"Блестящий пример иранской дипломатии с восточными традициями, уходящими в глубины тысячелетий, является заключительная фраза выступления в Ереване президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, когда он заявляет о неизменности армяно-иранской карты", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM замдиректора института Кавказа, политолог Сергей Минасян, комментируя значение и последствия визита главы иранского государства в Ереван.

Напомним, что президент Ирана в ходе визита в Армению 23 декабря в частности, заявил: "Я сказал (Сержу Саргсяну - ред.), что никто в мире не может изменить карту между Арменией и Ираном. Мы являемся соседями и родственниками и должны жить бок о бок, чтобы вместе продвигать наши интересы. У нас нет ограничений для расширения сотрудничества".

По словам политолога, произнесенную президентом Ирана фразу армяне "могут воспринять по-своему, карабахцы - тем более, примут это на свой счет, а если азербайджанцы начнут выражать возмущение трактовкой этих слов армянскими сторонами, то иранцы вполне могут сказать, что имели в виду совершенно иное - границы, которые не подлежат изменению". Вместе с тем он полагает, что мессидж адресован, главным образом, Армении, нежели другим странам, поскольку Ахмадинежад произнес эти слова именно в Ереване. Как он при этом отметил, любое, даже прямое заявление Ирана следует воспринимать с определенной долей осторожности, ибо такова специфика традиционной внешней политики Ирана.

Самым важным достижением в армяно-иранских взаимоотношениях замдиректора института Кавказа считает стратегическое сотрудничество двух стран в сфере коммуникаций, транзита различных энергоресурсов. "В этом плане, главным результатом двустороннего сотрудничества можно считать поступательность осуществляемых шагов. Правы те политологи, которые отмечают, что разного рода политические, геополитические и коммуникационные проекты реализуются достаточно оперативно - даже с учетом традиционной восточной медлительности иранской дипломатии и в сравнении с иными соседними государствами", - подчеркнул Минасян.

Он также прокомментировал замечание корреспондента ИА REGNUM о том, насколько обоснованы столь оптимистичные утверждения, если товарооборот между Арменией и Ираном составляет всего лишь $ 300 млн, тогда как экономическое сотрудничество с Азербайджаном намного более интенсивное. Как указал эксперт, при сравнении экономических отношений Ирана как с Арменией, так и с Азербайджаном необходимо учесть, что развитие армяно-иранских взаимоотношений проходит при наличии лишь одной автомагистрали - в отсутствие железной дороги и других коммуникаций. Он также добавил, что в данном аспекте показатель товарооборота приобретает более весомое значение. "При этом следует учесть, что наиболее важные стратегические проекты пока еще находятся в стадии развития. Речь, например, об энергетической программе, предусматривающей обмен газа на электричество, которая интенсивно развивается", - пояснил политолог. Как он подчеркнул, немаловажным фактором в армяно-иранских отношениях является то, что после Грузии практически Иран служит для Армении альтернативными коммуникационными воротами во внешний мир.

Эксперт выразил несогласие с расхожей точкой зрения, будто визит Ахмадинежада связан с проверкой Армении на лояльность - в свете последних вызовов и угроз в адрес Ирана. В качестве аргумента о несостоятельности подобных утверждений он заявил: "Чисто с военной точки зрения, Армения не представляет никакого интереса и значимости для нанесения какого-либо военного удара по Ирану. Есть намного более серьезные и наиболее уязвимые для Ирана направления, но они абсолютно не с Севера - не с небольшого,скажем так, Мегринского перешейка, или даже не с территории Нагорного Карабаха. Есть Персидский залив, есть граница с Ираком, есть иракский Курдистан, есть тот же самый Азербайджан, в котором имеются некоторые авиабазы, и так далее. Так что вопрос об использовании Армении как некого военного плацдарма при нападении на Иран надуман и неактуален", - подчеркнул эксперт.

Как он убежден, целью визита Ахменижедада в Ереван являлись не проверка на лояльность и не заручение поддержкой, а "именно особые отношения Армении с западными странами". "Не секрет, что Армения довольно успешно выступает для Ирана в роли, скажем так, достаточно эффективной отдушины и окна во внешний мир. А это весьма серьезный фактор, поскольку, учитывая традиционно-хорошие взаимоотношения двух стран, становится понятно, что Иран в этом плане Армении доверяет больше, чем какой-либо иной из сопредельных стран", - заключил Минасян.