В последнее время в Белоруссии был озвучен целый ряд инициатив, которые, по замыслу их идеологов, должны поднять на новый уровень языковую и национально-историческую проблематику в контексте принудительной "белорусизации". Эти тенденции прокомментировал 4 января в интервью ИА REGNUM руководитель Белорусской региональной группы сторонников международного движения "Интернациональная Россия" Юрий Баранчик.

ИА REGNUM: Как вы относитесь к последним инициативам в области продвижения белорусского языка, в частности, к предложению Николая Чергинца сократить рабочий день для тех, кто пойдет на курсы белорусского языка?

Действительно, в последнее время отдельные белорусские чиновники и "видные" общественные деятели затеяли очередную, хотелось бы особо подчеркнуть, - искусственную волну "белорусизации". И предложение "известного" белорусского "писателя" идет в этом контексте.

Что при этом происходит в народной массе? Как простые люди оценят очередную инициативу главы Союза писателей? Люди услышали, что тех, кто пойдет учить белорусский язык, будут на час раньше отпускать с работы. Отлично. Кто пойдет на курсы? Образованные рабочие или инженеры, строители? Нет, пойдут проходимцы и лентяи, для которых уйти на час раньше с работы будет за счастье. Какая им разница, что через год они не сдадут "экзамен Чергинца"? Зато на целый год получат возможность заканчивать работу раньше, чем трудолюбивые сотрудники. Какую это вызовет ответную реакцию, об этом подумал отставной генерал? Это вызовет рост социальной напряженности в трудовых коллективах, потому что люди всегда отрицательно относятся к любым формам проявления неравенства. Кроме того, на отношении наиболее квалифицированных работников к самому белорусскому языку, для которых он будет еще больше отождествляться с языком лентяев и социальных трутней.

По сути, Черинец сказал следующее - те, кто станут изучать белорусский язык, будут работать на 12% меньше, а получать на 12% больше, чем их коллеги. Это не просто нарушение трудового законодательства, но нарушение Конституции республики, которая гарантирует равные права граждан как в области труда, так и в области языковой политики.

Кроме того, вбрасывая в массы такого рода "инициативы", отдельные представители белорусского "политического класса" тем самым, сознательно или нет, но, на мой взгляд, изначально исходят из вторичности белорусского языка по отношению к русскому. Действительно, посмотрим, например, на ситуацию в области изучения иностранных языков. Если людям они нужны - то они ходят на курсы английского, французского, или, например, китайского языка и без всяких преференций, в свободное от работы время. И никого, подчеркиваю, никого не надо ни заставлять, ни упрашивать, ни платить деньги. Как только кто-то предлагает платить за изучение белорусского языка незаслуженно заработанные деньги, сразу возникает вопрос - что это за язык, популярность которого надо оплачивать и создавать социальную напряженность в обществе? Когда люди захотят, они сами все сделают и без подсказок сверху.

ИА REGNUM: Тогда почему такие инициативы получают публичную огласку?

Это от непрофессионализма и полного отсутствия идей. Им же надо как-то оправдывать свое существование, показывать хоть какую-то деятельность. Поэтому и всплывают такие "глубоко интеллектуальные" инициативы. Я расцениваю подобного рода деятельность исключительно как полную интеллектуальную и идейную импотенцию нынешних белорусизаторов. Им надо давать результат, чтобы вышестоящая власть их оценила. Идей нет в принципе, поэтому и хватаются за языковую тему. Но и здесь результата нет, белорусский язык продолжает терять свою и так невысокую популярность. Они не могут предложить ни одной позитивной и, что самое главное, содержательной идеи для продвижения белорусского языка в массы. Единственное, на что их хватает - это на раскол белорусской глубинки и на вбивание очередных клиньев в белорусское коллективное бессознательное. Это с одной стороны.

С другой стороны, принудительная "белорусизация" приведет к еще большему поражению "белорусизаторов". С такими подходами язык никто не полюбит и не сделает разговорным в повседневности, а тем более не станет учить - сейчас не средневековье. Поэтому я бы посоветовал им добавить активности, побольше вбрасывать в массы подобные идеи. Например, такие, как установка памятника литовскому князю Миндовгу - может, скоро дело дойдет до анекдотов... Поэтому я могу только приветствовать подобного рода "инициативы", т.к. они при всем честном народе показывают, что никакого идейного багажа белорусизаторы за собой не имеют и могут действовать только репрессивными методами.

ИА REGNUM: Как на Ваш взгляд, должно быть построено изучение белорусского языка в школьной программе?

Я являюсь сторонником той точки зрения, что белорусский язык представляет собой только один из диалектов русского языка. Соответственно, диалект совсем необязателен для изучения, и должен быть факультативным, чтобы не тратить и так перегруженное учебное время современного поколения школьников. Пусть лучше дети учат иностранные языки, "науки", т.к. они им пригодятся в жизни гораздо больше, и хорошо знают русский язык и литературу, одной из ветвей которой и является белорусская литература. Аналогичной, кстати, позиции по вопросу украинского языка придерживается и известный украинский аналитик Сергей Лунев: ""Мова" - это очевидно диалект русского языка в той мере, в которой он понятен большинству русских людей без переводчика (тем, кто без особых сомнений идентифицирует себя русским и не изучал "мову" специально и систематически)" (1).

Дело в том, откуда вообще взялась проблематика белорусского языка. Она исходит из того, что раз есть Белоруссия, то должен быть и белорусский язык, ибо, по мысли "интеллектуалов" белорусского национального движения, если нет языка, то и нации, и государства нет, хотя история изобилует примерами обратного рода - США, Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Куба, та же Бельгия, Австрия. Белоруссия как страна появилась только в прошлом веке, после распада Российской Империи, а в нынешнем виде - только в 1945 году. При этом националисты, говоря о тяготах жизни белорусов в Империи, как-то забывают, что, во-первых, тогда жизнь была тяжела почти для всех слоев населения во всем мире, а, во-вторых, что численность населения в Северо-Западном крае только на протяжении 19-ого века выросла в несколько раз. А за последние двадцать лет после распада Советского союза уже уменьшилась на 5%. На данном историческом этапе есть белорусское государство. Что будет через пять лет или в более отдаленной перспективе - никто не знает. Поэтому отказаться от русского языка как от одного из мировых языков, наравне с английским, немецким, французским, некоторыми другими, в пользу белорусского и полностью вытеснить русский язык из Белоруссии - это будет просто преступление перед будущими поколениями белорусов.

ИА REGNUM: Сказывается ли как-то переход с русского на белорусский язык в плане социальной коммуникации, в плане понимания, в плане решения проблемы интерсубъективности при наличии внешне идентичного речевого содержания?

Насколько я знаю, никто таких исследований не проводил. Вместе с тем, могу отметить следующее. Т.к. я занимаюсь в основном политической аналитикой и просто по роду деятельности вынужден читать много аналитических текстов, то читаю и тексты на белорусском языке экспертов из прозападной тусовки. Могу в этой связи сказать, что они представляют гораздо меньший с точки зрения аналитики интерес, чем тексты русскоязычных оппозиционных экспертов. Возможно, основная причина этого недостаточный профессиональный уровень тех политологов, которые пишут и разговаривают на белорусском. Возможно, таким образом они пытаются скрыть свою профессиональную некомпетентность, т.к. чем меньше людей их понимает, тем меньшее количество людей может что-то сказать по поводу их профессионального уровня.

1) http://alternatio.org/articles/tribune/item/1383-к-вопросу-об-украинском-русском-языке