Назначенный и.о. губернатора Архангельской области Игорь Орлов - "политический варяг" для архангелогородцев. Несмотря на то, что возможный губернатор проработал в Архангельской области без малого 20 лет (он начал трудовой путь в 1987 году инженером в проектном судостроительном бюро "Онега" в Северодвинске, а завершил в 2008 году в должности замгендиректора по экономике и внешнеэкономической деятельности судоремзавода "Звездочка"), публичным человеком Орлов стал в Калининграде. Калининградский корреспондент ИА REGNUM проанализировал последние четыре года деятельности Игоря Орлова в самом западном регионе России.

Игорь Орлов пришел в Калининград во время грандиозного корабельного скандала. В 2008 году ФСБ возбудила уголовное дело против гендиректора калининградского судостроительного завода "Янтарь" Николая Волова о растрате 4,5 млн рублей при строительстве военного корабля "Ярослав Мудрый". В результате Росимущество инициировало отставку Волова, предложив в качестве кандидата на эту должность заместителя главы ФГУП "Звездочка" из Архангельской области Игоря Орлова.

Позже, уже подследственный Николай Волов прокомментировал причины своей отставки так: "Государство усиливает свое влияние в ключевых отраслях российской экономики, поэтому и происходят значительные структурные преобразования, создаются государственные корпорации. Это положительный момент". В свою очередь Орлов объяснил свой приход следующими словами: "Менеджмент (на "Янтаре") был неэффективен, поэтому потребовалась смена руководства. Государству было нужно, чтобы на предприятие пришли люди с другими подходами к судостроению, иным принципом управления. Я привез сюда свою команду, это десяток топ-менеджеров, которым я доверяю".

В итоге Волов был приговорен к семи годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. (Кстати, в 2012 году экс-директора "Янтаря", возможно, ждет условно-досрочное освобождение, поскольку уже подходит половинный срок отбывания наказания (ст.160 ч.4 УК РФ "Хищение в особо крупном размере с использованием своего служебного положения" является тяжким преступлением, и УДО применяется после отбывания не менее половины срока), к тому же Волов показал себя в колонии с положительной стороны).

В июне 2011 года Игорю Орлову неожиданно не был продлен трудовой контракт с заводом "Янтарь" и завершение его карьеры также ознаменовалось скандалом, теперь уже международным. В июле 2011 года в СМИ появилась информация о том, что Индия намерена предъявить штрафные санкции на сумму 40 млн долларов в связи с задержкой строительства трех фрегатов на "Янтаре". Речь идет о контракте для ВМС Индии стоимостью 1,6 млрд долларов, по которому "Янтарь" строит три фрегата "Тэг" ("Сабля"), "Таркаш" ("Колчан") и "Триканд ("Лук"). По данным анонимных источников в СМИ, смена директора предприятия напрямую была связана с претензиями к строительству индийских фрегатов.

Через несколько дней в Калининград с инспекционной проверкой прибыл командующий ВМС Индии адмирал Нирмал Кумар Верма. После окончания визита пресс-служба завода "Янтарь" заверила журналистов, что индийский адмирал "остался доволен ходом работ над заказом для ВМС Индии". Сам командующий индийскими ВМС с российской прессой не общался.

Так или иначе, после громкой отставки у корабела Орлова, казалось, карьера пошла под откос. Он перешел на работу в автосборочное предприятие "Автотор", заняв явно низшую для топ-менеджера должность первого заместителя исполнительного директора по производству ЗАО "Автотор" (при этом территориально Орлов ушел недалеко, поскольку предприятие "Автотор" находится непосредственно на территории судозавода "Янтарь", приобретя в свое время в собственность часть заводских площадок).

В Калининграде ЗАО "Автотор" с некоторых пор ассоциируется как место, где "оседают" уволенные крупные чиновники. В частности, после отставки губернатора Георгия Бооса в "Автоторе" "осели" вице-премьер Виталий Шипов (он стал вице-президентом "Автотор" - директором по внешним связям), экс-министр экономики Калининградской области Александра Смирнова (она стала советником председателя совета директоров ЗАО "Автотор"), бывший главный архитектор Калининградской области Татьяна Кондакова (в "Автоторе" - руководитель управления архитектурно-строительного проектирования и земельных отношений), экс-замглавы администрации Калининграда Вячеслав Петроченко (на "Автоторе" - советник по социальным вопросам), экс-замминистра экономики Андрей Гудзарик (заместитель гендиректора одной из компаний холдинга "Автотор").

Спустя два месяца после отставки фамилия Орлова вновь появилась в СМИ. В августе 2011 года указом президента РФ Дмитрия Медведева Игорю Орлову был вручена медаль ордена "За заслуги перед отечеством" II степени. В том же августе он вошел в обновленный президентский список кадрового резерва, в котором, кстати, значился с 2009 года.

Проработав четыре года в Калининграде, Орлов остался "темной лошадкой". Его редко можно было увидеть на региональных ВИП-тусовках, либо в качестве ньюсмейкера в СМИ (в отличие, скажем, от своего предшественника Николая Волова). Например, лично он так и не прокомментировал прессе скандал с индийскими фрегатами.

В одном из немногочисленных интервью газете "Страна Калининград" Орлов рассказал о переменах в личной жизни в связи с переездом из Архангельской области в Калининград: "После Севера живем, как на курорте". По словам Орлова, его супруга Татьяна была в Северодвинске предпринимателем, занималась медицинской техникой. Муж посетовал, что Татьяне Орловой после переезда в Калининград, "конечно, тяжело было всё оставить".

У Орлова двое детей - сын Глеб, 14 лет, профессионально занимается футболом. Дочь Дарья заканчивает Московскую Академию внешней торговли по специальности "юрист-международник".