21 августа министр путей сообщения Геннадий Фадеев провел рабочее совещание с членами коллегии МПС, руководителями департаментов министерства и представителями научно-исследовательских и проектных институтов по вопросам развития подъездных железнодорожных путей к российским портам Оля (Астраханская область), Усть-Луга (Ленинградская область) и Балтийск (Калининградская область). В совещании приняли участие и представители министерства транспорта.

На совещании глава МПС отметил, что "президентом и правительством перед железнодорожниками поставлена задача обеспечить развитие инфраструктуры морских портов, являющихся частью международных транспортных коридоров, а также обеспечивающих свободное перемещение грузов и граждан внутри страны. В настоящее время в России немало динамично развивающихся портов. Некоторые из них, например, порт Оля на Каспийском море и Усть-Луга и Калининград на Балтике, имеют особое значение для внешней торговли государства".

По словам Г.Фадеева, обеспечение свободного доступа грузов к этим портам, их соединение с федеральной сетью железных дорог необходимо провести в кратчайшие сроки. "При разработке проектной документации для строительства подъезных путей к морским портам, - сказал он, - нужно исходить из оценки их потенциала, времени роста грузооборота, анализа ключевых направлений перевозок в международных транспортных коридорах".

Согласно информации пресс-службы МПС России, порт Оля в Астраханской области должен стать одним из ключевых звеньев инфраструктуры транспортного коридора "Север-Юг". По оценке института Мосгипротранс, объемы перевалки грузов в порту Оля к 2005 году могут составить 4 млн т в год, а к 2010 г должны возрасти до 8 млн т. В настоящее время подготовлено технико-экономическое обоснование для развития подъездных путей к порту Оля протяженностью около 40 км и соединения его причалов с Приволжской железной дорогой. Стоимость работ с учетом оснащения железнодорожной ветки к порту Оля оценивается в 3 млрд руб.

На совещании глава МПС заявил, что работы по сооружению подъездных путей к порту необходимо начать уже в сентябре, исходя не только из прогнозов потенциального грузопотока, но и тех объемов, которые Оля принимает уже сегодня. По распоряжению министра работы по созданию первой очереди железнодорожной инфраструктуры начнутся уже в сентябре. Будут проведены проектно-изыскательные работы для строительства искусственных сооружений (5 мостов протяженностью около 300 метров), спроектирована трасса железнодорожной ветки, соединяющей порт на Каспии с единой сетью железных дорог. Строительство линии начнется 1 октября 2003 г. Геннадий Фадеев потребовал открыть рабочее движение на новой ветке не позднее августа 2004 г. Первая очередь магистрали к порту Оля должна быть сдана в ноябре 2004 г.

Касаясь вопроса о развитии железнодорожных подходов к порту Усть-Луга на Балтийском море, министр отметил, что МПС уже обеспечило разработку технико-экономического обоснования для их развития. В настоящее время железные дороги способны справиться с любыми объемами и видами грузов, следующих в Усть-Лугу. В следующем году железнодорожные подходы смогут обеспечить обработку в этом порту и дополнительных объемов груза, до 4 млн т в год. Вместе с тем, министр напомнил, что по проекту порт увеличит объемы перевалки груза (прежде всего угля и контейнеров) до 37 млн т в год. Поэтому всем департаментам МПС необходимо представить смету и обоснование для развития подъездных путей к строящимся районам Усть-Луги. Например, в районе станции Мга Октябрьской железной дороги. Кроме того, МПС совместно с Минтрансом и Минэкономразвития предстоит провести дополнительный анализ потенциала строящихся российских портов, чтобы развитие железнодорожных подходов к ним велось на плановой основе. А случаи простоя или временного бездействия железнодорожной инфраструктуры портов были исключены.