В 2011 году ИА REGNUM опубликовало более 3800 новостей про Литву, или касающихся Литвы. С 9 по 13 января публикуем TOP-10 наиболее значительных, на взгляд редакции, событий и тенденций в Литве. Более 20 лет тема переписывания истории Второй мировой войны, событий ей предшествовавших и последовавших остается актуальной для внутренней политики Литвы. Однако в 2011-м, году, когда отмечалось 70-летие нескольких знаковых событий, осквернение памятников, марши и лагеря националистически настроенной молодежи, уравнивание нацистского и советского режимов, попытки героизации нацистов и их местных пособников в Литве выглядели особенно цинично. Тем более цинично, если учесть, что власть как бы и осуждала подобное, но как бы и оправдывала "патриотически настроенную молодежь, стремящуюся отмежеваться от советского прошлого и дать историческую оценку оккупации".

Следует отметить, что политика двойных стандартов как раз и ведет к нагнетанию в обществе неонацистских, расистских, экстремистских настроений, провоцирующих проявления национализма, ксенофобии и антисемитизма, расовой и религиозной нетерпимости. Примеров чего в современной Литве достаточно.

Наиболее показательно в этом контексте широкое, буквально "всенародное" празднование событий, связанных с 70-летием начала Отечественной войны. Но не факт нападения Германии на Литву был поставлен по главу угла. А факт "единственного на территории тогдашнего СССР вооруженного восстания" против Красной армии. Камертоном мероприятий по этому поводу стала лично председатель литовского парламента Ирена Дягутене.

Как отмечало 22 июня ИА REGNUM, Дягутене считает, что мероприятия, посвященные 70-летию Июньского восстания 1941 года, когда жители Литвы оказали вооруженное сопротивление отступающим от советско-германской границы частям и подразделениям Красной армии, - это "возможность всем лучше узнать важные и порой трагические аспекты литовской истории".

Эти слова из уст спикера Сейма прозвучали после вильнюсской премьеры фильма "Восстание порабощенных" - одного из мероприятий обширной программы, адресованной 70-летию со дня восстания.

"Очень важно, чтобы люди Литвы лучше знали историю новейшего периода страны, поскольку таких знаний не хватает и молодым, и людям старшего возраста", - сказала Ирена Дягутене.

Она выразила надежду на то, что "благодаря фильму историю Литвы лучше поймут и иностранцы, у которых пока смутные представления о ней".

Между тем создатели фильма заявили, что целью их работы не было желание отобразить само восстание в его деталях. Они стремились "больше внимания уделить причинам восстания и мироощущениям людей, которых объединила идея сопротивления советским оккупантам". "Мы хотели, чтобы фильм был понятен даже тем зрителям, которые не имеют никаких знаний о событиях 1941 года. Поэтому столько внимания уделяем причинам, которые привели Литву к восстанию", - утверждает продюсер фильма Саулюс Барткус.

Взгляды на превозносимые сегодня официальным Вильнюсом события, происходившие на территории Литвы 22-28 июня 1941 года, ныне объединенные в формат Июньского восстания, разнятся. Некоторая искусственность события присутствует и в том, что в исторической памяти граждан Литвы не осталось никаких сколь-нибудь значимых событий, связанных с восстанием.

Лидер социалистического народного фронта Литвы Альгирдас Палецкис в те же дни заявил ИА REGNUM, что "необходимо отозвать все мероприятия, связанные с юбилеем Июньского восстания, поскольку оно было не естественным проявлением патриотизма, а хорошо спланированной диверсией, во главе которой стояли спецслужбы германского Генерального штаба".

Политик утверждает, что "восстание было всего лишь совместной диверсией немецких нацистов и их литовских поклонников и помощников, призванной облегчить продвижение Вермахта вглубь СССР".

Отсылая любопытствующих к книге Людаса Труски и Вигантаса Варейкиса The Preconditions for the Holocaust: Anti-Semitism in Lithuania, Палецкис утверждает, что "паразитирующий сегодняшний литовский режим предательства, приспособленчества ищет героев там, где ими абсолютно не пахнет. Сегодняшние воспоминания о событиях 22-28 июня 1941 года в Литве - это провокация неонацистской власти, цель которой - и дальше компрометировать литовское государство в глазах мирового сообщества". "Это попытка продемонстрировать преемственность фашистских, антисемитских, ксенофобских традиций", - заявил Альгирдас Палецкис.

"Зоологический антисемитизм, продемонстрированный в эти дни по отношению к еврейскому населению Литвы, лучше всего иллюстрирует цели якобы восставших против Красной армии. Можно утверждать, что у подавляющего большинства участников событий 22 и 23 июня в Литве руки по локоть в крови. И это кровь невинных, безоружных, беззащитных и деморализованных людей, которые в тот момент просто не были готовы к какому-нибудь сопротивлению", - считает Палецкис, призывая "истинных патриотов Литвы решительно отмежеваться от взглядов правящей камарильи, ничего общего не имеющих с историей".