Политика: Партия регионов избавляется от имиджа "гагаузской партии", а создание "Единого Буджака" откладывается. Итоги года: "Идея "оранжевой революции" в отдельно взятой автономии не слишком воодушевляет южного избирателя". Власть: "Гагаузия - это наше государство".

Политика: Партия регионов избавляется от имиджа "гагаузской партии", а создание "Единого Буджака" откладывается

Партия регионов РМ объявила о начале формирования районных структур в молдавской столице, пишет "НИКА-пресс". Как заявил один из активистов партии Николай Терзи, курирующий работы по ее структурированию, на начальном этапе предстоит определить реальные организационные возможности ПРМ в таком сложном для результативной политической работы месте, каким является Кишинев, создать здесь эффективные команды. Наблюдатели отмечают, что "регионалы" практической деятельностью теперь и в столице подтверждают свое стремление избавиться от имиджа "гагаузской партии", а также торопятся завершить структурирование на основных направлениях, чтобы быть готовыми к новым досрочным парламентским выборам.

Между тем в Комрате состоялось расширенное заседание актива общественной организации "Новая Гагаузия", на котором были обсуждены основные направления деятельности по подготовке к выборам депутатов высшего законодательного органа автономии, а также текущая общественно-политическая обстановка в автономии, продолжает "НИКА-пресс". Согласно планам, в январе "новые гагаузы" проведут заседание политсовета с той же повесткой дня, а через месяц соберется очередной съезд "НГ", где будет утвержден список кандидатов в депутаты Народного Собрания, поддерживаемых организацией.

Другие планы, в частности, по созданию на базе "Новой Гагаузии" республиканской партии "Единый Буджак" пока перенесены в перечень среднесрочных перспектив и, очевидно, могут быть востребованы лишь к концу будущего года, пишет "НИКА-пресс". Лидер "Новой Гагаузии", комратский градоначальник Николай Дудогло заявил, что планы по партийному строительству не остановлены, а только отложены, поскольку для их успешной реализации нужны не только воля лидеров "НГ", определенные средства, но и соответствующая обстановка в автономии и качественно иные настроения в гагаузском обществе. Наблюдатели отмечают, что известного рода сомнения о целесообразности продвижения еще одной гагаузской инициативы по созданию республиканской политической организации, да еще и с названием "Единый Буджак", могут привести команду Дудогло к отказу от широких партийных амбиций и сосредоточиться на достижении реальных результатов на региональном уровне. К примеру, у команды Дудогло сегодня есть весьма не призрачные шансы в 2012 году массово провести своих сторонников в Народное Собрание, а в 2014 году быть в числе явных претендентов на пост главы Гагауз Ери.

Итак, перед кишиневской публикой предстали две гагаузских группы - действующий глава АТО Гагауз Ери, пишет в своем комментарии "НИКА-пресс". Лидер недавно зарегистрированной Партии регионов Молдавии Михаил Формузал участвовал в презентации нового политического формирования. Комратский мэр Николай Дудогло в составе группы депутатов НСГ и руководителей двух южных районов оценивал текущую обстановку в автономии. Оба, используя разные площадки и разные поводы для озвучивания гагаузских проблем, не обошлись без заочных взаимных упреков, обвинений и колких характеристик. Особенно преуспели в этом члены "группы Дудогло". Действующий башкан, в их исполнении, - это узурпатор, капризный и неуправляемый чиновник, игнорирующий в том числе и такой высший орган в АТО, каким является Народное Собрание. А его деятельность на поприще партийного строительства была оценена не иначе как политическое шарлатанство, которое скоро раскроется, поскольку Партия регионов не имеет в автономии никакой социальной опоры и поддержки. Глава автономии Формузал был более сдержан в оценках своих соперников, уходил от вопросов относительно взаимоотношений с Дудогло (он сегодня презентует свою партию и не намерен отвлекаться на неплановые и тем более заочные дискуссии), и все же вынужден был сделать одно замечание: господам лучше бы увлечься практическими задачами, стоящими перед комратской мэрией и гагаузским парламентом, а не пустопорожними рассказами, которыми, кстати, мало кто в Кишиневе интересуется, а если и интересуется, то с неизменной злорадной усмешкой.

Раскол в гагаузской элите очевиден, он продолжается и, несомненно, усилится по мере приближения к дате выборов в Народное Собрание, продолжает "НИКА-пресс". Раскол в гагаузском обществе, причем разделяющий его почти на две равные части, давно уже не скрыть. На башканских выборах в декабре 2010 года Дудогло совсем немного проиграл Формузалу; проиграл во втором туре, что еще ярче характеризует гагаузскую взаимную готовность побороться и далее. На вопрос, нет ли опасения, что сохраняющийся раскол среди южан способен спровоцировать и повторить в Гагаузии события 2001-2002 годов, названные тогда коммунистическим переворотом, когда воронинской партии удалось отстранить от должности неугодного башкана и перекроить в свою пользу Народное Собрание, мэр Дудогло ответил категорическим "нет". Наоборот, сказал он, отмечаются тенденции к более тесной консолидации социально активной части населения АТО, однако это происходит без участия команды Формузала. А попытки обвинить мэра в подготовке нового переворота в Гагаузии с участием кишиневских сил Дудогло назвал несостоятельными, поскольку он, как никто другой, дорожит миром на Юге, а иначе бы он до сих пор продолжал различного рода процедуры, доказывающие, что башканские выборы 2010 года не проиграл, а стал жертвой фальсификации итогов голосования.

Итог для автономии, ее "маленького, но гордого гагаузского народа", стремящегося в дискуссиях со всеми кишиневскими властями (что коммунистическими, что либерально-демократическими) "отстоять и укрепить статус АТО", в общем-то, печальный, пишет "НИКА-пресс". Две практически равные силы вряд ли уже найдут общий язык и, похоже, нацелены на победу до "последнего формузаловца" или до "последнего дудогловца" - это уж как получится. Итог печальный, но, признаться, не странный для всей молдавской политики. В Кишиневе тоже почти три года бодаются друг с другом политические силы, считающие себя и молдавскими патриотами, и борцами за общее молдавское счастье, и одинаково глубоко мечтающими о реализации ее естественных европейских традиций, однако упорно ведут страну к пропасти, на дне которой лишь две перспективы - либо острое гражданское противостояние, либо долгая всенародная ненависть к власти, чреватая превращением Молдавии в некое "гуляй-поле". Элементы последнего уже давно налицо: там, к примеру, где с заметным задором не соблюдаются правила дорожного движения, близки к тому, чтобы наплевать на Конституцию; там, где не все старики и дети едят досыта, жди прихода во власть еще более равнодушных и циничных господ.

Гагаузский патриотизм еще более очевиден, чем в Кишиневе, цели основных противоборствующих сил еще более ясны, продолжает "НИКА-пресс". Обе команды выступают (порой даже опасно для себя) и за федерализацию Молдавии, и за второй государственный русский язык, и за отказ от евроинтеграционных процессов, и за вступление Молдавии во все предлагаемые Москвой межгосударственные проекты на постсоветском пространстве. И странно, что такая общая идеологическая и организационная база не является основой для объединения "единых гагаузов" с "гагаузами новыми". Странно даже, что они, словно состязаясь с кишиневскими партийцами лишь в противостоянии друг к другу, живут без оглядки на социальные и политические последствия такого своего состояния. Так они точно растеряют все ранее приобретенное в дискуссиях с центром и однажды окажутся перед строгим выводом кишиневских властей: автономия скорее лишнее административно-территориальное образование в составе, чем полезное для Комрата и Кишинева приобретение - площадок для склок и разоблачений и без Гагаузии в стране предостаточно, подводит итог издание.

Найдётся ли хоть один житель Гагаузии, который не желал бы укрепления её государственности и повышения благосостояния? - пишет Gagauzlar. Возможно, найдётся парочка отщепенцев, да и то, наверняка из политиков. Для рядовых же граждан такой вопрос не стоит. Зато есть другой вопрос, от которого никому не уйти - как этого добиться? Как сделать так, чтобы полномочия Гагаузии не сокращались, а росли, и чтобы жизнь не заставляла население покидать родной дом? В последнее время можно наблюдать достаточно людей, будь то депутаты, политики или митингующие активисты, которые, кажется, знают ответ на этот вопрос. Во всяком случае, они производят такое впечатление. Потому что, если люди, - а они, к слову, называют себя не иначе, как "истинными патриотами", так активно выступают на площадях или в телеэфирах, то должна же у них быть формула решения наших проблем! Но, к сожалению, при внимательном изучении этих пламенных трибунов, оказывается, что кроме обличительного пафоса ничего конкретного от них услышать невозможно. Их версия ответа на два ключевых вопроса незатейлива: 1. Кто виноват? - власть. 2. Что делать? - власть в отставку! Всё это сопровождается нудным камланием о том, что необходимо "укреплять статус Гагаузии", "привести в соответствие законодательство Молдавии с Законом об особом правовом статусе Гагаузии" и вообще "заставить Кишинёв считаться с гагаузами". Но извините, товарищи истинные патриоты, как вы предлагаете добиться этих целей? Выступлениями на митингах? Или может быть кричащими статьями в интернете?

К нынешнему башкану Гагаузии Михаилу Формузалу, наверное, можно написать длинный список претензий, продолжает Gagauzlar. Кто-то получил от него не столько, сколько рассчитывал, кому-то он перешёл дорогу, кому то помешал что-то украсть, где-то он не доработал. Но в плане укрепления статуса Гагаузии он за последние годы единственный региональный политик, который предпринял реальные политические шаги, приближающие к намеченной цели. Примечательно, кстати, что он не имеет привычки называть себя "истинным патриотом" и предпочитает патриотическим словам практику.

Формузал, как практик (а 17 лет в системе исполнительной власти - это всё-таки внушительный опыт) и как военный со стратегическим мышлением, наверняка осознаёт, что никакие хорошие отношения с действующими премьер-министрами, никакие письма в правительство, ни митинги с грозными лозунгами, - ничего из этого обеспечить укрепление автономного статуса Гагаузии неспособно, пишет Gagauzlar. К сожалению, в этом башкан прав. Потому что сегодня в Молдавии законы принимаются таким образом, чтобы любые особенности Гагаузии, как автономной единицы в составе республики, свести на нет. Чтобы сделать автономию невидимой. За каждую запятую, которая может обеспечить особый подход к Гагаузии или потребует учёта её мнения, приходится биться и отстаивать перед кишинёвскими чиновниками. При этом, вместо поддержки со стороны Народного собрания Гагаузии, на которую рассчитывает Формузал, он получает пока лишь подножки. Дескать, вот бы он споткнулся и выронил власть, а мы её подхватим в свои "истинно-патриотичные руки". Стоит ли говорить, что на любую такую подножку в Кишинёве смотрят с удовлетворением.

Исходя из положения, в котором находится сегодня гагаузское общество, выбор вариантов решения насущных политических задач весьма ограничен, продолжает Gagauzlar. Путь махания кулаками и выкрикивания в динамик мегафона громких лозунгов приведёт к сотрясанию воздуха и выпуску протестного пара. Практической пользы - ноль. Многие видят способ решения вопроса в объединении общества. Этот путь уже сработал 20 лет назад и почему бы опять не добиться этого. С подобными призывами выступают, пожалуй, все политические силы региона, в том числе, действующий башкан. Но на ключевой вопрос - вокруг кого объединяться? - каждая из сторон имеет свой ответ. Казалось бы, раз большинство народа выразило доверие башкану, то остальные политические группы могли бы до следующих выборов умерить амбиции и во имя благородной цели призвать своих сторонников к совместным действиям. Однако, как мы видим, политический эгоизм берёт верх над интересами народа, и каждая из сторон уверена, что именно она должна стать центром объединения.

Третий и, на сегодняшний день, единственно реальный способ решения - это осваивать политические инструменты влияния на ситуацию, пишет Gagauzlar. Другими словами - создать политическую силу, которая могла бы стать полноправным и самостоятельным участником политической системы Республики Молдова. По этому пути, как мы были свидетелями, пошёл Михаил Формузал, который стал первым в истории Молдавии гагаузским политиком, возглавившим общереспубликанскую политическую партию. После регистрации в министерстве юстиции новой партии, председателем которой является гагауз, перед автономией открылись новые перспективы и возможности. Главная из них заключается в том, что теперь на республиканских выборах гагаузским лидерам больше нет нужды играть роль прислуги у кишинёвских партнёров в обмен на обещания пары депутатских мандатов. В свою очередь гагаузские избиратели теперь могут голосовать за своих представителей, которые смогут защищать их интересы, а не разочаровываться в молдавских партиях, использующих доверчивого южного избирателя в своих целях.

Если гагаузы в разговоре с Кишинёвом хотят добиться каких-то результатов, то у них должны быть весомые аргументы, продолжает Gagauzlar. Для выдвижения требований нужно иметь за спиной нечто большее, чем просто лозунги. Здесь уместно привести пример политической активности венгерского меньшинства в Румынии. Венгры, составляя чуть более 6% населения страны (сопоставимо с гагаузами), активно голосуют за Демократический союз венгров - партию, во главе которой стоит этнический венгр и которая представляет интересы этого меньшинства. В результате, венгерское население всегда представлено в парламенте многочисленной группой депутатов. Что особенно примечательно для Гагаузии, так это то, что эта партия, грамотно играя на противоречиях "левых" и "правых", почти всегда входит в правящую коалицию Румынии. Это даёт ей посты 2-3-х министров почти во всех составах правительства, хорошее бюджетное финансирование "венгерских" уездов, "зелёный свет" на ряд действий, направленных на развитие языковых и культурных особенностей венгерских сообществ. При этом у них всегда есть возможность немного пошантажировать партнёров по коалиции и потребовать больших преференций, грозя создать альянс с оппозицией. Это прагматичный подход, который доказал свою эффективность. Могут ли этим похвастаться гагаузы?

По меньшей мере, лет 10 в среде гагаузских политиков вынашивается идея о создании республиканской партии, которую бы возглавлял гагауз, и которая могла бы играть на политическом поле страны на равных с молдавскими партиями, пишет Gagauzlar. Замысел довольно амбициозный и, объективно, трудновыполнимый. Во-первых, нужны значительные организационные возможности, кадровые и прочие ресурсы. Создать партию - это ведь не НПО зарегистрировать. Во-вторых, имея чисто гагаузскую идеологию, трудно найти единомышленников по всей стране и соблюсти законодательство, требующее присутствие партийных отделений в более чем половине территориальных единиц РМ. Осенью 2011 года эта идея была воплощена Формузалом в новой Партии регионов Молдавии. Для создания политформирования у него хватило и организационного потенциала и умения грамотно сформулировать идеологию, которая стала привлекательной не только для гагаузов, но и для всех национальных меньшинств страны, а также для молдавских государственников. Повторит ли Формузал со своей партией венгерский опыт? И от кого это в первую очередь зависит: от него самого или от избирателей?

Пока же, вокруг новой партии уже начинают происходить неоднозначные волнения и суета, продолжает Gagauzlar. С одной стороны, в организацию вступают много сторонников, Партия регионов открывает новые представительства в сёлах и городах по всей стране. Однако, на юге уже раздаются голоса, предрекающие провал политических перспектив Формузала. Хотя, если приглядеться, то в этих голосах больше не прогнозов, а надежд. Озвучиваются десятки нелепых причин, почему жителям Гагаузии не следует поддерживать Партию регионов - она, дескать, не имеет перспективы (а зачем в таком случае столько внимания?), это чей-то проект, партия существует только на бумаге... Особенно выделяются среди этих скептиков всё те же "истинные патриоты", которые ещё недавно рассуждали о том, что гагаузам нужна своя партия.

Пока старания политических "провидцев" и всезнаек убедить в своих аргументах граждан, особого успеха не имеют, пишет Gagauzlar. Главным образом потому, что за всем их словесным недержанием и за всеми их нервными заявлениями явно проступает один единственный мотив: "не голосуйте за Партию регионов, потому что её возглавляем не мы, а Формузал". Формузал, кстати, уже публично объявил, что в случае проведения весной досрочных выборов, его партия будет принимать в них участие. Если жители Гагаузии не сумеют воспользоваться этим шансом, то разговоры об укреплении статуса автономии продлятся ещё не один год. Как и прежде, это будут разговоры без действий. Разговоры, которые кишинёвских политиков наверняка всегда забавляли. Потому что грозность в сочетании с безобидностью другого отношения не вызывает, подводит итог издание.

Итоги года: "Идея "оранжевой революции" в отдельно взятой автономии не слишком воодушевляет южного избирателя"

В минувшем году политическая жизнь Гагаузской автономии по накалу страстей могла смело поспорить с чередой скандалов в парламенте, пишет "Пульс". Как и в Кишинёве, региональные политики делили бюджет, боролись за власть и все вместе критиковали Кишинёв за давление на особый правовой статус автономии.

В январе проигравший выборы башкана Николай Дудогло отказывается признать собственное поражение и инициирует ряд исков против победителя, действующего главы автономии Михаила Формузала, продолжает "Пульс". Набор обвинений Дудогло стандартен: сомнительные избирательные списки, подвоз избирателей, масштабное применение административного ресурса, массовое голосование на дому по "липовым" больничным листам и т.п. Параллельно штаб кандидата пытается организовать масштабные митинги протеста в Комрате, но без особого успеха. Идея "оранжевой революции" в отдельно взятой автономии не слишком воодушевляет южного избирателя. Не вызывает сочувствия жалоба Дудогло и у СМИ. Журналисты не понимают, как кандидат, представитель которого возглавлял региональный ЦИК и значительную часть избирательных комиссий на местах, в итоге остался недоволен фактом массовых фальсификаций. Команда Дудогло просит "назначить третий тур выборов башкана в разумные сроки с привлечением представителей международных организаций в целях осуществления мониторинга за ходом голосования" и "обеспечить его право на справедливое судебное разбирательство". Однако иск политика шаг за шагом отклоняется в судебных инстанциях различного уровня. Впрочем, адвокаты Николая Дудого обещают в ближайшие годы найти справедливость в Европейском суде по правам человека.

Пока гагаузские политики выясняли между собой отношения, центральные власти в начале весны без лишнего шума урезают трансферты из центрального в региональный бюджет, пишет "Пульс". "Когда нам, депутатам, предоставили законопроект о бюджете на 2011 год, оказалось, что там запланировано не увеличение трансфертов в Гагаузию на 9,2 миллиона леев (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM), а их сокращение на 7,7 миллиона! То есть если в 2010 году автономия получила из центра 192 миллиона, то на 2011 год зарезервировано всего 185 миллионов!" - заявил депутат от ПКРМ Олег Гаризан. При этом региональные власти не собираются быть крайними в этой цепочке и перекладывают груз ответственности на местные власти. В январе-феврале в условиях непринятого центрального бюджета мэрии получали ежемесячно по 1/12 бюджета прошлого года. Но уже за март мэрии стали получать трансферты на 10 процентов меньше, чем они получали до сих пор. Через два-три месяца мэры окажутся в ситуации, когда они не смогут выдавать заработную плату, потому что этих средств просто нет. Пессимистические прогнозы, к сожалению сбываются. Без зарплат остаются сотрудники бюджетных организаций на местах в малых населённых пунктах. Мэрии больших сёл частично закрывают бюджетные дыры за счёт собственных доходов.

В апреле депутаты от ПКРМ Эдуард Мушук и Ирина Влах выступают категорически против недавно опубликованной национальной стратегии по децентрализации и предлагают альтернативный путь для Гагаузии: выделение автономии в отдельный, третий уровень в системе местного публичного устройства страны, продолжает "Пульс". По мнению законодателей, под популярной идеей децентрализации на самом деле правительство Филата продвигает политику укрупнения мэрий и социально значимых учреждений в сельской местности. "Реализация на практике данной стратегии фактически подразумевает ликвидацию порядка 250-300 мэрий, то есть примерно каждой третьей мэрии в Республике Молдова!" - заявляет председатель парламентской комиссии по публичному управлению и региональному развитию Эдуард Мушук. "В случае АТО Гагаузия без собственных мэрий рискует остаться ряд малых сёл: Карболия, Русская Киселия, Котовское, Ферапонтьевка, Кириет-Лунга. По всей видимости, действующая власть воспринимает АТО Гагаузия не в контексте действующей Конституции, а как обычный район", - добавляет Ирина Влах. Политики напоминают, что в парламенте уже два года находится на рассмотрении инициатива Народного собрания о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Молдова о местном публичном управлении от 28 декабря 2006 года. Согласно этому законопроекту, предлагается создать третий уровень местного публичного управления, к которому была бы отнесена АТО Гагаузия, а в перспективе разрешения проблемы территориальной целостности - и Приднестровье.

На июньских местных выборах в Гагаузии избиратели отдают предпочтение независимым выдвиженцам и кандидатам от ПКРМ (кандидаты от ПКРМ победили лишь в 5 из 26 населенных пунктов Гагаузии, в 17 населенных пунктах мэрами стали независимые кандидаты, еще 2 поста мэра в Гагаузии достались либерал-демократам и по одному - демократам и социалистам - прим. ИА REGNUM), пишет "Пульс". Причём коммунисты берут контроль над третьим по величине городом в автономии - Вулканештами (до сих пор здесь властвовал мэр от Демпартии). Главная интрига на этих выборах разворачивается вокруг кресла комратского градоначальника. Поражение мэра Дудогло на выборах башкана окрыляет нескольких местных бизнесменов, и те выставляют свои кандидатуры ему в противовес. Мэрские амбиции обозначает и депутат от ЛДПМ Пётр Влах. Но, несмотря на размашистую и дорогостоящую кампанию конкурентов, Николай Дудогло побеждает в первом туре с результатом в 57,7 процента. Он же сформировывает большинство из лояльных сторонников в муниципальном совете. Выдвиженец либерал-демократов Пётр Влах, несмотря на масштабную избирательную кампанию, демонстрирует результат лишь в 8,24 процента, а кандидат от Демпартии Пётр Мавроди - лишь 6,44 процента. Кстати, местные выборы в Комрате с удовольствием освещали центральные СМИ, чьё внимание привлек невиданный до сих пор в Молдавии бюллетень для голосования, напечатанный в виде брошюры. Желающих выдвигаться в муниципальные советники оказалось так много, что бюллетень в обычном виде превысил бы метровую длину.

Осенью разгорается очередной политический скандал между Комратом и Кишинёвом, продолжает "Пульс". На этот раз поводом послужило намерение общественной компании "Телерадио-Молдова" ликвидировать собственный корреспондентский пункт в Гагаузии "в целях экономии бюджетных средств". Резкое несогласие с этим шагом выражают в Народном собрании автономии. В специальном обращении к руководству "ТРМ" гагаузские законодатели отмечают, что "вещание главного канала страны позволяло защищать права телезрителей, проживающих на территории Гагаузии и соседних с ней районов, на оперативную и достоверную информацию; отражать интересы проживающих здесь народов, независимо от их национальной принадлежности". С просьбой о сохранении в Комрате собственного корпункта к руководству "Телерадио-Молдова" обратилась и парламентская оппозиция. Как заявила депутат парламента Ирина Влах, ранее ею был направлен соответствующий депутатский запрос на имя председателя общественной компании "Телерадио-Молдова" Константина Марина. "Я ничуть не ставлю под сомнение профессионализм коллектива "Телерадио-Молдова", но у меня всё же возникают сомнения в возможностях (прежде всего технических) того же корреспондентского пункта в Кагуле объективно осветить, к примеру, будущую избирательную кампанию по выборам в Народное собрание автономии", - подчеркивает парламентарий. В ноябре с журналистами и техническим персоналом корпункта заключается новое трудовое соглашение: срочный договор на год. Не исключено, что ровно через год в "Телерадио-Молдова" захотят "оптимизировать" и эти рабочие места.

За считанные дни до конца декабря Народное собрание и исполнительный комитет не могут прийти к компромиссу по вопросу о распределении средств в бюджете на 2012 год, пишет "Пульс". В то время как башкан настаивает на первоочередном финансировании самых проблемных сёл, депутаты, напротив, упрекают те самые сёла в нецелевом расходовании средств и настаивают на пропорциональном дотировании всех населённых пунктов автономии. Сотни бюджетников региона рискуют остаться без заработных плат. В итоге законодатели соглашаются на создание согласительной комиссии, которая в кратчайшие сроки должна распределить имеющиеся средства между мэриями и подготовить бюджет-2012 к третьему чтению.

В наступившем 2012 году башкану гагаузской автономии уже не на кого пенять и ему, скорее всего, будут мешать руководить регионом уже сами гагаузы, пишет "Гагауз-инфо". Такое мнение высказал депутат Народного собрания Илья Чолак. По его словам, за все пять лет, сколько Михаил Формузал является башканом Гагаузии, ему "постоянно кто-то мешал". Илья Чолак заметил, что с 2007 по 2008 год, глава Гагаузии жаловался на "тяжёлое" наследие после правления Георгия Табунщика, с 2008 по 2009 - на коммунистов, "мешающих ему работать". Годом позднее Михаилу Формузалу мешало управлять регионом отсутствие центральной власти в стране, а в ушедшем 2011 году - башкану "мерещится нападение со стороны депутатов Гагаузии".

Тем временем становится ясно одно - Формузал с каждым годом "душит Гагаузию во всех отношениях" и самый опасный период в её истории пришёлся на 2011 год, продолжает "Гагауз-инфо". Депутат аргументировал своё мнение тем, что в этом же году, впервые со дня её создания, Гагаузия не получила запланированных трансфертов из Кишинёва на сумму более 10 миллионов леев, а с самим башканом "впервые перестали считаться" в руководстве страны. Башкан между тем "постоянно нарушает закон", представляя главе МВД на утверждение начальника УВД без согласования с Народным собранием, впервые члены исполкома перестают отвечать на запросы от НСГ, а деятельность исполкома засекречивается.

Недоумение депутата вызвало и то, что впервые со дня рождения автономии, деньги из Резервного фонда исполкома, предназначенные для экстренной помощи простым гражданам, были израсходованы на покупку новых автомобилей, походы в рестораны и заграничные командировки членов руководства исполкома, пишет "Гагауз-инфо". Не было никогда раньше и такого, чтобы "глава автономии, не представив гагаузскому парламенту проект бюджета с поправками в третьем чтении, уезжал на отдых в тёплые края", в то время как в регионе были закрыты 4 школы и в 2012 году подлежат закрытию из-за нехватки средств ещё 10-14 школ. "Что дальше будет впервые? Или превратим это в закономерность? Что же он может придумать в 2012 году?" - заявил Илья Чолак, добавив, что "на очереди новая преграда на пути Формузала - гагаузский народ", который является таким "непонятливым". "И осталось господину Формузалу обидеться на народ и уйти с "гордо поднятой головой", - заключил депутат.

Власть: "Гагаузия - это наше государство"

Депутаты Народного собрания 6 января приняли Закон о бюджете в третьем, окончательном чтении, сообщает TV2-Комрат. На этом же заседании Народное собрание приняло решение отстранить от занимаемой должности заместителя башкана Николая Стоянова и начальника главного управления образования Гагаузии Веру Балову.

НСГ рассмотрело проект закона о бюджете на 2012 год, не зная о фактических цифрах, без информации о которых принять бюджет довольно сложно, продолжает TV2-Комрат. Заместитель башкана Валерий Яниогло: "Я не захотел участвовать в этом хаосе при непонятном рассмотрении бюджета, когда сам руководитель комиссии по бюджету, который докладывал, не знает цифр. Закон о бюджете после утвержденных сумм надо исполнять. А тут идет утверждение непонятного бюджета без каких-либо сумм. На замечания никто не реагирует. И более того, когда осуществляется голосование, за бюджет проголосовало 16 депутатов, а считается семнадцать. На мою просьбу считать правильно мне отвечали, что я семнадцатый. Получается, что шутили больше, чем принимали закон".

Также был принят ряд нормативных актов, идущих вразрез с законами автономии, отмечает TV2-Комрат. Заместитель башкана Николай Стоянов: "Согласно Закону, принятие бюджета может быть осуществлено только большинством избранных депутатов. При принятии бюджета Народным собранием 6 января этого года голосовали 16 депутатов при необходимом минимальном количестве 17 из 33 депутатов. То есть фактически бюджет не был принят. Вместе с тем на официальном сайте Народного собрания говорится о том, что бюджет был принят. И это говорит о том, что нарушено само законодательство, которое сегодня существует".

И это не все, что могло удивить, продолжает TV2-Комрат. Таким же составом Народное собрание Гагаузии проголосовало за отстранение с занимаемой должности некоторых членов исполкома. Николай Стоянов: "Это касается, в частности, меня как заместителя председателя Исполкома, и начальника Главного управления образования. За это постановление проголосовали 15 депутатов. Согласно статье 79 Уложения Гагаузии, Народное собрание действительно имеет право отстранить от должности работников органов публичного управления большинством избранных депутатов. То есть опять они нарушили закон. Сама председатель Народного собрания нарушила закон и подписала постановление в нарушение законов уложения Гагаузии". Валерий Яниогло: "Поступил документ, постановление Народного собрания, в котором одним из пунктов является отправить в отставку двух членов исполкома. Я думаю, что председатель Народного собрания могла бы прочитать, что в отставку члены Исполкома отправляются большинством избранных депутатов, для этого нужно было, чтоб проголосовали 17, а проголосовали 15, то есть постановление не принято. Госпожа Харламенко могла бы, как личность Харламенко, говорить о чем-то, но как руководитель законодательного органа должна себя вести чуть по-другому".

Между тем, отдельные депутаты Народного собрания не имеют решения Апелляционной палаты, чтобы этими депутатами являться, отмечает TV2-Комрат. Николай Стоянов: "У нас 2 депутата НСГ фактически не являются депутатами, хотя госпожа председатель НСГ признает их депутатами. Я имею в виду 2 округа, в которых прошли частичные выборы - это избирательный округ №1 в Комрате и округ №10 в Вулканештах. Там были проведены частичные выборы, было очень много жалоб. Для того, чтобы любой гражданин считался избранным депутатом народного собрания, необходимо соответствующее решение апелляционной палаты мун. Комрат. Ни по первому округу, ни по 10-му округу такого решения нет. То есть они не признаны депутатами, но председатель признает их и считает, что они являются депутатами Народного собрания. Тогда я задаю вопрос себе и всем: если председатель Народного собрания нарушает свои же принятые законы, что делать рядовым гражданам нашей страны и нашей автономии? Я остаюсь сторонником того, что независимо от занимаемой должности, будь то президент, рядовой гражданин или председатель НСГ, все одинаково должны исполнять законы. Сегодня председатель Народного собрания фальсифицирует постановления, которые потом публикуются на официальном сайте НСГ и вводят в заблуждение людей". Валерий Яниогло: "Законодательство регламентирует таким образом, что если депутат был избран на своем участке, то впоследствии его мандат подтверждает апелляционный суд. Ситуация такова, что по двум депутатам апелляционный суд не дал свое подтверждение по тем или иным обстоятельствам. Один из этих депутатов участвовал на последнем заседании и занимал активную позицию".

Так или иначе, мотивы подобного поведения отдельных депутатов законодательного органа для представителей Исполкома вполне понятны, продолжает TV2-Комрат. Валерий Яниогло: "Мягко говоря, председатель Народного собрания из-за каких-то видимо своих личных качеств допускает оскорбления в адрес другой ветви власти - исполнительной. Я думаю, что желание быть выше всех - это ещё не сам факт того, что это на самом деле есть. Желание, это одно, а человек должен приземлиться. В республике, в государствах, я считаю, что Гагаузия - это государство наше, есть система управления. И система управления делится на несколько ветвей власти. Каждая ветвь власти решает вопросы в зависимости от своей компетенции. Я так понимаю, что руководитель Народного собрания отвлеклась от законодательства и, мягко говоря, не знает свою компетенцию".