Комментируя итоги уходящего года, армянские эксперты говорят о существенных изменениях, происшедших за это время на общественно-политическом поле страны. В первую очередь, отмечается факт "цивилизованного диалога" между властью и Армянским национальным Конгрессом (АНК) во главе с экс-президентом Левоном Тер-Петросяном, а также ставшие очевидными противоречия внутри властной коалиции. Диалог, действительно, стал важным фактором общественной жизни, позволил, с одной стороны, снизить накал радикальных протестных настроений, а с другой - освободить из заключения ряд активистов АНК, обвиненных в организации массовых беспорядков после президентских выборов в начале марта 2008 года. После этого он был прерван без внятного объяснения причин. Создалось впечатление, что стороны в целом достигли желаемого. Власть несколько улучшила свой имидж на международной арене (докладчики ПАСЕ по Армении констатировали прогресс в сфере демократии и сочли, что т.н. "страница 1 марта 2008 года", когда в Ереване произошли столкновения, унесшие жизни 10 человек, "перевернута"), а АНК, хотя и растерял часть сторонников, тем не менее, заведомо обеспечил себе прохождение в парламент будущего созыва.

Однако после этого возникли серьезные коллизии в отношениях правящей Республиканской партии Армении (РПА) и ее младшим партнером по коалиции, партией "Процветающая Армения" (ПА) во главе с известным олигархом и благотворителем Гагиком Царукяном. Это стало для власти куда большей неприятностью, чем противостояние с оппозицией. Ведь политико-организационный ресурс ПА не исчерпывается финансовыми возможностями ее лидера, умело использующего популистские технологии. С момента создания партии в 2005 году за ней явственно просматривается фигура экс-президента Роберта Кочаряна. После того, как он "неожиданно" заявил о своем возможном возвращении в большую политику, сохранение контроля над ПА стало для власти первостепенной задачей. Очередное воцарение Кочаряна означало бы полную перформатировку политического, экономического и кадрового поля Армении. Поэтому РПА пытается убедить Царукяна идти на предстоящие в мае парламентские выборы единым списком. Но олигарх не раз заявлял, что его партия будет участвовать в выборах самостоятельно, и эта задача выглядит трудноразрешимой. Муссируются слухи, будто он мог бы согласиться на единый список в случае получения в нем половины мест, а следовательно - претендовать на пост премьер-министра. А это уже никак не устраивает РПА.

Словно демонстрируя свои возможности и уровень самостоятельности, ПА победила на муниципальных выборах в городе Иджеван, где её представитель легко обошел действующего мэра-республиканца. Особенностью этой "репетиции" стало то, что ставленника Царукяна поддержали все оппозиционные силы. После этого лидер АНК Левон Тер-Петросян выступил с предположением, что ПА может выйти из коалиции и стать реальной оппозицией, отказавшись от "позорного сотрудничества с бандократическим режимом", частью которого все эти годы она была. В таком случае не исключен даже альянс между АНК и ПА. Но при лидерстве Царукяна подобная трансформация невозможна. Олигарху сразу дали понять, что может ожидать его бизнес, начав преследование лиц из его дальнего окружения. К тому же уход в оппозицию означал бы потерю партией всех рычагов в исполнительных структурах, полученных ею в рамках коалиционного соглашения: министерских портфелей, губернаторских постов и т.п. Поэтому никакой реакции на инициативу Тер-Петросяна со стороны Царукяна не последовало. Это понятно, ибо молчит и "крестный отец" его партии - Роберт Кочарян. Но молчание не означает бездействия.

"Гагик Царукян должен уйти" - пишет ереванское интернет-издание "Первый Информационный", напоминая, что олигарх ранее говорил, что "уйдет, если не сможет выполнять обязанности председателя". Пора уступить место новому лидеру, который сумеет пресечь попытки власти "подмять" партию. Им должен стать Роберт Кочарян. Смысл месседжа очевиден. Оставив пост председателя партии, олигарх продолжит мирно заниматься своим бизнесом, продолжая финансировать ПА. С новым руководителем партия обретет реальную самостоятельность, сможет достойно выступить на выборах, так как серьезных рычагов воздействия на политического тяжеловеса Кочаряна у власти нет.

Косвенным образом все это, кроме прочего, означает и признание того очевидного для ряда местных аналитиков факта, что ПА не является партией в привычном смысле этого слова, а сам Гагик Царукян, даже активно участвуя в политике, остается, в первую очередь, бизнесменом. Доказательством тому, кстати, стала ситуация, сложившаяся вокруг ПА в связи с её заявкой на вступление в Европейскую Народную Партию (ЕНП). Напомним, что одновременно аналогичные заявки подали и две другие партии правящей коалиции - РПА и "Оринац еркир", а также оппозиционное "Наследие". Во время недавнего визита президента Сержа Саргсяна во Францию председатель ЕНП Вильфрид Мартенс вручил ему, как председателю РПА, партийный значок ЕНП и заявил: "мы не сомневаемся, что РПА, как и "Оринац еркир" и "Наследие", в ближайшем будущем могут стать конструктивными партнерами ЕНП". Позже такой же значок из рук Мартенса получил и лидер "Наследия" Раффи Ованнисян. Как написала одна из местных газет, "остается лишь догадываться, почему Мартенс не назвал партию "Процветающая Армения". Догадаться, между тем, легко. Можно сколь угодно обвинять РПА и "Оринац еркир" в том, что они являются "винтиками" и "придатками" исполнительного механизма, а "Наследие" - в непоследовательности проводимой политики, однако нельзя отрицать, что все эти три силы хотя бы декларируют определенные системы взглядов, то есть имеют свою собственную идеологию. При этом их официальные идеологические постулаты в той или иной мере совпадают со взглядами политических сил, входящих в состав ЕНП. Этого нельзя сказать о "Процветающей Армении". Никакой идеологи, сколько-нибудь внятной системы взглядов у этой организации нет, потому что конъюнктурный популизм идеологией считаться не может.

Что касается самого Гагика Царукяна, то у него имеется успешный бизнес отнюдь не только в Армении. Различные предпринимательские проекты активно реализуются в ОАЭ, России, Хорватии, странах Восточной Европы. Всё это, быть может, и неплохо, но в представлении европейских деятелей, разумеется, с понятием "политик" абсолютно не связано. А поскольку Роберту Кочаряну никак нельзя отказать в праве быть и считаться политиком, это также становится одним из факторов, говорящим в пользу его прихода к руководству партией.

Следует, однако, учитывать, что сегодня личная популярность Роберта Кочаряна невысока и сильно уступает рейтингу и Сержа Саргсяна, и Гагика Царукяна, и Левона Тер-Петросяна. И уже можно заметить признаки кампании по улучшению имиджа второго президента. Близкие Кочаряну интернет-ресурсы публикуют результаты неких "блиц-опросов на улицах Еревана", желая выяснить, кого бы хотели граждане видеть во главе страны. Разумеется, большинство опрошенных, якобы, называет фамилию Кочаряна, при этом "заверяя", будто бы это является желанием "всей здоровой части общества".

Одновременно "на подиум" пытаются вывести и "запасного игрока" в лице Ральфа Йирикяна - гендиректора Vivacell - MTS, телекоммуникационного оператора в Армении, принадлежащего МТС. Муссируется идея, что 44-летний выходец из Ливана, известный менеджер и автор ряда социально значимых и благотворительных проектов, "может быть в какой-то момент введен Кочаряном в игру в качестве кандидата на пост президента или премьер-министра". Делается это не только армянскими, но и некоторыми российскими изданиями, что понятно: МТС входит в АФК "Система", одним из независимых директоров которой является Роберт Кочарян. И хотя сам Йирикян постоянно опровергает подобные сообщения, подчеркивая, что политических амбиций не имеет (как и необходимого для выдвижения стажа армянского гражданства), слухи такого рода не утихают. Любопытно, что развернувшаяся вокруг личности Йирикяна и явно срежиссированная компания несколько напоминает российский политический проект, связанный с Михаилом Прохоровым. Что еще раз заставляет предположить связь происходящего с Кочаряном, который, работая в Москве, несомненно, пользуется рекомендациями тех или иных российских политтехнологов.

Известно, что в ближайшие дни должно состояться заседание руководящего органа ПА, во время которого, судя по всему, Гагик Царукян прервет свое затянувшееся молчание. Есть основания предполагать, что он озвучит своего рода "компромиссный вариант". Будет подтверждено решение идти на выборы самостоятельно, однако при этом Царукян заявит, что ПА останется в коалиции с РПА и в будущем парламенте. Возможно, это несколько снизит накал подковерных страстей, связанных с "проблемой единого списка", однако на деле интрига сохранится. Дальнейшее развитие ситуации будет в полной мере зависеть от итогов парламентских выборов. Если ПА наберет значимое число голосов (25-30%), мало что может помешать партии сменить свое руководство уже после выборов. В этом случае, даже формально оставаясь в коалиции (так, как это имеет место сейчас), ПА может начать готовиться к президентским выборам, располагая к тому же большими, нежели сегодня, административными возможностями и рычагами.

Во власти, несомненно, такой вариант просчитывают. И если Царукян на самом деле откажется от единого списка с РПА, независимо от того, как он это станет аргументировать и объяснять, давление на партию непременно возрастет. И пока неясно, что конкретно смогут противопоставить этому как сам олигарх, так и стоящий за его спиной Роберт Кочарян. В любом случае ясно, что завершение календарного года концом года политического в Армении не станет.

Ануш Левонян - политический комментатор (Армения)