Первый зампред южноуральского Закса: Нам нужны дороги, как в Дубае

Челябинск, 21 декабря 2011, 16:41 — REGNUM  В 2011 году Челябинская область сумела привлечь беспрецедентные средства в строительство и ремонт дорог - более 18 млрд рублей. "Дорожная революция" на несколько месяцев захватила весь регион. Что уже сделано и сколько еще предстоит сделать на южноуральских дорогах, корреспонденту ИА REGNUM в интервью рассказал первый вице-спикер Законодательного Собрания Челябинской области Юрий Карликанов. Начался разговор с обсуждения вопроса, как губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу помогают в управлении регионом его деловые качества.

ИА REGNUM: Бизнесмен-политик - это хорошо?

Бизнесмен-политик - это неплохо. Потому что к политическим качествам добавляется целеустремленность, которая присуща любому бизнесмену. В Уставе любого предприятия прописана цель его работы - "извлечение максимальной прибыли". А для территории прибыль многогранна: не только в достижении экономических результатов, но и в социальном плане. Губернатор Михаил Юревич задал жесткий ритм работы, в части того же капитального ремонта дорог на территории области, и сейчас все этим занимаются. Приятно видеть результаты когда бываешь в территории. Наш комитет занимался дорожной тематикой вплотную, так как понимали важность этой пробелмы.

ИА REGNUM: Вам не кажется, что "Дорожная революция" довольно негативно воспринимается населением?

Наша психология устроена таким образом, что нам хочется иметь очень быстро качественную дорогу, но при этом не испытывать никаких неудобств связанных с её строительством. Во-первых, вся реконструкция дорог ведется в существующих границах города. Где-то урезаются зеленые насаждения, что населением воспринимается очень болезненно. Где-то необходимо переносить коммуникации, а это приводит к увеличению сроков строительства и дополнительным неудобствам. Если бы дорогу просто срезали и положили новый асфальт, это проходило бы быстро. А когда процесс растягивается - это начинает его раздражать.

ИА REGNUM: Какой процент дорог области охватила "Дорожная революция", по Вашим оценкам?

Словосочетание "Дорожная революция"... Это красиво звучит с точки зрения политтехнолога. Но на деле идет масштабная реконструкция существующих дорог. Для Челябинска доля охвата весьма значительна. Город в этом году освоил порядка 10 млрд рублей. Таких денег на дороги Челябинск в своей истории не получал никогда. Появились очень мощные развязки. Запущена первая очередь развязки ул. Братьев Кашириных - Труда, сейчас строится вторая со съездом на свободу, будет строиться и третья очередь с выездом на Меридиан. Этот транспортный узел позволяет северо-запад связать с Тракторозаводским, Ленинским и Центральным районами. Решена, наконец, проблема транспортного узла ул. Рождественская - Меридиан. Идет расширение Меридиана, Копейского шоссе. Сегодня в Копейск приехать из центра быстрее, чем на ЧМЗ. Попробуйте! Садитесь, поехали - и вы уже в центре Копейска. Правда, сегодня и на ЧМЗ уже легко добраться по Меридиану, объехав все пробки.

ИА REGNUM: Как финансируется дорожное строительство в Челябинске?

Финансирование поступает из трех источников. Первый - из федерального бюджета. С 2005 года мы получаем целевые средства из федерального бюджета, раньше по миллиарду в год, в этом году 828 миллионов рублей. Впервые в этом году деньги частично пошли на дорожные работы, а часть на условиях софинансирования с городским бюджетом направили на дворы. И это правильно, потому что дворы у нас в не совсем хорошем состоянии, особенно подъезды к местам скопления людей: школам, больницам, поликлиникам. По просьбе жителей около трехсот дворов отремонтировано. Наказов было гораздо больше - более шестисот, поэтому проблему будем решать дальше, этот процесс не заканчивается 2011 годом. Вторая часть финансирования осуществлялась из областного бюджета и третья из городского бюджета.

ИА REGNUM: С появлением дорожного фонда Челябинской области что принципиально изменится в финансировании?

Да, в этом году мы впервые начинаем работать в рамках закона о дорожном фонде. Он принят был Законодательным Собранием Челябинской области в августе. Основное преимущество дорожного фонда - это предсказуемость финансирования дорожно-строительных работ, в стабильности выполнения ремонта, реконструкции и строительства дорог на многие годы вперед. Это деньги, которые нельзя направить на другие отрасли, только на дорожную. Значит, есть возможность планировать её развитие, чего не было с 2001 года, когда отменили дорожные фонды. Это было ошибкой. И сейчас дорожный фонд опять даст нам планомерность развития отрасли. Его объем определен на уровне 9,2 млрд рублей. Сумма такая же, как и планировалось на 2011 год, но по факту мы освоили больше. Дополнительно добавлялись деньги через другие программы. В итоге освоено более 18 млрд рублей. Надеемся, что помимо средств регионального дорожного фонда будут собственные источники муниципальных образований, кроме того, ждем федеральную поддержку. Думаю, в целом удастся привлечь в дорожную отрасль 14-15 млрд.

ИА REGNUM: Надо отметить, что темпы достаточно серьезные.

Достаточно серьезные. Тут стоит отметить, что денег, заложенных в дорожный фонд, катастрофически не хватит, чтобы решить проблемы дорог в Челябинской области. Если отталкиваться от предписанных федеральным законом нормативов содержания дорог, то в ценах 2011 года только на магистрали регионального значения потребуется около 25 млрд рублей. Мы же на ремонт и текущее содержание тратим 5 млрд. Денег для выполнения рекомендуемых нормативов еще не хватает.

ИА REGNUM: Получается, тратим в 5 раз меньше, чем необходимо. Не означает ли это, что все успехи в "Дорожной революции" пойдут прахом?

Нет, эти работы дают возможность сегодня ускорить темпы развития отрасли. Мы бьемся в целом за экономическое благополучие территорий. Мы понимаем, что проблема дорог - комплексная, многогранная. Это не только пробки. Вложение средств в дороги имеет мультипликативный эффект. Строительство дорог - это занятость. Это востребованность материалов стройиндустрии, машин. Строительство дорог является катализатором для развития всей региональной экономики, об этом забывать нельзя. Все страны выходили из кризиса за счет строительства дорог. Плюс это серьезная инвестиционная составляющая. Инвесторы оценивают территорию по уровню коммуникационной доступности. Коммерческая скорость движения грузов в России далека от мировой. По стандартам, утвержденным в Европе, она превышает 75 км в час. У нас же - в пределах 20 км в час. Необустроенность дорожно-транспортной инфраструктуры, низкое качество дорог, отсутствие складских зон приводит к большим потерям. Потом, развитие автомобильного транспорта дает толчок к развитию малого бизнеса. Затраты малых предприятий в основном включают в себя автомобильные перевозки. Если они дешевые, экономически выгодные, то рентабельность малого бизнеса выше. Кроме того, проблемные дороги влекут за собой проблемы с экологией. Пробки на магистралях - это выхлопные газы. В Челябинске колоссальный прирост числа автомобилей, на тысячу населения приходится 400 автомобилей. Кроме того, в областной центр приезжают с территорий. Если не успевать за этой проблемой, то придется стоять в большой пробке, как и многие города-миллионники. У нас такой проблемы сегодня нет. И важна социальная составляющая: мегаполис должен быть доступен для спецтранспорта: пожарных, полиции, "скорой помощи". Если "скорая помощь" будет стоять в пробке - это ни к чему хорошему не приведет. Поэтому проблеме дорожного строительства губернатор и уделяет столько внимания, как и развитию аэропорта. То, что мы проморгали в свое время аэропорт - это непростительная оплошность.

ИА REGNUM: Но где взять финансирование?

Надеемся, что слова президента о перераспределении налоговых поступлений между центром и территориями не останутся только словами. Поручения уже даны. Часть средств должна будет остаться на территории, это тоже должно будет помочь региону пересмотреть свои позиции в части использования налоговых поступлений. Но вообще мы должны стремиться к высокой наполняемости бюджета: привлекать в регион инвестиции, новые технологии, должны думать об инновационном прорыве. Нельзя просто с лопатой стоять и копать яму, надо повышать производительность труда. Эффективность производства на Западе гораздо выше, чем в России. Наша дорожная отрасль сегодня в этом вопросе проигрывает. Те производства стройиндустрии, которые мне ближе, о которых я могу судить, требуют у нас привлечения людей в 10 раз больше, чем за рубежом.

ИА REGNUM: Насколько Челябинск доступен с транспортной точки зрения?

В городе великолепный железнодорожный вокзал, с этой точки зрения Челябинск доступен. При этом у нас имеется отвратительный участок федеральной трассы М-5 между Челябинском и Екатеринбургом, как и дорога на Курган. Вообще позор, что нет между областными центрами дорог первой категории. То же самое с М-36 на Казахстан. Всего по территории Челябинской области проходит 600 км федеральных трасс, они не обустроены надлежащим образом. Это безобразие, что все иностранные инвесторы, в основном, приезжают в Челябинск через Екатеринбург. Там все консульства, представительства, а у нас? Естественно, там все инвесторы и отсеиваются. А оставшихся надо еще по плохой дороге привезти в Челябинск. Зачем это нужно инвестору? Он лучше будет работать в более доступном месте. Хотя, стоит отметить, что в самом Екатеринбурге дороги хуже, чем в Челябинске. Поэтому губернатор и заявил, что необходимо в кратчайшие сроки развивать аэропорт. Конечно, не в хаб его превратить, но повысить коммуникационную доступность для Москвы, Питера, Европы, для значимых территорий. Дополнительно запустили рейсы в Пекин, Вену, Прагу. Все это будет способствовать развитию бизнеса в регионе. Любая социальная сфера только тогда будет существовать нормально, когда будет хорошая экономическая подушка. Это позволит наполнять бюджет, формировать социальные программы.

ИА REGNUM: Давайте поговорим еще о сельских дорогах. На одном из комитетов Законодательного Собрания говорилось о качестве их ремонта. В этом году это направление финансируется довольно серьезно, но при этом главы территорий предпочитают сэкономить и сделать на выделенные средства как можно больше в ущерб качеству.

Уже второй год по 1,5 миллиарда рублей отдается сельским дорогам. Перед главами была поставлена задача: эффективно использовать бюджетные средства. Конечно, главы муниципалитетов никогда таких денег не видели. В некоторых территориях с советских времен дороги не ремонтировались. Естественно, главы хотят побольше отремонтировать дорог, но технологии, которые при этом использовались, не выдерживали никакой критики. Такое асфальтирование, ни к чему хорошему не приводит. Эта дорога будет стоять один год, максимум два. Машины, которые сейчас используются в сельском хозяйстве, не те, что раньше. 22-тонный грузовик проехал по этой дороге, и от нее ничего не осталось. Это называется "выкинуть деньги на ветер". Эту проблему депутаты Законодательного Собрания заметили в прошлом году. В этом году она два раза рассматривалась на комитетах, проводились совещания, круглые столы. Было принято решение разработать нормативы ремонта и строительства дорог для сельских территорий и отслеживать их выполнение. Такого раньше не было. Этот вопрос не контролировался, и каждая территория работала по принципу "кто во что горазд". Не было входного контроля стройматериалов, как и не было и никакого входного контроля ингредиентов для производства асфальта. Естественно, не было никакого выходного контроля по его качеству. Лишь бы сделать дорогу. Но вот "лишь бы какую" нам не надо. Нам нужно дорогу, которая бы стояла как минимум 8-10 лет.

ИА REGNUM: Много денег на ветер в результате спустили?

До меня информация доходила о точечных проблемах. Копейск, Бреды, Карталы - характер не массовый. Тем не менее, сейчас в Челябинской области коренным образом меняется подход к дорожному строительству. На базе министерства строительства создаются структуры, которые будут тщательно контролировать этот процесс. Иначе можно каждый год по 1,5 миллиарда давать, а эффекта не будет.

ИА REGNUM: Сколько Челябинской области еще средств надо, чтобы все сельские дороги в порядок привести?

Напугать Вас?

ИА REGNUM: Давайте. Из 15 тыс. километров дорог, которые стоят на балансе области, 612 километров - федерального значения, ремонт и содержание которых финансируется из федерального бюджета, 8 тыс. 633 километров - дороги регионального значения, дорог местного значения у нас свыше 5 тыс. 760 километров. Чтобы последние все отремонтировать по-минимуму как дорогу третьей-четвертой категории, потребуется от 10 до 15 млн рублей на километр. Вот и посчитайте... 80 миллиардов. Это годовой бюджет области. А еще содержание дорог! Вот мы и пытаемся 9 млрд дорожного фонда распределить на такую серьезную проблему. В целом, в России такая же ситуация - не до ремонта. Эту проблему можно решать только за счет доходной части бюджета. Желательно, чтобы она была около 120-140 млрд рублей.

ИА REGNUM: Вы много путешествуете. В каких городах Вам приятно ездить по дорогам?

В Дубае. Очень приятно. Там великолепные развязки, все продумано, выстроена логистика. Все на "пятерку". Хочется, чтобы также было и у нас. И в Челябинске для этого есть все - нормальные кадры, технологии, база стройндустрии дорожного строительства. Но я считаю, что Челябинск по качеству дорог занимает первое место по всем городам-миллионникам в Российской Федерации. Среди них лучше дорог, чем в Челябинске, нет.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.