Путина просят содействовать поиску без вести пропавших на Северном Кавказе

Ставрополь, 27 декабря 2011, 14:00 — REGNUM  В редакцию ИА REGNUM поступил текст обращения к председателю правительства РФ Владимиру Путину участников встречи российских граждан, пострадавших в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе (родственников пропавших без вести, солдатских матерей, вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, молодежи). Встреча состоялась 16 декабря в Пятигорске. Приводим текст обращения полностью:

"Уважаемый Владимир Владимирович! 16 декабря 2011 года в городе Пятигорске - административном центре Северо-Кавказского федерального округа - состоялась встреча российских граждан, пострадавших в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе (родственников пропавших без вести, солдатских матерей, вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, молодежи) с представителями федеральных и региональных органов власти и управления.

В формате круглого стола рассматривались вопросы дальнейшего развития межэтнических отношений в регионе, причины оттока русского населения из Дагестана, Чечни, Ингушетии и других республик СКФО. Дискуссия велась через призму осуществленных социально-экономических реформ, происшедших вооруженных конфликтов и принимаемых государством и обществом мер по их урегулированию и преодолению их негативных последствий.

Большинство участников встречи выразили уверенность в том, что в стране в настоящее время отсутствуют объективные основания для роста межэтнической напряженности. Однако, социокультурные и этноконфессиональные отличия граждан Российской Федерации используются в отдельных общественно-политических и политико-управленческих действиях и решениях для нагнетания обстановки и расшатывания ситуации.

Главным тормозом постконфликтной реконструкции и поступательного мирного развития в Северо-Кавказском регионе и, одновременно, главным детонатором возможных межэтнических конфликтов является формальное, а зачастую бездушное отношение отдельных федеральных и региональных структур власти к пострадавшему в конфликтах населению, его потребностям. В течение полутора десятка лет продолжаются затягивание, проволочки, не снимаются препоны в решении простых насущных проблем российских граждан, потерявших в конфликтах близких, жилье, имущество, не имеющих возможности в условиях сложных общероссийских преобразований обеспечить своим детям достойное будущее.

Несмотря на то, что в 2010 - 2011 гг. Президентом РФ давались поручения №№ 1514, 2736, 1886, 1889 по данным проблемам, несмотря на восстановление деятельности Комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести и работу в Минрегионразвития РФ Межведомственной рабочей группы по вопросу поддержки граждан, безвозвратно покинувших Чеченскую Республику, до сих пор не приняты соответствующие нормативные акты ни по розыску без вести пропавших, ни по вынужденным переселенцам из ЧР.

Господин Председатель Правительства Российской Федерации!

Участники встречи обращают Ваше внимание на необходимость принятия срочных мер и призывают Вас принять решения по следующим наиболее сложным и важным задачам текущего времени:

1. Установить судьбы граждан, пропавших без вести в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе (более 7300 пропавших, из них не менее 600 военнослужащих).

Для решения данной задачи: а) в соответствии с российским законодательством сотрудники МВД и СК Российской Федерации должны начать ответственно выполнять свои прямые обязанности по розыску без вести пропавших и расследованию преступлений, б) в соответствии с требованиями федерального закона № 242-ФЗ 2008 года необходимо провести молекулярно-генетические экспертизы останков из захоронений, а также принять решение о бесплатной геномной регистрации родственников пропавших без вести, в) координирующую роль в процессе розыска и идентификации погибших и пропавших без вести следует отвести Комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести.

Со своей стороны все неправительственные организации региона, занятые постконфликтным восстановлением и проблемой пропавших без вести, окажут розыскному процессу полное гражданское содействие.

2. Осуществить государственную поддержку граждан, безвозвратно покинувших Чеченскую Республику (вынужденных переселенцев из ЧР свыше 250 тысяч). Участники встречи из числа вынужденных переселенцев из ЧР надеются на принятие в ближайшее время справедливого в отношении к ним Постановления Правительства РФ, подтверждающего вступление в силу нового порядка их поддержки. Для контроля над исполнением данного Постановления на местах и полного охвата всех пострадавших в конфликте целесообразно:

а) создать в Ставропольском крае, где проживает более половины вынужденных переселенцев из Чечни, Межрегиональный Центр поддержки вынужденных переселенцев из Чеченской Республики,

б) через СМИ и Интернет обеспечить публичный и прозрачный характер реализации Постановления Правительства РФ о государственной поддержке граждан, безвозвратно покинувших ЧР.

3. Принять дополнительные меры по созданию жизненных перспектив для молодежи из семей, пострадавших в конфликтах на Северном Кавказе.

Для того чтобы социальные лифты заработали для юношей и девушек, родители которых не в состоянии оказать молодежи адекватную материальную и иную помощь в получении образования и востребованной профессии, трудоустройстве, а также для предотвращения радикализации и маргинализации этой наиболее уязвимой группы граждан, необходимо:

а) внести соответствующие ситуации коррективы в окружные и региональные молодежные программы, включая квоты для представителей молодежи, пострадавшей от конфликтов (родственников пропавших без вести и вынужденных переселенцев из Чеченской республики, безвозвратно покинувших ЧР),

б) региональным органам исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики предусматривать дополнительные специальные меры поддержки данной категории граждан,

в) изыскать дополнительные возможности для привлечения молодежи из семей, пострадавших в конфликтах, к выполнению социальных проектов, участию в тренингах, обучению на курсах повышения квалификации, получения дополнительной специализации, обеспечить присутствие данной категории молодежи на молодежных форумах с грантовым компонентом ("Машук" и иные аналогичные форумы), информировать об имеющихся в регионах возможностях поддержки предпринимательства и самозанятости.

Участники встречи выражают уверенность в том, что комплексный подход в преодолении негативных последствий вооруженных конфликтов на Северном Кавказе благотворно повлияет на укрепление безопасности в регионе и на упрочение миротворческого процесса".

Подписи под обращением поставили: Алеманов В.M., председатель Ставропольской региональной общественной организации "Ассоциация вынужденных переселенцев и беженцев "Соотечественник"; Булатова А.Н., заместитель директора Краснодарской краевой общественной приемной по делам беженцев и мигрантов; Блудкина В.И., руководитель НКО "Русские из Чечни", г. Санкт-Петербург; Богина Е.В., председатель правления ОО "Соотечественник" в г. Изобильном, Ставропольский край; Гуляев Н.И., руководитель Буденовского отдела ОО "Соотечественник", Ставропольский край; Грицаков А.А, атаман Терско-Гребенского отдела МОД терских казаков "Терское Казачье Войско"; Дубинина С.Г., директор Ростовской областной общественной приемной по делам беженцев и мигрантов; Егоров Р.Ю., председатель совета межрегиональной общественной организации "Всекавказский молодежный альянс", г. Пятигорск; Инкавцов М.В., атаман "Терского Казачьего Войска", МОД терских казаков; Иванов А.М., директор "ФРПРР - Евразия", г. Москва; Косиков И.Г., член редакционного совета журнала "Вопросы политологии", член редакции журнала "Кавказские научные записки"; Исаева С.И., руководитель НПО "Матери Дагестана - за права человека", г. Махачкала; Кагирова Т.А., руководитель комитета родственников по розыску без вести пропавших, г. Грозный, Чеченская республика; Мукомолов А.Ф., председатель совета Миротворческой миссии генерала Лебедя, член Межведомственной комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, г. Москва; Цуров А.Х., комитет содействия розыску без вести пропавших, г. Назрань, Республика Ингушетия; Писаренко В.П., руководитель Северо-Осетинского отделения общероссийской общественной организации "Родина - Конгресс русских общин", г. Владикавказ; Сухов В.В., директор РОО СУМ "Международное ненасилие"; Омарова М., руководитель НПО "Женщины Чечни"; Шанвенсин В.Б., председатель совета Белгородской общественной организации вынужденных переселенцев из Чеченской Республики "Атлант"; Шумлянская В.А., председатель правления Воронежской ассоциации "Асса"; Шерстобитов Ю.И., атаман Терско-Малкинского отдела МОД терских казаков "Терское Казачье Войско"; Якунина А.П., руководитель фонда "Соотечественники", г. Москва.

Как сообщили ИА REGNUM организаторы встречи, к обсуждаемым на ней вопросам проявили большой интерес участники, представлявшие органы власти и управления - представители департамента внутренней политики аппарата полпредства СКФО, Министерства обороны РФ, Миграционной службы России.

Круглый стол прошел в рамках проекта "Гуманитарный диалог по укреплению человеческой безопасности на Северном Кавказе". Участниками круглого стола стали представители Швейцарского фонда мира, Форума по раннему предупреждению и раннему реагированию - Евразия (ФРПРР-Евразия), а также представитель Международного комитета Красного Креста.

Дискуссия велась через призму осуществленных социально-экономических реформ, происшедших вооруженных конфликтов и принимаемых государством и обществом мер по их урегулированию и преодолению их негативных последствий.

Свой вклад в осмысление ситуации внести представители общественных наук, исследователи из ведущих учреждений высшего профессионального образования.

Так, профессор Игорь Косиков, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, отметил, что для Северного Кавказа острой проблемой остается высокий уровень коррупции и теневой экономики. Причем речь идет не просто об экономике неформального сектора, т.е. не учтенной в налоговой и прочей отчетности "серой экономике", а об опасном распространении сфер криминальной занятости и оборота. В них, в свою очередь, часто правит бал этноэкономика, которая простирается как в легальные, так и нелегальные секторы экономики.

На местах вместо конкуренции, увы, все чаще задает тон неформальный сговор, раздел сфер влияния, коррупция и клановость, а это усугубляет проблемы социальной исключенности пострадавших от конфликтов групп населения, в том числе русского населения.

Представитель ГУ "Межрегиональный ресурсный центр" Андрей Клименко, со своей стороны, призвал присутствующих самым внимательным образом рассмотреть варианты решения проблемы трудоизбыточности регионов СКФО через прямое содействие его организации профессиональной переподготовки населения республик Северного Кавказа и его трудоустройства в других регионах России.

Профессор Пятигорского государственного лингвистического университета Майя Аствацатурова привлекла внимание аудитории к тому, что в Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года есть специальный раздел, посвященный межэтническим отношениям. Это особенно важно на фоне того, что во многом устарела Концепция государственной национальной политики РФ - федеральный документ, принятый в 1996 году. В то же время, в республиках принимаются подобные концептуальные документы.

Аствацатурова подчеркнула, что на развитие межэтнических отношений, в том числе на положение русского населения, на положение всех этнических групп и народов Северного Кавказа сегодня очень серьезно влияет многопрофильность террористической и экстремистской деятельности, ищущей опору и в коррупции, и в ксенофобских настроениях, и в религиозном фанатизме. Жертвами террористической деятельности сегодня становятся не только представители государства - силовики и правоохранители, но и ученые, и богословы, и даже поэты.

В целом представители комитетов пропавших без вести, солдатских матерей, объединений вынужденных переселенцев, казачества, молодежных организаций сошлись во мнении, что в стране в настоящее время отсутствуют объективные основания для роста межэтнической напряженности. Вместе с тем, социокультурные и этноконфессиональные отличия граждан используются в отдельных общественно-политических и политико-управленческих действиях и решениях для нагнетания обстановки и расшатывания ситуации.

Участники встречи также отметили, что главным тормозом постконфликтной реконструкции и поступательного мирного развития в Северо-Кавказском регионе и, одновременно, главным детонатором возможных межэтнических конфликтов является формальное, а зачастую бездушное отношение отдельных федеральных и региональных структур власти к пострадавшему в конфликтах населению, его потребностям.

Собеседники неоднократно подчеркивали, что в течение полутора десятка лет со стороны государственных органов продолжаются затягивание и проволочки, не снимаются препоны в решении простых насущных проблем российских граждан, потерявших в конфликтах своих ближних, утративших жилье и имущество, лишенных на сегодня возможности обеспечить своим детям достойное будущее - дать образование и доступ к профессии, которая сможет их прокормить.

Председатель совета Миротворческой миссии им. генерала Лебедя Александр Мукомолов обратил внимание, что, несмотря на то, что с подачи общественности в 2010-2011 годах президентом РФ Дмитрием Медведевым давались поручения №№ 1514, 2736, 1886, 1889 по данным проблемам, несмотря на восстановление деятельности Комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести и работу в Минрегионразвития РФ Межведомственной рабочей группы по вопросу поддержки граждан, безвозвратно покинувших Чеченскую Республику, до сих пор не приняты соответствующие нормативные акты ни по розыску без вести пропавших, ни по вынужденным переселенцам из Чечни.

Директор департамента администрации и главы Чеченской республики по взаимодействию с правоохранительными органами и силовыми структурами Ахмед Дакаев пригласил всех участников провести следующий круглый стол в Грозном, отметив, что сегодня мало кто из числа русских переселенцев, уехавших пятнадцать и более лет назад из республики, ясно представляет новые условия жизни в республике и возможности возвращения. Дакаев также выразил уверенность, что в вопросе розыска без вести пропавших в республике грядут позитивные перемены, идет проработка вопроса о взятии проб крови для составления генетических паспортов родственников пропавших без вести.

Андрей Таранов, секретарь межведомственной комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, утвержденной Указом президента РФ в июне 2011 года, дополнительно сообщил участникам круглого стола, что в рамках деятельности нового органа создана подкомиссия по содействию в проведении поисковых мероприятий на местах возможного захоронения погибших и пропавших без вести в Российской Федерации. При этом руководителю ММГЛ Александру Мукомолову предоставлены полномочия координатора по вопросам деятельности подотчетной президенту РФ комиссии, связанным с выяснением судеб российских военнослужащих, пропавших без вести в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.