Раскол латвийского общества, о гипотетической возможности которого так долго говорили политологи, стал реальностью. Без "руки Москвы". И не только потому, что президент России Дмитрий Медведев год назад недвусмысленно заявил о том, что вопрос русскоязычного меньшинства и неграждан Латвии - это внутреннее дело этой страны. Если бы была хоть малейшая зацепка для латвийской разведки и контрразведки, то о деньгах ФСБ и администрации президента России уже вовсю трубила бы латышская пресса, не заботясь о доказуемости или недоказуемости этого вопроса.

Акция по сбору подписей за русский как второй государственный язык - чистой воды гражданская инициатива людей, проживающих в Латвии, пытающихся законным путем отстоять одну из общечеловеческих ценностей - право говорить на родном языке. Акция, спровоцированная самим политбомондом Латвийской республики. За 20 лет независимости политбомонд Латвии сделал все, чтобы граждане, говорящие на русском языке и поддержавшие независимость Латвии на референдуме 1991 года "о сохранении СССР" поставили под сомнение вопрос о необходимости сохранения единственного государственного языка.

И чем дальше будет продолжаться истерика "национально настроенных политиков" (на деле - типичных неофашистов имени норвежского палача Брейвика), тем больше латвийское общество будет раскалываться. Маски сброшены. Даже те из латышских политиков, которые позиционировали себя как "умеренных", заговорили об "ассимиляции", "выселении нелояльных" и прочее. И причина этой истерики - отнюдь не сохранение латышского языка. Ибо латышский язык пережил и многолетнее господство немцев с тотальным онемечиванием, и "советскую оккупацию" (во время которой и благодаря которой, кстати, латыши неизменно получали и среднее и высшее образование на родном языке). Переживёт он и голосование на референдуме за русский язык как второй государственный.

Движущая сила ненависти латышской политэлиты - испуг. Они перестают контролировать ситуацию. Политическая повестка дня навязывается им, а не ими. В дело вступил "голос улицы". И это не внутриклановая "зонтичная революция", организаторы которой легко просчитывались и находились внутри самой политэлиты. Это - улица и её народ. А вести диалог на равных с народом (а не с отдельными дирижёрами) латышская элита никогда не умела.

Осталось спросить у всех этих латышских интеллектуалов в кабинетах органов разведки, безопасности, фондов сороса, дипломатии, распилочных и распивочных помещениях: учителя вы наши! учителя по предметам вашей европейской демократии! носители вы и переносчики европейских своих "ценностей"! вы и теперь не понимаете: как и почему вашими нацистскими руками и вашими куриными мозгами когда-то единая Латвия убила себя?