Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра политических исследований "Атлас" Эльханом Шахиноглу (Баку):

ИА REGNUM: Чем Вы объясните заинтересованность политических кругов Франции в принятии законопроекта о криминализации отрицания Геноцида армян?

Этот законопроект осложнил и без того не теплые отношения Франции с Турцией. Пока идет словесная перепалка между сторонами. Турецкая дипломатия нападает, а Париж как бы держит удар. Но к сожалению, очередь может дойти и до конкретных шагов. Сложно понять аргументы Французской стороны. Политики Франции на словах говорят о заинтересованности в тесных отношениях с Турцией, а на деле мы видим, совсем обратное. Начнем с того, что как правильно отметил один из лидеров оппозиции Турции Кемал Кылычдароглу, данный законопроект противоречит духу Французской революции 1789 года. Это противоречит духу свободного выражения мысли и вообще канонам демократии. Данный документ будет притеснять не только права турков проживающих во Франции, это небезопасно и для азербайджанцев. Например, если находясь во Франции, я выскажусь откровенно по данному вопросу, меня могут посадить. Где же пресловутая Западная демократия? Поэтому ездить во Францию уже небезопасно. Понятно, что глава Франции Николя Саркози пошел на поводу у армянского лобби из-за предстоящих президентских выборов. Все его мысли сконцентированы на выборах 2012 года. Это напоминает мне 2001 год, когда прежний президент Франции Жак Ширак, тоже готовясь к выборам, не воспротивился парламенту, который признал факт "геноцида" армян.

ИА REGNUM: Какими будут ответные шаги Анкары?

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган огласил план из 8 пунктов, по которым отношения будут заморожены. На сегодня экономические отношения между Францией и Турцией доходят примерно до 12-ти миллиардов евро. Французские компании понесут колоссальные убытки. Но на большее Анкара не будет торопиться пойти, о полном разрыве отношений пока речь не идет. Ведь данный законопроект должен поддержать Сенат в целом, а вслед за этим документ пойдет на подпись к президенту. Пока у Франции есть время. Голосование в нижней палате парламента Франции показало, что многие депутаты не определились в данном вопросе или не хотят идти против национальных интересов своей страны. В день, когда был принят законопроект, из 577 депутатов нижней палаты парламента в зале присутствовало всего 45 депутата: 38 депутатов проголосовали "за", 7 - "против". Получается, что едва ли десятая часть участвовала в принятии законопроекта. Это говорит о том, что большинство Французских депутатов, не захотело идти на обострение отношений с Турцией. Но это можно интерпретировать и в обратном направлении: депутаты не пожелали пойти против интересов армянского лобби.

ИА REGNUM: Как данный законопроект может повлиять на отношения Азербайджана с Францией?

Президент и парламент Франции должны понять, что данный законопроект ухудшит отношения не только с Турцией, это повлияет и на отношения с Азербайджаном. Страна, президент которой ведет политику в угоду интересов армянского лобби, не может быть сопредседателем в процессе урегулирования карабахской проблемы, так как после принятия данного документа Франция полностью утратила имидж беспристрастного посредника. Как и в Турции, в Азербайджане политические и общественные круги выступили единым фронтом против принятия данного законопроекта. Многие официальные лица Азербайджана и депутаты высказались против данной политики Парижа. Было прямо заявлено, если Сенат и президент одобрят этот законопроект, Баку поставит вопрос о сопредседательстве Франции. Вообще, когда в середине 1990-х годов Франция вступила на эту должность, Баку был против данного решения. Тогдашний председатель ОБСЕ, не учитывая мнения Баку, в одностороннем порядке объявил Францию сопредседателем. Бывший президент Азербайджана Гейдар Алиев был шокирован этим решением, но воспротивиться было сложно, так как об этом решении глава государства узнал, находясь с визитом во... Франции.

ИА REGNUM: И как же поступит на этот раз Баку?

Последний визит президента Франции в регион Южного Кавказа был негативно воспринят в Баку. Саркози весь день провел в Ереване, приехал в Баку и остановился здесь только на три часа. Посетив в Ереване мемориал "геноцида" и возложив на нем венок, президент Франции в Баку не пожелал посетить Аллею Шехидов, чем оскорбил азербайджанский народ. Как сопредседатель Минской Группы ОБСЕ, Саркози ничего путного не сказал и о справедливом решении нагорно-карабахской проблемы. Как я уже отметил, если Сенат и президент поддержат законопроект о криминализации отрицания геноцида армян, для Баку не останется никакой альтернативы, как поставить вопрос об утрате доверия к Франции как стране-сопредседателю. Этого требуют не только стратегические отношения с Турцией, но этого требует и собственные интересы Азербайджана. В руках Баку есть еще один рычаг. Известная Французская компания TOTAL участвует в разработке энергетических месторождений в Азербайджане. Придется и им напомнить, что документ, принятый в парламенте Франции противоречит и его интересам. Словом, позиция Азербайджана в этом вопросе на стороне Турции.