"Республика Беларусь - наследница БССР, а БССР - это детище советского строя", - заявил 14 декабря корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк, кандидат исторических наук Александр Бендин, комментируя заявления провластного Союз писателей Белоруссии и министерства культуры Белоруссии о необходимости установки памятника литовскому князю и предоставления льгот изучающим белорусский язык.

Напомним, в Белоруссии два государственных языка - русский и белорусский, наделённых Конституцией равными правами. Большинство населения использует русский язык. 13 декабря председатель СПБ Николай Чергинец (в недавнем прошлом - высокопоставленный чиновник) заявил о необходимости организовать курсы белорусского языка и предоставить льготы тем, кто будет изучать белорусский язык на данных курсах. "А стимулом может стать сокращение на час рабочего дня", - отметил Чергинец.

Министерство культуры Белоруссии, в свою очередь, объявило конкурс на создание эскизных проектов памятника Миндовгу - основателю и первому князю Великого княжества Литовского. "Целью конкурса является поиск наиболее выразительного образа легендарного князя Миндовга, личность которого символизирует глубокие исторические традиции существования белорусского государственности", - говорится в сообщении Минкультуры Белоруссии.

По мнению Бендина, в случае с памятником князю ВКЛ Миндовгу, который позиционируется как символ "белорусской государственности", игнорируются общеизвестные исторические факты. "В данном случае о белорусской государственности не может быть и речи, - сказал историк. - Очень сложно, оценивая то время, говорить об определенной этнической принадлежности Великого княжества Литовского, известного также как Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское".

Белорусский ученый считает, что памятник литовскому князю является "элементом этнической мифологии, которая формировалась на протяжении десятилетий и легла в основу этнического национализма", хотя нынешние власти Белоруссии заявляют о том, что не одобряют этнический национализм.

"Истоки белорусской государственности восходят к Древней Руси. Полоцкое, Туровское княжества - это была одна Русская земля, одно Древнерусское государство. У нас один общий исток - древнерусская государственность", - заявил Бендин. При этом он оговорился: ряд исследователей ставят вопрос об истоках русской государственности. Тем не менее, считает Бендин, если речь идет об установлении истоков белоруской государственности, то присматриваться следует к таким фигурам, как Владимир Мономах, к Древнерусскому государству со столицей в Киеве.

"В период древнерусской государственности была древнерусская народность", - убеждён белорусский ученый. - Великое княжество литовское - это полиэтничное государство, и говорить об истоках белорусской государственности в ВКЛ - некорректно". Белорусский ученый считает, что установка памятников является методом внедрения в сознание белорусов символов новой политической мифологии, и одним из примеров этого является установка памятников князьям Великого княжества Литовского. "Памятник должен стать пластической, художественной формой этой мифологии", - сказал Бендин, отметив, что формирование политической мифологии связано с созданием образов, воплощенных в пластической форме.

"При Миндовге произошло формирование полиэтничного государства, но никак не белорусской государственности", - сказал историк, оценивая правомерность " этнической маркировки" ВКЛ. Бендин напомнил о том, что и в исторических источниках встречаются такие названия земель нынешней Белоруссии, как "Литовская Русь" и "Западная Русь", но, при этом, в источниках не идет речи о формировании белорусской государственности, и делать вывод о неких её "истоках" преждевременно.

"Смысл установки памятника Миндовгу в том, чтобы показать: Миндовг - один из основателей белорусской государственности, что противоречит историческим фактам, исторической правде. Из установки памятника Миндовгу должен последовать вывод о том, что Республика Беларусь продолжает традицию ВКЛ. На самом деле РБ - детище Советской власти, но никак не средневековья", - сделал вывод белорусский ученый.

"Советское нациестроительство было основано на марксистской идеологии, волевых решениях партийных органов и Советов. РБ - наследница БССР, а БССР - это детище советского строя. Когда сегодня истоки Республики Беларусь ищут в древности, то тем самым стремятся легитимировать, оправдать современные процессы", - добавил Бендин. Поэтому, считает белорусский ученый, памятник Миндовгу, если к нему приплетают "белорусскую маркировку", станет символом политической мифологии.

Бендин согласился прокомментировать заявление руководителя провластного Союз писателей Белоруссии о том, что изучающим белорусский язык следует предоставить особые льготы, в частности - сократить рабочий день на час. По мнению белорусского ученого, заявление Чергинца является призывом к нарушению прав русскоязычного населения Белоруссии.

"В Конституции не сказано, что белорусский язык имеет некие преференции, - напомнил Бендин. - Создание привилегий одному языку за счет другого - это неконституционно. Здесь явно взывают к национальному долгу, но это неправильно с правовой точки зрения".

"Националисты идут на сознательный подлог - государственный язык титульной нации называют "языком родным", что не соответствует действительности, - сказал Бендин. - С точки зрения современной этнологии "родной язык" для конкретного человека или группы людей - это тот язык, на котором этот человек (или группа людей) разговаривает и думает. Государственный язык и родной - это не одно и то же. Язык титульного этноса - не всегда "родной". Для подавляющего большинства жителей Белоруссии русский язык является родным, т.к. большинство на нем думает и разговаривает".

Как сообщало ИА REGNUM, в декабре 2011 года Минкультуры Белоруссии объявило конкурс на создание эскизных проектов памятника Миндовгу - основателю и первому князю Великого княжества Литовского.

Напомним также, что власти Белоруссии отказываются обсуждать сроки установки памятника Святой равноапостольной княгине Ольге в городе Витебске и готовятся к установке памятника Ольгерду - князю Великого княжества Литовского, известного своим неоднозначным отношением к христианству и организатора походов на Москву.