В четверг, 29 декабря правительство Ставропольского края распространило сообщение, в котором утверждается, что земельные конфликты в восточных районах края в основном разрешены и положение там улучшается.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, конфликт на востоке Ставрополья, прежде всего в Нефтекумском районе, возник из-за земель, которыми с советского времени там пользуются дагестанские животноводческие хозяйства (преимущественно из районов Дагестана, населенных даргинцами; численность даргинцев на Ставрополье по данным Всероссийской переписи населения 2010 года составила 49302 человека, или 1,8% населения региона). В середине 2011 года появилась информация о том, что с дагестанскими хозяйствами на Ставрополье не перезаключаются договора аренды, а работники хозяйств в судебном порядке лишаются регистрации, поскольку проживают в строениях, формально не относящихся к жилому фонду. Эти события вызвали весьма жесткую реакцию в дагестанских СМИ. О необходимости решить проблемы дагестанцев на Ставрополье в декабре заявил президента Дагестана Магомедсалам Магомедов. Министр национальной политики, делам религий и внешним связям Дагестана Бекмурза Бекмурзаев заявил, что если дагестанцев будут вынуждать покинуть восточные районы Ставрополья, это может привести к значительной напряженности в сфере межэтнических отношений.

"Изменения в законодательстве, направленные на экономическое развитие восточных районов края, в том числе за счет рационального использования сельскохозяйственных угодий, вызвали тревогу среди животноводов, содержащих скот на местных пастбищах, и породили множество слухов, в том числе с межэтническим акцентом, - говорится в заявлении администрации Ставропольского края. - Однако складывающаяся практика перевода отношений в правовое русло уже показала: условия хозяйствования на земле Ставрополья будут равными для всех и выгодны и предпринимателям, и власти. Вопрос с распределением земель стоит в нескольких районах края. В ряде территорий он осложняется отсутствием возможности выкупать участки сельскохозяйственного назначения. Такая проблема существует и в Нефтекумском районе. Выход один - арендовать угодья. Интерес в этом есть и у животноводов, выращивающих скот на продажу и получающих от этого прибыль, и у муниципальной власти, получающей дополнительных доход в бюджет за счет арендной платы. В случае, если одна сторона договор нарушает, страдают интересы другой...Правовое регулирование вопроса, в свою очередь позволит животноводам пасти скот на землях Ставрополья на законных основаниях, а краю - гарантировать рациональное использование своей территории и пополнение муниципальной, а также краевой казны".

В сообщении Управления информационной политики администрации Ставропольского края приводятся также слова начальника управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Нефтекумского муниципального района Мулидали Джуманьязова. Он отмечает, что "с экономической точки зрения район получил огромные перспективы благодаря новым правилам землепользования". По словам Джуманьязова, около 57 тысяч гектаров земли в восточной части района практически не использовались. На них выпасалось около 5 тысяч голов скота. Сегодня же, с приходом местного арендатора, здесь появилась возможность содержать до 100 тысяч голов овец и до 4 тысяч голов крупного рогатого скота мясного направления.

"В Нефтекумском районе на сегодняшний день заключены 139 договоров аренды земли. 49 из них, или 35%, принадлежат представителям народов Дагестана, остальные распределены между русскими, ногайцами, туркменами, а также жителями других национальностей. Претензии предыдущих пользователей пастбищ были отклонены Арбитражным судом Ставропольского края, шестнадцатым арбитражным апелляционным судом, а также Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа в Краснодаре. Сельхозпредприятия республики Дагестан направляли иски об истребовании якобы своего имущества из чужого незаконного владения, однако служители фемиды в удовлетворении их требований отказали, не найдя подтверждений того, что истцы обладали какими бы то ни было правами на земельные участки. Немалое значение в решении суда сыграл и тот факт, что хозяйства, требующие отдать им пастбища, не удосужились даже заплатить земельный налог на них", - говорится в сообщении краевой администрации.

По просьбе ИА REGNUM данное заявление прокомментировал генеральный директор муниципального унитарного семеноводческого хозяйства "Полевод" Дахадаевского района Дагестана Бахмут Мирзаев. Его хозяйство пасет скот на востоке Ставрополья, однако в настоящий момент оно в судебном порядке лишено права пользоваться там пастбищными землями.

"Мы, действительно, проиграли в арбитражных судах всех уровней, - рассказал Мирзаев. - Я не считаю, что рассмотрение нашего дела ставропольскими судьями было справедливым. Хозяйство нашего села получило Акт о праве на бессрочное пользование землями на Ставрополье еще в 1947 году. Судьи не приняли во внимание этот документ, но ведь его действие не отменено. Что касается налогов, то мы, будучи зарегистрированными в Дагестане, платим налоги в бюджет этого региона, о чем у нас есть соответствующие справки".

Как заявил Мирзаев, сейчас его хозяйство вынуждают брать землю в субаренду у новых, ставропольских арендаторов. "Мы не можем согласиться на аренду земли, которая, на наш взгляд, принадлежит нам по праву. Сейчас наши чабаны по-прежнему находятся на этих землях, но их заставляют уйти оттуда", - сказал руководитель дагестанского хозяйства.