Совершенно недавно Генриетта Айренс прибыла в Армению, заменив на посту представителя UNICEF в этой стране эмоциональную Лейли Мошири, и с уверенностью можно сказать - сразу погрузилась в тот омут проблем, которые есть в сфере защиты прав ребенка. UNICEF уже долгие годы осуществляет в Армении программы, в которых главенствующим остается право ребенка жить, учиться, быть здоровым и защищенным. О планах и перспективах организации Генриетта Айренс рассказала в интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Госпожа Айренс, насколько вы успели за столь короткий срок, что находитесь в Армении, ознакомиться с ситуацией в сфере защиты прав детей?

Я знаю, что для Армении путь становления был достаточно тяжелым и трудным, что связано с большими экономическими проблемами и самим кризисом 2008 года, когда произошел экономический спад. Однако с другой стороны хочу отметить, что несмотря на экономические трудности, социальные показатели в Армении достаточно высокие. Например уровень детской и материнской смертности довольно низкий, а вот вовлечения детей в школу, начально-образовательные процессы, наоборот, достаточно высок. Хочу также отметить, что учитывая довольно ограниченные финансовые ресурсы страны трудно будет сохранить эти социальные показатели на должном уровне. А одной из первоочередных моих задач, как нового представителя UNICEF в Армении, я вижу не только сохранение хороших показателей с точки зрения ситуации защиты прав детей, но, например, чтобы при рассмотрении государственного бюджета и при рассмотрении различных социальных стратегий и политики дети не выпадали из поля зрения государственных структур, а качество социальных услуг, которые предоставляются детям и их семьям в области здравоохранения, образования и социальной защиты не только остались на том же уровне, что сегодня, но и улучшились.

Если говорить конкретно о тех проблемах, какие я увидела в Армении, это, в первую очередь, проблема сохранения здоровья новорожденных. Общий уровень детской смертности в Армении, как я уже отметила, достаточно низкий, но в этом показателе смертность детей в возрасте до 1-го года имеет высокий показатель. В этом смысле UNICEF работает, чтобы обеспечить больницы и родильные дома необходимым оборудованием, а также повысить уровень качества услуг, которые предоставляются младенцам с целью сохранения их жизни.

Второе, на что хочу обратить внимание, это дети с ограниченными возможностями, которых в Армении около 8-и тысяч, из которых 2800 детей находятся в специализированных учреждениях. В этом вопросе очень важно работать в плане инклюзивного образования, для того, чтобы дети могли пойти в обычную школу и чтобы они не были изолированы от остального общества. Еще одна проблема связана с посещаемостью дошкольных учреждений, так как к сожалению всего 20% армянских детей их посещают, а в сельских местностях и того меньше, где-то 10% детей.

ИА REGNUM: Мы пока не затронули ситуацию в детских домах, хотя она также находится в эпицентре не только вашей деятельности, но и личной заинтересованности. Как данная проблема видится вам в свете тех цифр, которые свидетельствуют, что более 80% детей, находящихся на попечении государства имеют одного или двух родителей?

Я знаю, что в Армении около пяти тысяч детей находятся в детских домах и других учреждениях и считаю, что это не только плохо для развития ребенка, но и неэффективно с точки зрения экономического развития страны. Возьмем Конвенцию по правам ребенка. Принцип, на котором построена данная конвенция - это принцип ''лучшее в интересах ребенка'', и я не думаю, что нахождение ребенка, тем более при живых родителях, в подобного рода учреждениях это обеспечение наилучших его интересов.

В армянском обществе сегодня происходят большие дискуссии по этому поводу, есть люди, которые за сохранение детских домов и есть люди, которые категорически против них. Это нормальный процесс.

ИА REGNUM: А что вы скажете по поводу политики разгрузки детских домов, которую ведет правительство? На ваш взгляд, реальна ли данная программа?

Принятие стратегии по разгрузке детских домов уже свидетельствует о том, что есть какая-то воля, чтобы это осуществить. Однако учитывая советское наследие и советский менталитет и то, что пришло из прошлого, достаточно трудно поменять всю эту систему за короткий период. Для этого нужно время, и думаю моя роль будет именно в сотрудничестве в правительством Армении и разными министерствами проводить эту политику далее в жизнь - постепенно, но последовательно, и я более чем уверена, что шаг за шагом мы будем достигать определенного успеха. Однако повторюсь - за короткий период времени мы не сможем достичь каких-то конкретных и хороших результатов, но будем работать в этом направлении. Будем также осуществлять оценку каждого детского дома, чтобы определить, какая трансформация подойдет каждому из них. И, естественно, будем показывать альтернативные модели ухода за детьми.

ИА REGNUM: Вы отметили, что по поводу разгрузки учреждений мнения разделяются и есть такие, которые против закрытия оных. Наверное, уже знаете, что Армения довольно специфическая страна в том плане, что огромные финансовые потоки поступают от диаспоры и различных международных организаций и большинство из них направлены в детдома. Как вы думаете, есть ли коррумпированность в данных учреждениях и насколько коррумпированность детских домов мешает тому, чтобы их действительно стремились закрыть? То есть не мешает ли эта благотворительность задаче разгрузки?

Мне трудно говорить о степени коррумпированности детских домов Армении, так как с нашей стороны эта проблема не была изучена в достаточной степени. Я считаю, что это больше связано с тем, что детские дома и подобного рода учреждения - это места, где люди работают и которые боятся потерять работу и, как говорится, этим все завязано.

Но в тоже время, мнения тех людей, которые говорят и поддерживают детдома и которые говорят, что они необходимы, это просто миф, поскольку детский дом сам по себе не может быть наилучшим обеспечением интересов ребенка, это исключено. Поэтому нам, UNICEF-у, необходимо показывать другие модели, повышать осведомленность о том, что лучше всего может обеспечить интересы ребенка, какая модель и т.д.. Люди должны знать, что кроме детских домов, на которые они так часто ссылаются и опираются в чрезвычайных ситуациях или когда в семье тяжелая ситуация, есть альтернативные, современные модели, которые обеспечивают право ребенка жить в семье.

ИА REGNUM: Но правильно ли социальными проблемами оправдывать существование детдомов?

Естественно, я не сторонница такого подхода, так как и научно доказано - ребенок, потерявший эмоциональную связь со своей семьей и родителями и помещенный в детский дом теряет в своем развитии. И UNICEF поддерживают политику, которая направлена на решение детской бедности в Армении и на поддержку семей, которые находятся в уязвимом положении, тем самым предотвращая помещение ребенка туда. Тем более, когда речь идет о самом раннем возрасте, о детях от 0 до 3-х лет, который считается самым важным периодом в развитии ребенка, их помещение в детдом просто недопустимо.

В июне текущего года в Ереване прошла парламентская конференция, на которой была принята декларация и первая строчка в ней - это призыв к странам парламентариев, которые присутствовали на этой конференции, законодательным образом закрепить запрет на помещение детей до 3-х лет в детдома.

ИА REGNUM: А что делает в этом плане UNICEF? Тем более учитывая, что пока каких-то планов на сей счет правительство Армении и в основном министерство труда и по социальным вопросам вроде как не выказывает.

Я бы не сказала, что ничего не делается, уже кое-что достигнуто. Например с парламентом Армении мы начали осуществлять реформу в области законодательства, касающегося этих детей и работаем также с некоторыми неправительственными организациями. Нашу роль в этом плане вижу в том, чтобы создать условия, когда все эти организации будут работать вместе над общим решением проблемы. Например, по следам этой конференции одним из первоначальных шагов было создание комиссии по правам ребенка в Национальном Собрании и с которым UNICEF будет работать очень тесно. Так что думаю не за горами и осуществление других обещаний, которые были изложены в итоговом документе конференции.

ИА REGNUM: Возвратимся к альтернативным моделям. В бюджете 2012 года государство не собирается выделять средства для новых патронатных семей, хотя в 2008 году взяло полностью на себя внедрение этого института, что является одной из моделей разгрузки детдомов. Как вы думаете, сочетаются ли политика государства разгружать детдома, но при этом не платить на столь важную в этом смысле программу?

Да, я подтверждаю, что в 2012 году сумма не будет выделена и количество детей, которые находятся в патронатных семьях, не увеличится. У меня недавно была встреча в министерстве по труду и социальным вопросам именно по этому поводу, а названная причина заключалась в том, что в настоящий момент министерство проводит оценку программы патронатных семей. Дело в том, что одним из побочных эффектов внедрения этой системы в Армении стало то, что семьи, которые взяли на себя заботу о детях родственников, не патронатные, стали обращаться в министерство, чтобы им тоже выдавали средства на содержание детей. Таких обращений было около 4-х тысяч и на сегодняшний момент в министерстве пытаются как-то решить эту проблему, чтобы понять насколько хватит бюджетных средств. Однако надеюсь, что эта альтернативная модель, которая так хорошо прижилась в Армении будет продолжена, и будут решены проблемы также тех семей.

ИА REGNUM: Госпожа Айренс, хотелось бы услышать обнадеживающий ответ - наступит ли день и возможно ли в перспективе иметь Армению без детдомов? Речь не идет о специализированных учреждениях.

Да, я более чем уверена, что это возможно, хотя понятно, что это не решение одного дня и даже года. Думаю, в первую очередь нужен другой подход, менталитет и взгляд на эту проблему, так как за те 20 лет, которые прошли с тех пор, как Армения обрела независимость, этот менталитет все же давлеет над большинством армянского общества. Но я буду находиться здесь в течении 3-4 лет и буду стараться, чтобы количество таких детей вдвое-втрое уменьшилось.

Беседовала Лия Ходжоян