUM  Всероссийская перепись населения-2010 выявила увеличение численности кряшен - православного тюркского народа в Урало-Поволжье. За восемь лет - с момента переписи 2002 года - количество кряшен в Татарстане выросло почти в два раза.

Так, в 2002 году, если верить данным Росстата, в России проживало всего 24.668 кряшен, из которых 18.760 человек - в Татарстане. В 2010 году численность кряшен выросла до 34.822 человек по России, а 29.962 проживают в республике. Таким образом, по России кряшенское население увеличилось на 41,1%, в Татарстане - на 59,7%.

Председатель Совета ветеранов кряшенского движения Казани Аркадий Фокин объясняет это двумя причинами. "Во-первых, после переписи 2002 года, когда кряшены испытывали откровенное давление со стороны республиканских властей и солидарных с ними татарских националистов, требующих в ультимативной форме записываться татарами, произошел значительный рост этнического самосознания кряшен, которые теперь не стесняются и не бояться называть себя кряшенами", - заявил Фокин, добавив, что новое поколение кряшенской молодежи выступает решительно против навязываемой им татарской идентичности. В этой связи молодые кряшены стремятся заключать браки именно с представителями своего народа. "Во-вторых, в 2010 году был ослаблен административный ресурс, который включало руководство Татарстана для конструирования единой и неделимой татарской нации", - считает общественник. Он также уверен, что в уменьшении прессинга большую роль сыграли обращения к руководству РПЦ и правительству России.

Солидарен с ветераном кряшенского движения и настоятель церкви св. Николая из села Кряш-Серда Пестречинского района о. Димитрий (Сизов). Как сообщил ИА REGNUM священник, "той огульной травли, которую испытали на себе кряшены в 2002 году, через восемь лет уже не было". Он также добавил, что указанное количество "30 тысяч", с которым республиканские власти позволили записаться кряшенам, на самом деле далеко от реальной цифры, случайно озвученной председателем Госсовета Татарстана Фаридом Мухаметшиным в 2009 году (порядка 200 тысяч - прим. ИА REGNUM).

Главный редактор единственной легальной кряшенской газеты "Туганайлар" Людмила Белоусова поставила увеличение числа кряшен в заслугу официальной республиканской структуре - "Общественной организации кряшен". Она заявила корреспонденту ИА REGNUM, что кряшен стало больше, потому что "мы правильно работаем". При этом Белоусова также призналась, что "кряшен, на самом деле, больше, чем 30 тысяч", после чего отметила большую роль Форума кряшенской молодежи, возглавляемого Александром Долговым и патронируемого Аппаратом президента Татарстана. В этой связи следует отметить, что по свидетельству экспертов, эта молодежная организация вызывает, скорее, неприятие у кряшенской общественности, поскольку ее руководитель агитировал кряшен записываться татарами, а сам принял ислам.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов уверен, что концепция "единой и неделимой татарской нации", в которую в Казани долгое время пытаются вставить кряшен, провалилась по религиозным причинам. "Сегодня республиканские власти взяли курс на идентификацию татар с исламом. Мусульманская идентичность татар не вызывает ни у кого вопросов, однако при таком акценте на религиозное единообразие православным кряшенам просто не оставили выбора, кроме как стать самостоятельным народом, которым они вообще-то и без того являются", - заявил эксперт.

По мнению Сулейманова, если в аппарате президента Татарстана (где сохранились, преимущественно, кадры экс-президента Минтимера Шаймиева) будут и дальше проводить курс на сохранение "единой и неделимой татарской нации", то придется и Православие признать одной из традиционных для татарского народа религий. Однако надо понимать, что власти на это никогда не пойдут, поскольку не будут поняты подавляющим большинством татар, считающих себя, независимо от степени религиозности, мусульманами. "Сейчас мы наблюдаем закат шаймиевской концепции "единой и неделимой татарской нации", и без того доминировавшей только благодаря административному ресурсу", - считает Раис Сулейманов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.