На протяжении веков идет борьба за власть в Закавказье, имеющем важнейшее геостратегическое значение на перекрестке между Востоком и Западом. Пока что наиболее влиятельным игроком продолжает оставаться Россия, особенно с экономической и военной точек зрения. Однако, похоже, это влияние начинает постепенно ослабевать, что является горькой пилюлей для Москвы. Об этом пишет в Today's Zaman эксперт Центра европейской политики в Брюсселе Аманда Пол.

По ее словам, Москва зачастую производит впечатление, будто ощущает себя не в своей тарелке, когда осознает, что Армения, Азербайджан и Грузия должны сами решать свою судьбу и быть полностью свободными в своем выборе, включая интеграцию в евроатлантические институты, в частности - в НАТО и ЕС. Как полагает аналитик, Кремль продолжает идти против течения и стремится в той или иной форме сохранить доминирующую роль. По ее словам, в настоящее время это осуществляется при помощи "мягкой силы" - в виде бесплатного визового режима, торговых соглашений, финансовой помощи и т.д.

Пол указала, что из трех стран самые худшие отношения с Россией сложились у Грузии, которая имеет тесные связи с Западом. После войны 2008 года, когда к России присоединились Южная Осетия и Абхазия, Москва практически утеряла все свое влияние в отношении Грузии. "Это привело к значительному сокращению потенциала Москвы по привлечению политической элиты Грузии, в том числе и оппозиционных политиков, а также перед ней закрылись многие двери для инвестиционных возможностей, хотя некоторые инвестиции в инфраструктуру все же имели место", - отметила эксперт.

Как она добавила, Южная Осетия и Абхазия полностью зависят от России. Но вместе с тем, по утверждению аналитика, у этих республик "мало желания оставаться в составе России, однако они ничего не могут с этим поделать, как и с тяжелыми последствиями военного присутствия Москвы, которая продолжает раздавать паспорта почти каждому, кто пожелает вкладывать большие деньги в здравоохранение, развитие инфраструктуры и туризм, увеличение роли русского языка и недвижимость".

Она также пояснила, что Москва не имеет непосредственной границы с Арменией, но она является ближайшим военным, политическим и экономическим союзником армянского государства, и эти две страны связывают давние культурные связи, а также наличие большой армянской диаспоры в России. "Тем не менее, отношения складываются не в пользу России. Бывший президент Роберт Кочарян буквально продал Армению русским, в том числе и энергетический сектор, 80% которого контролируются Россией. Москва также приобрела все гидроэлектростанции, и почти все в Армении - в обмен на списание задолженности. Россия также произвела крупные инвестиции в авиационной промышленности, национальной сети железных дорог, обширном секторе банковской сферы, горнодобывающей промышленности и телекоммуникационной сети", - указала аналитик. Как она добавила, в Армении дислоцирована российская военная база, а российские пограничники охраняют турецко-армянскую границы. "Хотя нынешний президент Армении Серж Саргсян не проводит с Россией ту же политику, что и его предшественник, ему трудно отменить все то, что сделал Кочарян. Таким образом, в то время как Армения энергично устанавливает более тесные связи с Западом, в том числе - с ЕС, русское влияние, по утверждению британского эксперта Королевского института международных отношений Джеймса Никси, настолько велико, что оно соразмерно отсутствию суверенитета в Армении", - подчеркнула Пол.

Она пишет, что в Азербайджане находится самая большая в регионе русская диаспора, которая насчитывает 160 тыс. человек, или около 1,8 % населения страны. Тем не менее, она считает, что Москва столкнулась с трудностями при создании связей с Азербайджаном - из-за тесных взаимоотношений России с Арменией и поддержки в ходе нагорно-карабахской войны. "Россия никогда не была в состоянии получить солидный экономический плацдарм для инвестиций. Алюминиевая компания России РУСАЛ в настоящее время контролирует один нефтепровод и не более того. Россия также использовала в значительной степени свою посредническую роль в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, чтобы продвигать свои собственные интересы и влияние в регионе. Хотя многие считают, что Россия предпочитает поддерживать хрупкий статус-кво в конфликте, в отличие от поиска решения, возобновление конфликта может поставить под угрозу позиции России в отношениях - и не в последнюю очередь из-за российско-армянского договора о безопасности и сотрудничестве", - отметила Пол.

По ее утверждению, у России все еще довольно много места для маневра, поскольку, в целом, Запад неохотно ставит под угрозу политические и экономические связи с Москвой по поводу споров в Закавказье, что и способствовало сохранению сильной роли и завершению процесса расширения НАТО - по крайней мере, на данный момент. "Однако, в то время как Россия продолжает придумывать новые инициативы, чтобы держать "закрытым" Южный Кавказ, там снижается интерес к последней идее Владимира Путина о создании Евразийского союза, которая в значительной степени обречена на провал. Эпохи сфер влияния империй уже нет. Разве сейчас не самое время для Москвы, чтобы это принять и двигаться дальше", - заключила Пол.