Игорь Мурадян: Вперед, Франция! Армянский вопрос - как ресурс регионального сдерживания Турции

Москва, 23 декабря 2011, 17:18 — REGNUM  Вот уже более 10 лет Турция демонстрирует большие успехи в экономике и на сегодняшний день представляет собой обширный рынок товаров и инвестиций, привлекая сотни компаний Европы и других регионов. Для европейских государств, с трудом преодолевающих свои экономические и финансовые проблемы, турецкий рынок является весьма интересным и привлекательным.

В частности, Великобритания развила на фоне этих тенденций новые этапы отношений с Турцией, в определенной мере связывая с ней решение своих экономических проблем. Хотя при этом британская экономика не отличается широким набором товаров, и ее более интересуют финансовые отношения с Турцией. Для таких промышленных государств, как Франция и Германия, Турция важна, как именно товарный рынок, и осложнение отношений с ней, конечно же, может привести к проблемам для французских или германских производителей. Достаточно внушительны и финансовые интересы Франции и Германии в Турции.

Тем не менее, Франция проявляет готовность принять закон о геноциде армян 1915 года, несмотря на мощный шантаж, который организовало турецкое правительство. Здесь, прежде всего, необходимо отметить, что угрозы Турции не должны восприниматься однозначно, поскольку они уже однажды озвучивались в 2001 году, перед принятием решения о признании геноцида армян 1915 года президентом Жаком Шираком.

В реальности, турецкая экономика не столь и успешна, как об этом принято сейчас говорить. Возможные санкции Турции не могут быть долговечными, и они нанесут ущерб, прежде всего, самой Турции, причем немалый. Этот ущерб невозможно будет так просто преодолеть или компенсировать. Французские компании занимаются в Турции не теми отраслями и сферами, в которых всегда можно изыскать альтернативного внешнего участника, в особенности, в период глобального экономического кризиса.

Так или иначе, Франция, видимо, внутренне готова к определенным потерям и ущербу, демонстрируя настойчивость в указанном направлении. При этом, скорее всего, в ближайшем будущем к Франции присоединятся другие европейские государства. Со временем, Великобритания останется в одиночестве в своей политике тотальной и безапелляционной поддержки Турции, и позиции британских политических сил, критично рассматривающих политику Турции, усилятся.

Нынешний период весьма характерен и примечателен для современных отношений Западного сообщества с Турцией. Следует отметить, что наступил переломный момент в рассмотрении вопроса о приеме Турции в Европейский Союз, в том смысле, что Турция близка к полному отказу от своего "европейского проекта", и ее нужно подтолкнуть к данному решению. "Проект" этот сильно затянулся и с ним пора разобраться, чтобы не продолжать ситуацию неопределенности как для самой Турцией, так и между европейскими странами.

Другой важной необходимостью является "указание" США и Великобритании их места в европейской политике. Она мотивирована форсированным урегулированием отношений между англо-саксонскими державами и Турцией, и их намерением продолжать спекуляции по поводу приема Турции в Европейский Союз. Кроме того, сближение США и Великобритании с Турцией по многим направлениям и проблемам может привести к временному "открытию" для Турции вектора в направлении Ближнего Востока, что не может с безразличием рассматриваться Францией и ее партнерами в Европе.

Так или иначе, Франция демонстрирует стремление не допустить региональной экспансии Турции, усиления ее роли, например, в регионах Средиземного моря, на Балканах, Кавказе и Ближнем Востоке, которые в результате ослабления присутствия США и Великобритании, ожидают роста европейского влияния. Таким образом, решения Франции, и несомненно, поддерживающей ее Германии, носят в данных регионах геополитический характер, и Турция в данном случае является нежелательным участником политических процессов. При этом, в Париже хорошо понимают суть американо-турецких отношений именно в этот актуальный период. Для французов очевидно, что они не носят долгосрочный и вполне доверительный характер, и Вашингтон не слишком отошел от своей задачи "сдерживания" региональной экспансии Турции. Поэтому, в сущности, США и Франция являются во многом партнерами в части "сдерживания" региональной политики Турции. Армянский же вопрос выступает в качестве важного фактора, как минимум, дезорганизации и сдерживания турецкой политики, и вовсе не только в европейском направлении.

Что касается экономических интересов, то сегодня наступил благоприятный момент для организации обвала турецкой экономики, как это произошло в 1999 - 2003 годах, когда международные финансовые организации и ведущие державы Запада практически отказали Турции в помощи, которую она запрашивала в астрономических объемах.

Политическое руководство Армении должно понимать это, и участвуя в таком "проекте", ему необходимо получить необходимую поддержку и помощь от заинтересованных мировых центров силы. Армения практически вовлечена в геополитическую игру, при довольно высоких рисках, без каких-либо гарантий безопасности. Хотя и визит Николя Саркози в Ереван был знаковым и обозначил некоторые контуры политики по "сдерживанию" региональной экспансии Турции, но этого очень мало для участия небольшой страны в столь многосложной игре. Вместе с тем, есть ли у Армении выбор, когда не только Франция, но и США формируют некую политику в отношении Турции по умолчанию - при несколько различных целях, но, по существу, согласованно?

Турция, убедившись в том, что конфронтация с США, которая наблюдалась в течение нескольких лет, ведет к фиаско ее региональную политику, решила снизить уровень этой конфронтации с некоторыми условиями, надеясь на улучшение своих позиций, прежде всего, на Ближнем Востоке. Между США и Турцией имеются некоторые договоренности по ряду проблем военно-технического и политического характера, но, получив поддержку по данным задачам, Турция согласилась на ограничение своих амбиций в сопредельных регионах. Это, конечно же, благоприятствует Армении, делает ситуацию в Южном Кавказе более стабильной, но, тем не менее, все эти процессы происходят совершенно без прямого и даже опосредованного учета интересов Армении.

Задача внешней политики Армении занять хотя бы очень скромное место в этой региональной игре, при определенных договоренностях с заинтересованными странами, и такая возможность, несомненно, имеется. Совершенно ясно, что США и Франция активно вовлекают Армению в такие сценарии, в которых не участвуют и никогда не участвовали ни Грузия, ни Азербайджан. Возможно, это является парадоксальным, но американцев совершенно устраивает армяно-российское военное партнерство, так как это усиливает позиции Армении в рамках американской стратегии "сдерживания" Турции. Такая стратегия в исполнении Вашингтона вмещает многие приемы и подходы, механизмы уступок и давления, поддержки и давления. Но в итоге США намереваются нивелировать влияние Турции в регионах и не допустить становления ее в качестве региональной макродержавы, так как она может в дальнейшем стать весьма нежелательным игроком в этих регионах.

Россия в политике США, конечно же, рассматривается в качестве партнера в гораздо более обширном аспекте. В связи с этим, США все больше заинтересовываются в ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности), как в партнере НАТО в некоторых региональных направлениях. Но одним из направлений сотрудничества между США и Россией может стать и Турция, хотя одновременно Анкару подталкивают к более активной роли в регионах, которые Россия считает зоной своих стратегических интересов. Эти сюжеты, в данном случае, и называются игрой. В связи с чем, Армения, возможно, уже не стоит перед выбором, возможно, ее политическое руководство уже сделало выбор.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
27.02.17
Более сотни надгробий осквернены на еврейском кладбище в Филадельфии
NB!
27.02.17
Опрос: лишь 5% украинцев совсем не говорят на русском языке
NB!
27.02.17
Наше всё: угасание исторического огня или ожидание новой любви?
NB!
27.02.17
Хорошо забытое старое: выходит в свет новая версия легендарного Nokia 3310
NB!
26.02.17
Аваков рассказал о «плане» по возвращению Крыма и Донбасса
NB!
26.02.17
Рафаэль Корреа: «Шпионы не дали Ленину Морено пройти в первом туре»
NB!
26.02.17
Лионель Месси в очередной раз принес «Барселоне» 2 очка
NB!
26.02.17
Пушков о провале информатора WADA Степановой: «Все силы ушли на доносы»
NB!
26.02.17
Савченко в Донбассе: почему это так пугает Киев
NB!
26.02.17
Великий пост дарует великие возможности
NB!
26.02.17
Неизвестный облил Касьянова зеленкой на «Марше памяти» Немцова
NB!
26.02.17
«Крысиное царство» губернатора Анатолия Артамонова
NB!
26.02.17
Из акронима ИГИЛ / ИГИС* пора убрать определение «исламское»
NB!
26.02.17
Бои рыцарей ко Дню защитника Отечества
NB!
26.02.17
Нагорный Карабах: кто заинтересован в военной эскалации
NB!
26.02.17
Главком ВКС РФ: В 2017 году армия закупит 160 новых самолетов и вертолетов
NB!
26.02.17
На Украине определили своего участника конкурса «Евровидение»
NB!
26.02.17
Бесцензурная и религиозная страсть
NB!
26.02.17
Вандалы из группировки «Азов» разрисовали российский банк в Одессе
NB!
26.02.17
Япония хочет лечить жителей южных Курил по интернету
NB!
26.02.17
Трамп саркастически прокомментировал назначение Тома Переса
NB!
26.02.17
Арестован глава киргизской партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев