Акции протеста в России по итогам парламентских выборов стали довольно неожиданным явлением. Мало кто верил, что в сытой Москве могут собраться десятки тысяч людей на и потребовать честных выборов. Катализатором уличных волнений явились выложенные в сети Интернет тысячи фактов фальсификаций на парламентских выборах.

После декабрьских выборов 2010 года в Белоруссии и брутального разгона акции протеста, которая по численности участников ничем не уступает московским уличным акциям, протестные настроения в Минске ушли в глубокое подполье. Прошли небольшие весенне-летние акции, связанные с экономическим кризисом, но они были подавлены на корню.

Важно обратить внимание на то, как один из белорусских телеканалов сообщил о митинге на проспекте Сахарова в Москве. Белорусские зрители узнали о расколе в рядах российской оппозиции, которая "не смогла вывести на митинг тысячи людей, а собрала лишь сотни человек". При этом на подходе к митингу задерживались пьяные и люди с дымовыми шашками. Ранее любые митинги в России белорусские СМИ освещали с наслаждением, не стесняясь в подборе эпитетов, показывая, как граждане в соседнем государстве протестуют, в то время как в Минске все спокойно и стабильно. Смена формата освещения митингов в России может свидетельствовать о том, что в Минске напуганы массовыми акциями протеста в Москве.

События, которые происходят сейчас в России, представляют серьезную угрозу для существования действующего белорусского политического режима. Гарантом безопасности пребывания Александра Лукашенко на престоле выступает Россия. Лукашенко устраивал Россию в 90-х и начале 2000-х годов будучи "великим интегратором" на постсоветском пространстве. Проект "Союзное государство" фактически перестал существовать к середине 2000-х годов ввиду разнонаправленных интересов партнеров. В последующие годы происходило нарастание конфликта между лидерами государств, достигшее пика во время "информационной войны". Одной из целей России последних лет стало втягивание Белоруссии в интеграционные объединения в рамках СНГ (Таможенный союз, ЕЭП, Евразийский Союз и т.д.). Пойдя на новый виток интеграции, Лукашенко продлил гарантии своей поддержки в Москве еще на определенный период. Следует признать, что объективно другого выхода у Белоруссии на данном исторического этапе не было. 17-летния политика внешней полуизоляции Белоруссии не оставила другого выбора. Европейский вектор для республики сегодня закрыт, а разморозка и налаживание сотрудничества со странами ЕС займет не один год. Свободных финансовых ресурсов, которые бы позволили содержать республику, в Европе нет. Поход в Европу для Лукашенко закончился, так и не начавшись. Деньги Белоруссии нужны сегодня, сейчас и в большом количестве. Россия смогла предоставить такие ресурсы для "поддержания штанов". О качественном развитии и модернизации Белоруссии речи не идет. Для этого нужны идеи, технологии, кадры, инвестиции и воля руководства. Все это, к сожалению, отсутствует.

Сложно сейчас оценивать, какой будет Россия завтра. Наступит ли в стране "политическая оттепель" или начнутся "заморозки" и "закручивание гаек", будет зависеть от активности гражданского общества, которое проснулось после долгой спячки и реакции власти. Скорее стоит ожидать уклон в сторону либерализации, о чем уже заявил уходящий в историю президент России Д. Медведев. Важно, чтобы эти декларации были реализованы на практике в ближайшее время.

С позиции сегодняшнего дня сложно представить, чтобы в Минске недовольным гражданам было предоставлено право свободно митинговать в центре города, предоставлена сцена, а государственные телеканалы без серьезных изъянов освещали бы требования протестующих. Сложно представить, что избирательное право в Белоруссии будет изменено, и в республике действительно пройдут выборы, в результат которых поверит общество. Ожидать, что по итогам предстоящих в 2012 году парламентских выборов будут избраны альтернативные кандидаты, не стоит. Оппозицию будут склонять к необходимости принять участие в выборах, некоторые "клоуны" согласятся и получат свои проценты на грани статистической погрешности. Смена режима в Белоруссии через выборы не возможна ввиду их фактического отсутствия, поэтому белорусские власти крайне опасаются уличных акций протеста. С января 2012 года в Белоруссии вступают в действие поправки в кодекс об Административных правонарушениях, согласно которым за посещение "неправильных" сайтов будет налагаться штраф. Очевидно, что данная мера направлена на борьбу со всякого рода проявлениями активности в Интернете и призвана ограничить граждан от доступа к информации.

Возможные перемены в России могут стать катализатором больших перемен в Белоруссии. Для белорусского режима крайне важно сохранение действующей системы власти в России, а не ее модернизация и либерализация. Оба государства вступают в год неопределенности, который может открыть новые страницы истории.

Дмитрий Болкунец, белорусский политолог