"Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) отмечает Рождество Христово, как и в течение первых трех веков прошлого тысячелетия - 6 января. И хотя с первой четверти 4 века остальные церкви поменяли дату празднования на 25 декабря, тем самым предавая забвению отмечаемый в этот день языческий праздник непобедимого Бога Солнца, ААЦ и по сей день хранит верность апостольским назиданиям". Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил настоятель ереванской церкви Святой Троицы, иерей Есаи Артенян, комментируя особенности празднования Св. Рождества.

По его словам, прошедшие тысячелетия внесли определенные поправки в праздничный календарь и ритуальные церемонии различных ответвлений учения Христова, но только не в религиозный канон ААЦ.

Как отмечается на официальных сайтах ААЦ, поскольку церковный день сменяется в 17:00 часов, вслед за вечерним богослужением, то Св. Рождество начинают праздновать 5-го января и продолжают 6-го января. Вечером 5-го января во всех церквях служится Святая Литургия Чракалуйца, что в переводе с армянского означает "возжигание светильников-лампад". В этот вечер люди уносят с собою в дома зажжённые в церкви лампады и свечи, которые символизируют божественный свет, благословение церкви. Возжигание светильников символизирует свет Вифлеемской звезды, которая волхвам указала путь к Младенцу Иисусу.

Заметим, что в этот день верующие армяне приветствуют друг друга со словами "Христос родился и нам явился. Вам и нам благая весть", а в качестве ответа неизменно звучит "Благословенно явление Христа".

Иерей Артенян указал, что празднование Нового Года приобрело особенно широкий размах в советские времена, поскольку тем самым как бы затенялся символ Рождества Христова. "Однако сегодня мы, к счастью, можем пересмотреть эту традицию с тем, чтобы классифицировать и отделить главное от второстепенного. Важнейшим же в этот праздничный период является подготовка и участие в Св.Рождестве, начиная с недельного предрождественского поста, завершение которого знаменует вечерняя литургия - Чрагалуйц", - подчеркнул настоятель церкви Святой Троицы. Он также выразил сожаление, что встречаются еще такие прихожане, которых больше интересует вопрос о том, какие блюда необходимо иметь на столе в этот день, нежели участие в церковных службах и литургиях - в приобщении к религиозному празднику.

Согласно традиции ААЦ, утром 6 января служится Рождественская литургия, которую проводит Католикос Всех Армян Гарегин Второй. Большой торжественной процессией и под перезвон колоколов Его Святейшество препровождается из своей резиденции в Кафедральный собор Эчмиадзина. По утверждению богословов, этот красочный церемониал берет свое начало с конца третьего века, а вторая, столь же важная патриаршая литургия служится в Святое Воскресение.

Как пояснил иерей Артенян, после Рождественской литургии проводится праздник крещения Христа с церемонией освящения воды - Джрорнерк. По его утверждению, ААЦ - единственная из христианских церквей, которая сохранила древний обычай празднования Рождества Спасителя и Крещения под общим названием Богоявления. "Когда Спасителю, по человеческому естеству, исполнилось 30 лет, он пришёл на Иордан, в водах которого Иоанн Предтеча проводил крещение. Христос, конечно, не имел нужды в покаянии, но своим крещением от Иоанна он положил начало этому таинству, которое является обязательным условием принадлежности верующих к церкви. Следовательно, крещение следует воспринимать духовным рождением Христа", - отметил иерей Артенян.

Он также добавил, что Св.Рождество - это праздник, когда человек открывается перед Господом - со всеми успехами и неудачами, достижениями и проблемами. "Так пожелаем же, чтобы Спаситель помог нам в решении трудных вопросов, очистил наши души от зла и скверны, а оставил бы нам только добро и любовь. И пусть благая весть о рождении Христа станет животворящим светом всей нашей жизни", - заключил настоятель церкви Святой Троицы.

Подготовил Валерий Гаспарян