Подходит к концу очередной год - для кого-то финансовый, для кого-то учебный, для кого-то трудовой, но каждый пытается подвести итоги. Как это принято у нас в России, новый год дарит не только новые надежды, ожидания светлого будущего, но и новые порядки, в которых с горем пополам, но все-таки надо разбираться. Ключевыми аспектами в данном случае является термин "физическое лицо" и "юридическое лицо". Выискивая именно то, что касается лично каждого или его работы, кто-то вздыхает с облегчением, а кто-то начинает ломать голову уже первого января, когда на столе еще стоит бокал недопитого шампанского, - как жить дальше? Разобраться во всей этой каше помогают интернет сайты, где в открытом доступе можно получить любую информацию - от того, как закатать банку огурцов за 15 минут до того, как сделать техосмотр в связи с изменениями в законодательстве. Горячка проходит - пути решения найдены, можно допивать шампанское и продолжать праздновать Новый год.

А что делать с законами, которые не освещаются или сформулированы так, что на первый взгляд и непонятно, а кого и в какой степени они могут коснуться? Сколько их и на что они могут повлиять? Бывает, что на первый взгляд один обычный закон, касающийся "отдельных юридических лиц" может непосредственно влиять на моральное и материальное состояние остальных "физических". Попробуем разобраться в одном из таких законов. Речь идет о законе № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Судя по названию, закон как закон, ничего примечательного, пусть с ним и разбираются те самые "отдельные виды юридических лиц", но приглядевшись внимательно, понимаешь, что решается судьба миллионов. Причем речь идет не только о людях, но и о деньгах, хотя говоря о последних, правильнее было бы сказать о триллионах и не просто триллионах, а о бюджетных триллионах.

По словам министра экономического развития РФ Э.С. Набиуллиной, данный закон важен для улучшения делового климата в России в целом, а также и для организации закупочных процессов у заказчиков. Для кого же вступает данный закон в силу с 1 января 2012 года? Смотрим в приведенный ниже список.

• Государственных корпораций,

• Государственных компаний,

• Автономных учреждений, созданных РФ, субъектом РФ

• Субъектов естественных монополий,

• Организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов,

• Государственных унитарных предприятий

• Хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ в совокупности превышает 50%.

Каким же образом должны производиться те самые закупки? Закупки должны проводиться на основе принципов информационной открытости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам, то есть с помощью аукциона на электронной площадке.

Итак, сценарий написан, роли распределены. Да и цели вроде бы звучат благородно - обеспечить такие механизмы регулирования, при которых государственные деньги (ни много ни мало - 13 триллионов рублей) превратятся в реальные инвестиционные стимулы, важно обеспечить прозрачность условии и предсказуемость решений в госсекторе. И вот тут уже встает другой вопрос, насколько можно обеспечить эту прозрачность и будут ли решения предсказуемыми. И еще один - главный вопрос, насколько эти самые организации готовы к такому повороту событий и кто может нагреть на этом руку?

Сначала о простых смертных, физических лицах, для которых слова тендер и электронная торговая площадка, а также госзакупки звучат как подробное техническое описание какого-нибудь летательного аппарата. Не так уж эти слова далеки от физических лиц, потому что в зависимости от того, кто выиграет и каким путем те самые пресловутые тендеры (а тут и научная область, и энергетика, и водоснабжение) будут зависеть цены на электричество, газ, воду и т.д. Поэтому может нам всем уже давно пора следить за новостями госзаказа и начать понимать, откуда такие тарифы, что такое электронная торговая площадка и с чем ее едят?

Продолжая разговор о законе, надо понимать, что государственные компании, попадающие под закон №223, должны были уже отладить данную систему и готовить положение о закупке, которое в свою очередь должно появиться на официальном сайте таковых не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения закона. Подозрительная тишина говорит о том, что народная мудрость "готовь сани летом" или "хороша ложка к обеду" не сработала, а назревает ситуация "пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Что же должно содержать данное положение?

• требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения,

• порядок заключения и исполнения договоров,

• иные, связанные с обеспечением закупки положения,

И все это за 15 дней, 10 из которых предназначены как минимум для праздничного застолья. Попробуем предугадать ситуацию, хотя делать прогнозы в нашей стране дело достаточно неблагодарное. Если действительно ситуация будет тупиковая, госзакупки будут отданы одной из электронных площадок на аутсорсинг, что поведет за собой, видимо, дополнительные затраты, которые потихонечку, исходя из круговорота денег в государстве, будут вытекать из кармана тех самых физических лиц, которые никакого отношения к данному закону не имеют. А можно ли это как-то сделать без вот этого малоприятного финансового сюрприза, о котором большинство граждан даже не подозревают. Обратимся к последнему звену цепочки - электронные площадки. Пока не понятно, какие условия выставили конкретные площадки, видимо тишина означает их готовность в любой момент появиться и снять сливки благодаря ошибкам государственных организаций. Площадкой, которая уже открыто дала информацию о данном законе и путях решения, стала компания РТС-тендер, которая предложила решить данную проблему с нулевыми затратами государственных денег, причем предложила и помощь региональным площадкам, которые не успели подготовиться к изменению №223, в проведении тендеров в рамках площадки РТС. Все открыто, все прозрачно! А воспользуются ли компании данным предложением? Вопрос на этот ответ, видимо, не заставит себя долго ждать. Может, начнется передел площадок и аукционы будут там, где это не выгодно для нас, физических лиц, а выгодно для кого-то там, далеко, наверху, кто сможет на этом заработать. Думаю, комментировать не стоит. Закон есть закон.

Анна Арбатская, "E-generator" для СМИ2