Мировой финансово-репродукционный кризис обострил проблему социально-политического лидерства на Западе, что требует пересмотра форм демократического руководства перед лицом новых общих вызовов и угроз.

Ежедневные проявления мирового кризиса настойчиво убеждают, что чем чаще политические лидеры демонстрируют свою сверхактивность (саммиты, встречи, коммюнике), тем больше глобальный консорциум предстает незащищенным перед опаснейшими вызовами, рисками, угрозами. Мировое общественное мнение с растущим напряжением следило за беспримерными усилиями руководства Запада по спасению ведущих экономик двух бастионов демократии - США и Европы. В Соединенных Штатах контрпартнеры в конгрессе поставили друг другу и президенту шах и мат, не добившись компромиссного решения по сокращению колоссального нацдолга. Ситуация ещё более усугубилась после того, как Суперкомитет Конгресса США (состоящий из 6 демократов и 6 республиканцев) не смог согласовать план сокращения госрасходов на 1,2 трлн. долл. в течение следующих 10 лет. Президент Барак Обама обвинил в провале переговоров своих оппонентов - республиканцев, а также предупредил, что наложит вето на любые попытки не допустить автоматического сокращения расходов. Это событие настолько впечатлило видного философа Ф. Фукуяму, что он назвал в Financianal Times американскую демократию "ветократией", пораженной глубокой недееспособностью (1).

Более неприглядная картина в Старом Свете, где вся ЕС-конструкция поставлена под угрозу. Финансовые рынки оказались ныне по сути патологической сверхсилой и приобрели пирамидогенную мощь; они угрожают самой демократии. Хотя франко-германские предложения (т.н. план Меркози) о создании бюджетного и фискального союза вроде бы приняты всеми странами-членами ЕС за исключением Великобритании, они, видимо, встретят ожесточенное сопротивление со стороны правительств и парламентариев ряда государств-членов. Для того чтобы в Евросоюзе появился новый интегральный финансовый регулятор с наднациональными полномочиями, придется изменить Лиссабонский договор. Процесс может растянуться на годы. Правительства ряда стран могут предпочесть вынести этот вопрос на референдум, дабы снять с себя ответственность за принимаемые судьбоносные решения. Ситуация вообще станет безнадежной.

Не менее печальный пример деградации качественного уровня лидерства держав Запада показал фактический провал всемирной Конференция по проблемам изменения климата в южноафриканском городе Дурбане. Представители 190 государств в течение 17 лет пытались прийти к соглашению о новом договоре - продолжателе Киотского протокола, срок действия которого завершается 31 декабря 2012 г. Не удалось не только согласовать на этом долгожданном форуме дальнейшие обязательства по ограничению выбросов в атмосферу парниковых газов, но представители ряда стран заявили, что не готовы подписывать новые соглашения до тех пор, пока этого не сделают гиганты - США, Китай, Индия. Налицо неподготовленность исключительно важного планетарного саммита. Последствия, скорее всего не замедлят себя долго ждать.

Симптоматика всеобщего кризиса носит, что печально, всеобщий и убыстряющийся характер. Многие демократии Запада могут, вероятно, предпочесть технократические формы и варианты правления, чтобы добиться доверия финансовых рынков. Содержание, масштаб и сложность современных вызовов таковы, что тривиальные демократические механизмы (a`la Демокрит, Перикл) не в состоянии с ними справиться. Адаптация и развитие модифицированных институтов народовластия будет продвигаться, может быть, к диверсифицированной абсорбции множественных социальных субъектов. Сетевая демократия (через социальные сети Интернет) будет менять, наверное, политические системы (как на Западе, так Востоке), создаёт иную дистанцию анонимного контроля. Мы столкнулись ныне с комплексом субъектно-государственных кризисных пертурбаций, который представляет собой узел множества взаимно усиливающихся элементов. Среди них:

Кризис комплексности обусловлен невозможностью представить всю гамму и глубину последствий от тех или иных политических инициатив. Прогнозы допускают промахи, ошибки, по меньшей мере, в половине случаев. Политики разных стран всё время меняют свои позиции, взгляды, обещания. Финансовый кризис показывал примеры политической безответственности. Альтернативой может стать приход к власти технократов. Это абсолютное фиаско демократии.

Кризис мышления связан также с технологическим отставанием политиков, им всё труднее охватить всю действительную кризисную проблематику. Новости, событийные факты и проч. информация становятся всё более отрывочной, неполной, фрагментированной, в частности благодаря победному шествию Интернета. В Западной Европе, согласно опросам общественного мнения, 80-85% населения, например, использует Интернет в качестве источника новостей. При этом пользователи останавливается в среднем в течение 25-30 секунд на каждой новостной странице. В результате такого с позволения сказать "углубленного изучения" у широких масс образуется диффузное, расщепленное понимание окружающего мира. Это положение увеличивает разрыв между политиками, вынужденными действовать с точки зрения логики долгосрочных программ, и населением, которое в ситуации квазипассивного следования за событиями.

Кризис доверия стал следствием разрыва между экспертами, политиками, избирателями и СМИ, которые начинают говорить на разных языках, имеют неодинаковые представления и социально-психологические реакции. Согласно данным опросов в британской Guardian только 6% европейцев в 2010 г. доверяли своим правительствам, 78% не верят, что политики могут решить нацпроблемы (2).

Кризис в связи с заскорузлостью, неспособностью к оперативным изменениям, вызван трудностями проведения необходимых масштабных реформ, когда политики-элитарии, которые должны их реализовывать, не располагают необходимым доверием. Греческая трагедия и последовавшие за ней события многому должны научить. Воплощение в жизнь меркозианского плана, по сути, служит федерализации ЕС. Прежняя попытка второй половины 1990-х гг. посредством введения Евроконституции практически провалилась, хотя тогда евроинтеграция находилась на подъеме, а настрой в верхах был амбициозный. Сегодня ожидание краха Европроекта, растущее напряжение между государствами, неадекватность понимания гражданами стран принимаемых мер, только усугубляет недоверие людей к статс-элитариям на фоне дисэффективного лидерства в ЕС.

Кризис ответственности имеет объективное и субъективное измерения. Их растущая комплексность и взаимосвязь крайне затрудняет фиксацию конечной ответственности за усиливающие драматические передряги и потрясения. Каждый год World Economic Forum публикует карту рисков глобального уровня, более половины из них - кибербезопасность, демографический вызов, вопросы нехватки ресурсов, сокращение позитивных эффектов от глобализации, распространение ОМУ - тесно переплетены и обусловлены друг другом, так что невозможно конкретизировать ответственность за них на кого-то адресно и персонально (3).

Проблема модификации лидерства - сверхзадача для демократии, которой необходимо развиваться, пытаться найти возможные альтернативы, пройти между Сциллой - демохлатией (демос и охлос - синтетическое слияние массы с неконтролируемой стихией толпы) и Харибдой - автоталитарным (соединение авторитаризм и тоталитаризм) синдромом.

Возможные решения связаны, во-первых, с попытками выстроить мосты для преодоления информационно-психологического разрыва, увеличения доверия между регулятивными политиками и широкими кругами общественности, избирателями. Здесь, думается, целесообразно употреблять два направления реконструкции системы: 1) вовлекающую демократию и 2) кооперационную демократию. До сих пор управленческие институты строилась на представительной демократии. Она не может больше оставаться единственной и определяющей, её необходимо расширять в сторону массововлекающей демократии. Демократия появляется на стыке интересов различных групп, а не в толпе требующей справедливости, достоинства и соцгарантий. Политики должны задуматься, как по-новому обеспечить более близкий, активный, прямой контакт со своими избирателями. Современные средства общения, расширяющиеся коммуникации открывают новые возможности для обновления привычного системного феномена ретродемократизма с перспективой его модернизации навстречу грозным вызовам.

Во-вторых, серьезная задача стоит, в частности, перед качественным обновлением традиционных СМИ, которые в новых условиях могли бы использовать критико-аналитическую журналистику, чтобы помогать населению определить свое место в турбулентном мире, не подрывая системную способность государства и общества к экзистенциональному обновлению, укрепляя при этом демократию.

И, в-третьих, нужно повысить, очевидно, степень сотрудничества между всеми элементами, уровнями, институтами сложных государственно-общественных систем (таких, например, как Евросоюз или Российская Федерация). Здесь возникают всё усложняющиеся проблемы гармонизации интересов центра-периферии, степени близости и качества ответственности при интеграции, сотрудничестве, меж- и внутри национальном, групповом, корпоративном взаимодействии.

Таким образом, означенные сюжетные линии дают повод компаративно задуматься о единстве общей глобальной судьбы и цивилизационно-ценностных сценарных вариантах страновой и региональной эволюции.

* * *

(1) http://ft.com/November 23, 2011

(2) http://www.guardian.co.uk/politics/polls

(3) http://www.weforum.org/reports/Global Risks Report 2011/

Воронов Константин Валентинович - кандидат исторических наук, и.о. зав. сектором ИМЭМО РАН.