Азербайджан с Нового года приступил к деятельности в Совете безопасности ООН. Уже известны две первые главные темы Совбеза - беспорядки в Сирии и ядерный вопрос Ирана. По словам постоянного представителя Баку в ООН Акшина Мехтиева, Азербайджан намерен активно участвовать в подготовке и принятии решений СБ, а также в деятельности рабочих групп и комитетов. Он отметил, что Азербайджан будет играть конструктивную роль в решении основных глобальных проблем, а также приложит усилия для выполнения принятых в свое время в ООН резолюций по нагорно-карабахскому конфликту. Мехтиев заявил, что официальный Баку будет настаивать на выполнении принятых в связи с конфликтом резолюций ООН.

Несмотря на желания Акшина Мехтиева, Азербайджану, как члену СБ ООН, добиться выполнения резолюций по Нагорному Карабаху будет сложно. Член СБ не может включать в повестку дня проблемы, непосредственно его касающиеся. С другой стороны, даже если вопрос будет поставлен на повестку дня другой страной партнером, то из пяти постоянных членов СБ, по меньшей мере, трое - США, Франция и Россия, могут заморозить обсуждение, используя право вето. Эти страны, являющиеся сопредседателями Минской группы ОБСЕ, постоянно отмечают, что тема урегулирования карабахского конфликта не является предметом обсуждения в ООН. За исключением четырех резолюций, принятых в начале 90-х годов - в период активных боевых действий, вышеназванные три страны не поддерживали Азербайджан в последующих обсуждениях в ООН.

В ООН Азербайджан ждут и другие испытания. Два из них уже очевидны: Сирия и Иран. Запад в рамках ООН пытается применить санкции в отношении этих двух государств. Россия и Китай выступают с противной позиции. С кем будет официальный Баку в этих двух вопросах - с Западом или с Россией и Китаем? Из заявлений Акшина Мехтиева видно, что власти Азербайджана в этих двух вопросах не думают занимать позицию Запада.

Кроме того, Баку ожидает еще одно испытание во внешней политике - это отношения с Анкарой и Парижем. Принятый Нижней палатой французского парламента законопроект о криминализации отрицания армянского геноцида обострил и без того не гладкие турецко-французские взаимоотношения. Анкара перешла к действиям. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган посоветовал французским властям "посмотреть в зеркало". Эрдоган и другие турецкие политики напомнили Парижу, пожелавшему дать оценку событиям столетней давности, об учиненных Францией массовых убийствах в боровшемся за независимость Алжире 50 лет тому назад. Было отмечено, что тогда французские войска уничтожили 15% населения Алжира. Были приведены примеры и из недавнего прошлого. Так, в 1994 году в Руанде вооруженные племена хуту напали на племя тутси и истребили около 800 тыс. человек. И хорошо известно, что в свое время именно Франция снабжала племя хуту военными знаниями и оружием. Другими словами, это алогично, когда государство, в недавнем прошлом само учинившее геноцид и способствовавшее геноциду, обвиняет в этом другие государства.

Президент Франция Николя Саркози, оставив без ответа обвинения политических и общественных кругов Турции, не стал препятствовать вынесению названного законопроекта на голосование. Цель Саркози - получить голоса армянского лобби на президентских выборах в будущем году. В ответ на это премьер-министр Турции Реджеп Таййип Эрдоган обнародовал план из 8 пунктов, направленный на сворачивание взаимоотношений с Францией. Согласно этому плану, контакты с Францией будут заморожены, диалог с Парижем в рамках Евросоюза приостановлен, участие французских компаний в тендерах будет прекращено.

Впрочем, пока Анкара не думает полностью замораживать все контакты с Парижем. Потому что законопроект еще должен быть утвержден в Сенате - Верхней палате Парламента, а после этого - подписан президентом. Поэтому Анкара рекомендует Парижу остановить продвижение законопроекта на очередных этапах. В противном случае взаимоотношениям между двумя странам действительно будет нанесен непоправимый ущерб. Другая опасность, угрожающая Турции, состоит в том, что вслед за Францией, и другие европейские государства могут принять закон о криминализации армянского геноцида. Так что Анкара желает предотвратить этот процесс уже в самой Франции.

Принятый во Франции законопроект вызвал беспокойство и в политических и общественных кругах Азербайджана. Если президент и парламент Франции исходят из интересов армянского лобби, то это бросает тень на посредничество, то есть на беспристрастность Парижа в решении нагорно-карабахского конфликта. В действительности, официальный Баку с первого дня с подозрением стал относиться к назначению Франции сопредседателем МГ ОБСЕ. Когда председатель ОБСЕ в середине 1990-х годов единолично принял решение назначить Франция третьим сопредседателем в Минскую группу, тогдашний президент Азербайджана Гейдар Алиев возразил против этого решения. Однако он не смог выступить против посредничества Парижа, так как сообщение об этом решении он получил, находясь с официальным визитом во Франции.

Опасения официального Баку, связанные с Францией, отнюдь не были беспочвенными. Последний визит президента Франции в страны Южного Кавказа наглядно подтверждает это. Своим визитом Саркози продемонстрировал армянские предпочтения, проведя в Ереване чуть ли не целый день и задержавшись в Баку менее чем на 3 часа. В Ереване президент Франции возложил венок к мемориалу жертв армянского геноцида, а в Баку не счел нужным посетить Аллею шехидов.

В последние дни официальные лица Азербайджана, депутаты от правящей партии выступили со многими заявлениями, в которых осуждают Францию. В Милли меджлисе принято письменное обращение к французскому парламенту. Однако министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров считает, что Баку не стоит торопиться, надо еще подождать, так как во Франции законопроект еще не утвержден. Однако вопрос, есть ли у официального Баку такой же, как у Анкары, готовый план по пересмотру взаимоотношений с Францией в случае утверждения законопроекта, остается открытым.

Если такой план будет составлен, то в него могут быть включены пункты о сопредседательстве Франции в МГ ОБСЕ, работе французских компаний в Азербайджане, ликвидации в Милли меджлисе группы дружбы Азербайджан-Франция. Однако нет никаких данных об обсуждении в коридорах власти Азербайджана каких-либо контрмер в данном направлении. А это говорит о том, что даже если закон будет принят, официальный Баку может и не пересмотреть своих взаимоотношений с Францией. В этом случае в азербайджано-турецких взаимоотношениях появятся очередные трещины.

Хотя сложные вопросы во взаимоотношениях двух стран продолжают оставаться. Крупный капитал Турции все еще не спешит в Азербайджан. Причина этого кроется в наличии в Азербайджане монополистической системы и широкомасштабной коррупции. Жалобы работающих в Азербайджане бизнесменов не прекращаются. Например, в ходе последнего визита в Баку президент Турции Абдулла Гюль перерезал красную ленту на открытии завода одним из турецких бизнесменов. Но через несколько месяцев тот же самый бизнесмен, столкнувшись с монополизмом, был вынужден покинуть пределы Азербайджана.

Вопрос об отмене визового режима с Турцией продолжает оставаться одной из самых болезненных тем в азербайджано-турецких связях. Официальный Баку не желает отменять применяемый по отношению к гражданам Турции визовый режим. Если раньше официальные лица Азербайджана связывали это с какими-то техническими вопросами, то Ильхам Алиев поставил точку в данном вопросе. На пресс-конференции, проводимой совместно с премьер-министром Турции, президент Азербайджана дал конкретный ответ на связанные с этим вопросы турецких журналистов: "Мы еще не готовы к отмене визового режима". Следовательно, и в предстоящие годы этот вопрос будет оставаться нерешенным. При том, что Баку затягивает решение этой наболевшей проблемы, граждане Турции и Грузии посещают друг друга не только без визы, но уже по обыкновенному удостоверению личности.

На взаимоотношениях двух стран негативно сказывается и то, что расположенная на территории Аллеи шехидов в Баку турецкая мечеть под предлогом ремонта надолго законсервирована. Понимая, что этот вопрос так и будет оставаться нерешенным, несколько месяцев тому назад Анкара обратилась к властям Азербайджана с новым предложением: "Разрешите нам построить мечеть в каком-нибудь другом месте Баку". Несмотря на то, что на словах власти Азербайджана положительно отнеслись к данному предложению, на деле решение этого вопроса также откладывается на неопределенное время.

Тем временем, желание Москвы заменить старую РЛС в Габале новой станцией вызвало недовольство в политических кругах Турции. Этот шаг России расценен, как ответная акция на планы НАТO по размещению в Турции радарной системы. Москва косвенно через Азербайджан бросает вызов НАTO и Турции. Так что, новое соглашение между Баку и Москвой по Габалинской РЛС также не сулит ничего хорошего турецко-азербайджанскому диалогу.

Как видно, ожидающих своего решения вопросов во взаимоотношениях двух стран немало. Еще один фактор, негативно влияющий на азербайджано-турецкое сотрудничество, состоит в стремлении Баку во что бы то ни стало соблюдать "баланс" в своей внешней политике. Если, придерживаясь этого "баланса", официальный Баку не продемонстрирует верность стратегическому союзу с Турцией, события, подобные пережитому несколько лет тому назад во взаимоотношениях двух стран "флаговому кризису" (из-за подписания армяно-турецких Цюрихских протоколов, в Азербайджане спустили турецкие флаги, а в Турции были факты сожжения азербайджанских флагов) и в будущем могут повторяться в других формах.