Проведенное EurasiaNet.org расследование по факту взрыва моста, имевшего место в конце 2011 года на территории Узбекистана, выявило нестыковки в официальной версии узбекских властей, заявивших, что причиной взрыва стал теракт. Осмотр места происшествия в удаленном районе Узбекистана неподалеку от узбекско-таджикской границы дает основания с большой долей вероятности утверждать, что инцидент не был делом рук террористов.

Взрыв, прогремевший в середине ноября на железнодорожном мосту, прервал железнодорожное сообщение южного Таджикистана с внешним миром. После нескольких дней молчания подконтрольные властям узбекские СМИ назвали случившееся "терактом". Впоследствии сторонние обозреватели начали подвергать сомнению версию Ташкента, а некоторые сочли, что это сам Узбекистан привел в негодность свои железнодорожные пути в попытке наказать Таджикистан.

Недавно корреспонденту EurasiaNet.org удалось посетить район, в котором прогремел взрыв, и лично осмотреть повреждения. Увиденное заставило усомниться в достоверности официальной версии событий, озвученной узбекскими властями. Помимо всего прочего, местные представители властей явно признают наличие в официальной версии событий политической подоплеки. "Это не теракт, - говорит один государственный служащий, улыбаясь и покачивая головой. - Не спрашивайте, что это. Это наш секрет".

В районе поврежденного участка путей, к северу от которого на десятки километров простираются пустынные, заросшие низкорослым кустарником, земли, а к югу - заболоченная Амударья и афганская граница, можно встретить лишь местных жителей, да несметное количество представителей силовых структур. С одной стороны дороги, идущей вдоль железнодорожных путей, стоят армейские бараки и постоянный блокпост, с другой стороны она упирается в узбекско-таджикскую границу. Чужакам здесь делать нечего. Единственной возможностью посетить эти места для иностранца - это обойти все заслоны с помощью какой-нибудь убедительной легенды.

Благодаря невозможности добраться до места самостоятельно вкупе с жестким контролем государства над узбекскими СМИ узбекские власти решили, что могут спокойно назвать этот взрыв терактом, не опасаясь независимого расследования озвученной версии событий. С самого момента происшествия власти в Ташкенте отклоняли предложения Душанбе помочь с восстановлением полотна. Не комментировали они и то, когда планируется возобновить движение. По имеющимся сообщениям, сотни грузовых вагонов с продовольствием и другими товарами первой необходимости простаивают в ожидании разрешения пересечь поврежденный мост на пути в Таджикистан.

Ташкент отгородился стеной молчания, местные же чиновники оказались чуть более разговорчивыми. Второй государственный служащий, беседуя с корреспондентом EurasiaNet.org, усмехнулся в ответ на предположение, что причиной инцидента стал теракт. "Здесь такая скучища, - сказал этот человек. - Ни тебе воров, ни террористов". На вопрос о поврежденном мосте последовал простой ответ: "Его ремонтируют".

Корреспондент EurasiaNet.org, побывавший на месте взрыва, не имеет специальной технической подготовки. Повреждения моста не представляются серьезными и выглядят очень аккуратными, что несвойственно для терактов. Перекинутый над дренажным сооружением примерно в 10 км к западу от пограничного города Гульбахар, мост опирается на двенадцать несущих опор - четыре группы опор по три в каждой. Повреждена самая дальняя, западная группа опор, само же железнодорожное полотно не нарушено. Несмотря на то, что бетон опор разрушен взрывом, стальные элементы внутри них выглядят целыми, хотя и немного погнутыми. На каждой из опор цемент отсутствует в средних секциях, внизу и вверху поврежденных участков видны одинаковые по размеру обожженные отметины.

Беглый визуальный осмотр наводит на мысль, что взрывом хотели мост повредить, но не разрушить его до такой степени, чтобы нельзя было отремонтировать. Учитывая ограниченный и явно контролируемый характер повреждений, есть основания полагать, что взрыв вряд ли был делом рук террористов. Более того, повреждения, особенно означенные отметины, похоже, опровергают объяснение, якобы данное представителям Таджикских железных дорог их узбекскими коллегами о том, что инцидент был вызван трактором, врезавшимся в опору моста. Противоречат они и последующему ответу на запрос таджикских парламентариев, в котором представители железнодорожного ведомства Узбекистана возложили вину за простои грузов на своих таджикских коллег, заявив, что таджикская сторона попросту отказывается принимать грузы.

Когда корреспондент EurasiaNet.org побывал на месте взрыва в декабре месяце, у моста стоял большой передвижной кран, три-четыре грузовых железнодорожных контейнера и бытовка для рабочих. Однако никаких работ в тот день на поврежденном участке моста не производилось, а сама площадка выглядела безлюдной.

Железнодорожный перегон, на котором произошел взрыв, является веткой, не входящей в систему Северной сети поставок, по которой осуществляется снабжение американских и натовских войск в Афганистане. Не транспортируются по ней и грузы для строительства скандальной Рогунской ГЭС в Таджикистане. Однако это крайне важная артерия для доставки ГСМ, продовольствия и других грузов в удаленные обнищавшие районы на юге Таджикистана, куда практически невозможно доставлять грузы автомобильным транспортом. По словам представителей ООН, после взрыва в этих районах произошел скачок цен, сделав продукты питания практически недоступными для большого количества рядовых граждан.

Большинство аналитиков, поддерживающих версию о том, что Узбекистан сам вывел из строя свою железную дорогу, считают, что побудительным мотивом могла послужить растущая напряженность в отношениях между Узбекистаном и Таджикистаном из-за строительства Рогунской ГЭС, а также желание Узбекистана оттеснить Таджикистан от прибыльных контрактов, связанных с функционированием Северной сети поставок.

Ташкент красноречиво отмалчивается в ответ на все вопросы об официальной версии событий. Практически все страницы в сети Интернет, упоминающие о взрыве, на территории страны заблокированы, а населению выдают крохи информации. "Я ничего об этом не слышал, а я слушаю экономические новости каждый день", - сказал 21 декабря в ответ на вопрос EurasiaNet.org директор узбекской компании железнодорожных грузоперевозок из Ташкента.