Накануне Нового года и Рождества митрополит Калужский и Боровский Климент поделился с читателями калужской областной газетой "Весть" своими размышлениями о проблемах по введению в школьную программу курса "Основы православной культуры". По мнению владыки Климента, "самый главный успех на сегодня - это то, что Церковь и областная власть объединяют свои усилия по формированию духовно-нравственного облика калужского школьника".

"Понимание того, что школьное образование не может быть лишено устойчивой ценностной основы, есть на всех уровнях власти. Так, еще в январе в регионе прошел Форум "Духовно-нравственное воспитание молодежи Калужской области", кроме того, был подписан договор о сотрудничестве между Калужской епархией и правительством Калужской области и при правительстве области был сформирован Координационный совет по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, который провел ряд результативных заседаний", - сказал владыка. "Не менее важным мероприятием, -отметил он, - года были Богородично-Рождественские образовательные чтения, которые проходили в сентябре. Основной темой было преподавание ОПК в государственной школе. Все эти мероприятия показали, что процесс введения ОПК в школах области развивается, и с этого учебного года количество учебных заведений, где преподается этот предмет, увеличивается". Далее митрополит сказал "Думаю, все понимают, что обучение детей в школе не исчерпывается получением системы научных и рациональных знаний. В период становления молодого человека не меньшее внимание следует уделять духовно-нравственному воспитанию личности, формированию целостного мировоззрения и нравственно высокой ценностной ориентации".

"Важным является также изучение своей культуры и развитие любви к труду. Без всего этого у школьников складывается потребительское отношение и к обучению, и к жизни в целом, когда они учатся только ради оценок и аттестата, трудятся ради денег, живут ради удовольствия, а кроме того, и это важное, растут Иванами, не помнящими родства. Ведь Россия - страна великая не территорией и природными ресурсами, а культурой и верой народа. Наша культура и быт тысячу лет связаны с Православием, и каждый житель области должен знать свое прошлое, иметь с ним духовную связь, считать себя наследником этого богатства. Где молодой человек может этому научиться - по телевидению, что ли? Или в интернете? Конечно, в школе должны дать базовые знания, а затем ребенок, если заинтересуется, сам может найти информацию. Преподавание ОПК в рамках учебной программы имеет целью формирование нашего традиционного православного мировоззрения у школьника, а также установок, обеспечивающих его осознанный выбор в пользу добра. Ребенок рождается в этой культурно-социальной среде или приезжает в нее извне - не важно. Он будет в ней жить в дальнейшем, поэтому он не может ее не знать. Молодое дерево должно иметь или корень, или семя от своего предка. По-другому быть не может. Оно или погибнет, или изменится настолько, что совершенно не будет похоже на своих предков. Поэтому быть достойным сыном и дочерью своего Отечества без знания того, "откуда пошла земля Русская", на какой основе наши предки стали великим государством, великой нацией, какая культура сформировала наше искусство, поэзию, музыку и в целом всю историю, невозможно", - сказал владыка Климент.

"У нас в Калужской области после выбора модулей комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в ноябре этого года ситуация такова: из 8208 школьников 4-х классов "Основы Православной культуры" выбирают 72,7%, "Основы светской этики" - 24,93%, ОМРК - 2,11%. Изучать исламскую культуру по области хотят 22 человека. Как видите, в нашей области светскую этику избрало только четверть родителей, и я думаю, что большая часть из них сделало это, не зная содержания предмета "Основы Православной культуры". Вот пройдет время, и они увидят, что это за предмет, и, может, поменяют свое мнение. Ведь ОПК - это не сухая история и не Закон Божий, а ответы ребенку на реальные вопросы жизни. Хотят родители, чтобы их ребенок знал, почему надо делать добро людям, почему надо любить своих родителей, почему надо заботиться о больных и пожилых, почему нельзя воровать? Если хотят, то и выберут для ребенка этот предмет". "Наше общество еще не освободилось от советских стереотипов мышления. Многие родители и учителя имеют мировоззренческие взгляды, которые были заложены еще в то время. За 70 лет из них вырвали живые ниточки духовности, православные традиции попытались заменить псевдокультурными. В итоге к концу XX века мы спустились к субкультуре потребительства, которой особенно подвержена молодежь. Дети 90-х росли под сильным влиянием рекламы "Бери от жизни все" и "Стань миллионером", в школах навязывалось половое воспитание, раскручивались бренды различных алкогольных кампаний и широкомасштабно отмечались "праздники пива", а сейчас эти подростки стали родителями, и, естественно, им выбор сделать нелегко, так как категории мышления им были заложены еще в те годы. С другой стороны, наши школы не все готовы к введению этого предмета. Не все директора побеспокоились о подготовке преподавателей по ОПК, да и сами преподаватели в этих школах не проявили активности в подготовке к новому курсу. А отсюда еще одна проблема. Вводить надо предмет, а преподавать некому, а если и есть педагог, то он перегружен. Поэтому и получается такая ситуация в некоторых школах, что сами педагоги предлагают предмет светской направленности. предлагаемыми программами. Родителям необходимо обдуманно сделать выбор того или иного предмета (модуля). Причем при этом выборе целесообразно руководствоваться исключительно своими внутренними убеждениями и потребностями, а не возможностями школы", - отметил митрополит Калужский и Боровский.

Митрополит Климент считаете что "если 10-11-летний ребенок самостоятельно будет определять для себя содержание понятий "добро" и "зло", "порок" и "добродетель", устанавливать для себя моральные нормы без учёта традиционных нравственных ценностей, это приведет не только к его личному духовному кризису". "В масштабах всеобщего образования это приведет и уже привело к духовному и экономическому кризису всей нашей страны. Разгул преступности, обесценивание человеческой жизни, катастрофический уровень алкоголизма и наркомании, миллионы абортов ежегодно, распад семей - вот пример построения собственных моральных норм и законов. Реализуемый в 2011-2012 годах эксперимент должен заложить основу для этого, наработать опыт взаимодействия государства, Церкви, образовательных учреждений и родителей учащихся в обеспечении религиозного образования и духовно-нравственного воспитания учащихся в российской школе. Это стратегическая перспективная задача данного эксперимента в понимании православного сообщества в нашей стране. Уроки "Основ православной культуры" полезны и интересны детям, они их обогащают и в конечном итоге ведут к положительным образовательным и воспитательным результатам. По появляющимся откликам, курс служит развитию воспитания в школе, а не проблемам и конфликтам. Поэтому новая предметная область должна расширяться на другие классы и ступени обучения в школе. Следует отметить, что, несмотря на введение курса "Основы религиозной культуры и светской этики" в общеобразовательных учреждениях в Калужской области в 2011/12 учебном году, мы не отменяем уже существующего курса "Основы Православной культуры". Поскольку учебные программы существующего курса и вводимого модуля ОРКСЭ разные, они не только не будут повторением, но явятся гармоничным дополнением друг друга. Наша главная задача сегодня - донести до лиц, связанных с образовательным процессом, директоров, учителей и родителей понимание того, что православная культура в нашем народе имеет тысячелетнюю историю, она сыграла основополагающую роль в становлении российского государства, имеет колоссальный опыт патриотического, духовно-нравственного воспитания. Православное мировоззрение наложило отпечаток на все сферы жизни русского человека: на архитектуру, литературу, живопись, музыку, быт, народные традиции. Заложенный Православием духовный стержень помог народу не быть побежденным ни внешним врагом, ни внутренними распрями и междоусобицами. Поэтому не знать православную культуру, не приобщаться к ней - преступление против своих предков, своей истории, своей страны. Ходит человек в церковь или нет, жить вечно с Богом или остаться в памяти на несколько лет в воспоминаниях своих знакомых - это его личный выбор, а жить в стране и знать ее историю, культуру, язык - обязанность каждого", - считает владыка Климент.