В статье В Армении "фильм" о миграции армян следует начинать с "фракийской" серии", опубликованной ИА REGNUM, ее автор Яна Вернер попыталась свести на нет выводы, сделанные нами в статье В Азербайджане "фильм" о переселении армян показывают с 9-ой серии. Несмотря на эмоциональный контекст, в котором оппонентка с азербайджанской стороны попыталась сделать это, мы бы хотели сконцентрироваться не на исторической обоснованности доводов автора, а на идеологических пробелах, допущенных ею в статье, которые, пожалуй, следовало бы учесть. Они заключаются в следующем:

1. Категория "Историческая земля" - это весьма аморфное и неопределенное понятие

Данное заключение исходит из логики и самого названия статьи Яны Вернер, а также из таких ее цитат, как например: "Можно, конечно, принять предложенные армянской историографией забавные правила игры и довести дело до абсурда, назвав приход тюркских племен в Закавказье "возвращением". Ведь именно через Малую Азию и Кавказ предки тюрок - homo sapiens - перебирались из родины человечества - Восточной Африки - в Среднюю Азию и Алтай. Вот вам и возвращение в родные пенаты! Чем не "репатриация"? Или, может быть, возвращение присуще только армянам?". Другая аналогичная цитата: "Если азербайджанцы, как любят повторять в Армении, являются потомками "кочевников", то кем при такой пассионарно-мигрирующем раскладе являются армяне, если не такими же кочевниками? Если название "азербайджанцы" является искусственным и исходящим из географического наименования, то чем, позвольте узнать, является название "армяне", если не таким же искусственно прикрепленным к территории географической Армении?"

Хотелось бы напомнить, что данные выводы были сделаны относительно нашего утверждения о том, что переселения армян из Ирана в восточную Армению в начале 19-ого века, спустя 200 лет после выселения 250 тысяч армян с тех же территорий восточной Армении в Иран, являлись, по-сути, возвращением на родные земли, что, по логике Яны Вернер, является малообоснованным утверждением. В результате, получается (по мнению Вернер, это звучит абсурдно), что поселившиеся на разных территориях люди, первоначально вышедшие из Восточной Африки, даже после формирования на этих землях различных народностей и приобретения своего национального самосознания, в последующем не вправе претендовать на эти территории - как на историческую родину. В такой трактовке понятие "историческая родина" и вовсе теряет смысл: ведь, если исходить из предположения Яны Вернер, получается, что ни одна из ныне живущих на территориях разных материков наций не может называть доминирующие ареалы собственного формирования (кроме Африки) своей исторической родиной. Однако, если это действительно так и если этому свято верит Яна Вернер, то становится непонятно, что же подразумевают в этом случае азербайджанские историки и должностные лица в своих высказываниях относительно того, что Карабах и Восточная Армения на самом деле являются азербайджанскими "историческими землями"? О каких исторических землях вообще тогда идет речь? Но если тюркские племена, переселившиеся сюда, как уже отмечалось, в начале 16-го века, и постепенно расширившие зону присутствия на этих территориях в последующие 300 лет, вправе считать эти земли своими "историческими", то почему тогда армяне не вправе делать то же самое сейчас, спустя 200 лет после 1828-ого года? И в этом случае идеологическая сторона такой трактовки реальности подводит азербайджанскую историографию к тупиковой ситуации, что и было неизбежно, поскольку маневрирование в пропагандистских целях вокруг исторических понятий, как например "Историческая родина", может рождать еще более неприятные вопросы и доводы, которые наш азербайджанский оппонент не учла в своих рассуждениях.

2. Значительное количество людей начинается с миллиона

Яна Вернер в своей статье отмечает, что "Переселение шахом Аббасом совершенно незначительного количества армян из Кавказа вглубь Персии является историческим фактом, однако их число даже по самым щедрым оценкам никогда не позволяло назвать массовое переселение армян два с половиной века спустя в Карабахское, Нахчыванское и Иреванское ханства невесть откуда взявшимся "возвращением"".

Мы уже отмечали в данной и в нашей предыдущей статье (и дали ссылку на эту информацию) тот факт, что число переселенных армян Шахом Абасом из Восточной Армении в Иран составило около 250 тыс. человек. Однако если для Яны Вернер и азербайджанской историографии это число является незначительным, то тут уже нечего добавить, кроме следующего: а на сколько значительным в этом случае является количество в 40 тысяч переселенных армянских семей из Ирана в Восточную Армению, или, как утверждает Г.Д.Халилов, количество в 124000 армян, переселенных в горную зону Елизаветпольской губерни и т.д? Это данные, на которые постоянно опираются азербайджанские историки, пытаясь доказать судьбоносную значимость этих событий для азербайджанского народа? Комментарии, как говорится, излишни.

В статье Яны Вернер можно наблюдать и другие доводы. Например новою версию о том, что якобы армяне, вернее армянские спецслужбы, сами организовали резню армян в Сумгаите. Об абсурдности этой версии читатели сами смогут сделать должные выводы, после того как, согласно обещанию Яны Вернер, "...по данному поводу в скором времени появится статья с параллельной публикацией всех документальных деталей об "азербайджанце" Эдуардe Григоряне").

В статье также содержатся доводы, построенные на искажениях выводов И. М. Дьяконова, сделанных в труде "Предыстория армянского народа". Речь идет о принятой в азербайджанской историографии концепции о "хайских племенах" и их неидентичности с армянским этносом Древней Армении, упоминаемым различными древнегреческими авторами, а также о концепции "пришлости" армян из Фригии. Об этих искажениях нами уже была написана и опубликована статья. Но, понимая цель азербайджанской историографии и официальной пропаганды всячески отрицать историческое богатство и наследие армянского народа, и не пытаясь доказать опять же абсурдность этой чисто азербайджанской концепции, мы лишь посоветуем нашим азербайджанским оппонентам кроме своих источников, ознакомиться также и со следующими трудами мировой историографии относительно этих вопросов, с тем чтобы в дальнейшем излагать историю без идеологических пробелов:

Список литературы, рекомендуемой для азербайджанских историков:

R.Schmitt "Armenische' Namen in altpersischen Quellen" Annual of Armenian Linguistics 1, 1980 (http://www.iranicaonline.org/articles/armenia-i)

Д.Лэнг "Армяне. Народ-созидатель" Пер. с англ. Е.Ф.Левиной.- М.:ЗАО Центрополиграф, 2004 (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/leng/index.php)

И. М. Дьяконов "Предыстория армянского народа". Издательство АН Армянской ССР, Ереван, 1968 (http://annals.xlegio.ru/other/djakonov/03.htm)

Энциклопедия "Британика ", Armenia, History, (http://www.britannica.com/EBchecked/topic/35178/Armenia)

А.Е. Redgate "The Armenians" Cornwall: Blackwell, 1998 (http://books.google.ru/books?id=e3nef10a3UcC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false)

M.Chahin "The Kingdom of Armenia" Curzon Press, England, 2001 (http://books.google.ru/books?id=OR_PHoKZ6ycC&printsec=frontcover&dq=Armenia&hl=ru&sa=X&ei=b2z5ToyIE83ktQaNvZGYCQ&ved=0CDsQ6AEwAA#v=onepage&q=Armenia&f=false)

Джованни Гуайта "1700 лет верности. История Армении и ее Церкви", Издательство: FAM 2002