19 августа 2003 года из Новооскольской воспитательной колонии для девочек была освобождена уроженка Новгородской области Александра Корнеева. Это произошло два с лишним месяца спустя после обнаружения грубейшей судебной ошибки. Вынося приговор, судьи (а вместе с ним прокуроры, адвокаты и т.д.) не заметили, что обвиняемая не достигла 16 лет - возраста уголовной ответственности по инкриминируемой ей ст. 113 УК РФ ("Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта"). Юридическую безграмотность приговора обнаружили сотрудники спецотдела Новооскольской женской воспитательной колонии, куда прибыла Саша. Девочку удалось освободить благодаря обращению в Новгородский областной суд председателя Комиссии по правам человека при президенте РФ Эллы Памфиловой. Однако дело Александры Корнеевой не закончено. Предстоит борьба за ее официальную юридическую реабилитацию, потребуется помощь по возвращению в нормальную жизнь после пяти месяцев, проведенных в местах лишения свободы, из них месяц на этапе (до колонии девочку везли через пять пересыльных тюрем).

К сожалению, подобный случай не единичный. По делу другой воспитанницы Новооскольской колонии, уроженки Пермской области Юлии Зиновьевой, Белгородской прокуратурой еще 17 июня было направлено в Пермь представление на отмену незаконного приговора, вынесенного также до достижения возраста "уголовного совершеннолетия". Пермская прокуратура в официальном ответе на запрос Э.Памфиловой утверждает, что представление из Белгорода до нее не дошло, но сообщает, что все необходимые документы по делу Зиновьевой направлены в надзорную инстанцию (президиум областного суда) 18 августа. Остается надеяться, что пермские судьи, в отличие от своих новгородских коллег, не будут затягивать с вынесением и исполнением судебного решения.

Как сообщил ИА REGNUM правозащитник, директор Общественного центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин, Саша прибыла в Москву 21 августа.

Центр содействия реформе уголовного правосудия совместно с Уполномоченным по правам человека Саратовской области Александром Ландо сейчас занимаются делом еще одной воспитанницы Новооскольской колонии. Зою М. в 2001 году приговорили к двум годам лишения свободы по статье, предусматривающей уголовную ответственность с 16 лет, несмотря на то, что ей на тот момент было пятнадцать. По инициативе Белгородской прокуратуры было начато надзорное производство, однако закончилось оно для девочки печально. Саратовский суд вернул дело на стадию предварительного следствия. Состоялся новый суд, и был вынесен новый приговор (6 лет лишения свободы) по статье, которая предусматривает уголовную ответственность с 14 лет. По новому УПК (ст. 405) и по нормам международного права (см., например, ст. 4 Протокола № 7 Европейской Конвенции по правам человека) такое решение, отягощающее участь осужденного, считается недопустимым. "Я надеюсь, что нам удастся добиться пересмотра второго приговора в отношении Зои М., но сделать это будет не так просто. К тому же, даже в случае успеха, Зою освободят не скоро, между тем, свой первый срок девочка отбыла в марте этого года, - констатирует В.Абрамкин. - Правозащитнику Андрею Бабушкину за два года удалось добиться смягчения приговоров (в целом на шесть с половиной лет) для 13 воспитанниц Новооскольской колонии. Все эти факты, безусловно, говорят о том, что судебная практика в отношении несовершеннолетних нуждается в тщательном анализе и корректировке. Но возможности для радикального изменения положения дел в этой сфере появятся только после введения в нашей стране специального правосудия для детей - ювенальной юстиции".

Справка: Всего на данный момент в Новооскольской колонии отбывают наказание 350 воспитанниц из 40 субъектов федерации. Общее количество осужденных к лишению свободы несовершеннолетних к 1 июля 2003 г. достигло 14 тысяч человек. В начале 2003 г. их число составляло 11 тысяч.