Зафар Гулиев: Азербайджан: ни власти, ни оппозиции, ни общества: Статья 3

Баку, 18 Декабря 2011, 15:44 — REGNUM  

Страна без общества

Как и в целом ряде постсоветских стран, застрявших в бесформенном авторитаризме на полдороге от тоталитаризма к демократии, в сегодняшнем Азербайджане мы наблюдаем отсутствие не только структурированной власти и оппозиции, но и самого общества. К сожалению, наше общество настолько инфантильно, что как самостоятельная сила себя почти ни в чем не проявляет. К нему абсолютно неприменимо понятие гражданского общества, поскольку оно очень слабо структурировано и в нём практически нет элементов самоорганизации. Должно быть, поэтому, социальный процесс в Азербайджане напоминает хаотичное "броуновское движение". Одна из главных причин инфантильности нашего общества в отсутствии гражданского и корпоративного сознания, а также реальных механизмов обеспечения гражданских и корпоративных интересов Необходимость удовлетворить любую индивидуальную или коллективную потребность делает наших граждан и общество полностью зависимым от власти, отождествляющей себя с государством. Наше общество, по сути, всегда смотрит на власть снизу вверх.

Если отвлечься от форс-мажорных обстоятельств, то в повседневной деятельности наше общество выступает как виртуальная реальность: оно настолько граждански пассивно, политически индифферентно и социально дезорганизовано, что практически ни в чём себя заметно не проявляет. Формально у нас есть общество, а реально мы имеем статистический электорат, демографический фактор населения, пропагандистское понятие "народ", - словом, что угодно, но только не общество как цельный и влиятельный социально-политический феномен. Наверное, по этой причине и понятие общественности у нас, по сути, лишено реального социального наполнения. Этим понятием спекулируют все кому не лень, но на практике оно представляет собой нечто аморфное и виртуальное.

Да и возможна ли иная оценка, если на глазах у общественности страны уже который год правящий режим творит откровенный чиновничий и полицейский произвол, глумится над Конституцией, законами и нормами цивилизованного мира, наращивает масштабы коррупции, навязывает всей нации примитивнейший культ "великого кормчего", ограничивает права и свободы граждан, осуществляет ценовое "выкручивание рук"? И при этом ему все сходит с рук. Формально у нас есть весь набор институтов гражданского общества, необходимых для осуществления общественного контроля и выражения общественного мнения - независимые СМИ, НПО, партии, профосоюзы и т.д. Но, поразительно, что при этом, нет самого общественного контроля, а общественное мнение настолько неопределённо, слабо и противоречиво, что с ним никто и никогда не считается. Наше общество видится чем-то цельным и организованным только на расстоянии. При любых попытках рассмотреть его вблизи, оно рассыпается на огромное количество фрагментов и предстает как конгломерат регионов, трайбов, кланов и т.д.

Отсутствие в нашем обществе общенационального, а также гражданского и корпоративного сознания с лихвой компенсируется преобладанием регионального и семейно-кланового (трайбового) сознания. Показательно, что даже редкие акции проявления социальной активности или социального протеста у нас происходят лишь спонтанно и исключительно на базе региональной или трайбовой общности интересов: в каком-то доме, квартале, селе, районе и т.д. Трудно припомнить, чтобы за последние годы у нас были социальные акции на базе сословно-профессиональных интересов и корпоративной солидарности. Если, допустим, учителя какого-то района станут выражать свой социальный протест, то к ним, скорее всего, примкнут их родственники (семейно-клановая солидарность) или другие жители данного района (региональная солидарность), но не учителя остальных регионов страны (корпоративная солидарность). И это мы наблюдаем буквально на каждом шагу и в самых различных проявлениях. Примитивная "молекулярная" общественная структура, где каждый регион, клан, семья и группа играют сами за себя, затрудняет для всех граждан возможность самоидентификации с обществом в целом. В результате общество перестает бытовать как нечто единое, цельное и осязаемое. В этих условиях обостряется чувство региональной, клановой или семейной солидарности. Человеку проще идентифицировать себя не со всем обществом, которое он не видит, не слышит, не чувствует и которое перестает быть чем-то существенным в его повседневности, а с одним из его фрагментов - региональным сообществом, с кланом, с семьёй - то есть, c той непосредственно осязаемой средой, где протекает его реальная жизнь. И стоит ли удивляться, что в сознании такого фрагментарного социума общенациональные интересы, а также понятия власти, государства, общества постепенно превращаются в лишенные конкретного и практического содержания абстракции? Всё это чем-то напоминает отжившие средние века. Впрочем, по многим параметрам наше общество, благодаря усилиям правящего режима скатывается до уровня феодализма.

Вместе с тем, было бы неправомерно данное состояние нашего общества считать его неизменным свойством или увязывать напрямую с национальными, религиозными и культурными факторами. Конечно, культура и национально-религиозные факторы накладывают отпечаток на бытие и сознание каждого социума, в том числе и нашего. Но основная причина всё же не в этом. Если отвлечься от общих для всех постсоветских стран "патологий общественного сознания", обусловленных реалиями колониальной и тоталитарной истории, и заострить внимание на наших специфических "патологиях", получивших особое развитие именно в период суверенной жизни страны, то надо признать, что главным виновником такого инфантильного, задавленного, фрагментарного состояния нашего общества является действующая система власти.

40 с лишним лет "алиевского правления", 18 из которых приходятся на период суверенной жизни страны, по сути, явились чудовищным экспериментом по социальному и нравственному растлению азербайджанского общества. Коррупция и казнокрадство; местничество и трайбализм; вероломство и насилие; ложь и цинизм; лесть и культ; номенклатурный и полицейский произвол; практика имитационных игр и тотальной фальсификации; политика пропагандистского зомбирования сознания граждан, опыт манипулирования фактами, цифрами и судьбами людей; пренебрежение к закону и общественному мнению - всё это уродливые последствия многолетней "алиевской" системы правления. Иными словами, "алиевская" система власти все эти годы целенаправленно формировала (подминала) общество под себя и в этом весьма преуспела.

Наша власть всё время держала (и держит) общественную жизнь под неусыпным собственным контролем. А общество, оставаясь дезорганизованным и инфантильным, не в состоянии противостоять постоянным интервенциям власти. Эта власть, имитационно адаптируясь к реалиям современного миропорядка, вынуждена была согласиться на сосуществование формальных институтов гражданского общества, но только превратив их в псевдоинституты и поставив под свой контроль. Эти институты гражданского общества (партии, НПО, СМИ, профсоюзы и т.д.), которые со стороны кажутся независимыми, зачастую являются имитационными масками самой власти.

Наша власть фактически сделала невозможной самоорганизацию и вертикальную интеграцию социальных субъектов и, тем самым, блокировала все каналы формирования подлинно гражданского общества в стране. Структуризация гражданского общества возможна только при развитии реального капитализма, реального политического и экономического плюрализма, реальных либеральных реформ, способствующих формированию среднего класса и свободных конкурентных отношений в обществе.

Независимый капитал, независимые СМИ, независимые общественно-политические организации (партии, НПО, профсоюзы) - вот, по сути, три кита, на которых базируется феномен качественного преобразования инфантильного общества в гражданское общество. Действующая в Азербайджане система власти наглухо перекрыла пути общества по всем трем направлениям. Более того, она взяла их под свой монопольный контроль и стремится единолично управлять всеми каналами экономического, информационного, и социально-политического влияния.

Есть ли у нас независимый капитал? Откуда ему взяться, если у нас наличествует только номенклатурный капитал?! Отдельные формально независимые бизнес-структуры сохраняют свою жизнеспособность только при условии "крышевания" со стороны властных структур. Все основные финансовые потоки в стране контролируются представителями высшей номенклатуры, и этот процесс идет на глазах у общества, большая часть которого лишена средств удовлетворения элементарных потребностей. Пока что в нашей стране только разные кланы и группы внутри власти способны аккумулировать огромные деньги и с их помощью бороться между собой. Бесконтрольная монополизация рынка, ресурсов, капитала - вот лицо нашей власти.

Есть ли у нас независимые СМИ? В реальной демократии объективность и независимость СМИ гарантированы их финансовой состоятельностью. Они самоокупаемы, прибыльны и являются мощным рупором общественного мнения. Наши же СМИ либо убыточны и с трудом сводят концы с концами, либо их независимость - фикция. В условиях отсутствия независимого бизнеса, свободного рынка рекламы и лишенные прямых государственных дотаций, они становятся легкой добычей влиятельных политических сил и номенклатурного капитала. К тому же, у нас в стране явно преобладает политическая мотивация контроля над СМИ и в подобных условиях пресса и ТВ из средства массовой информации, превращаются в средства массовой манипуляции сознанием населения. По сути, абсолютное большинство наших СМИ попали под негласный контроль тех политических и финансовых групп, из которых состоит тело современной нашей власти. А те редкие СМИ, которые пытаются сохранить собственное лицо, подвергаются постоянным гонениям. В конечном счете, почти все СМИ страны вместо инструмента выражения общественного мнения и формирования гражданского общества, превратились в очередную маску нашей власти.

Есть ли у нас независимые общественные и политические организации? Большая часть политических и общественных групп, которые ведут борьбу между собой и претендуют на статус институтов гражданского общества, на самом деле также связаны не с обществом, а с властью. Поэтому инициируемые такими группами акции и движения не имеют реальной социальной подосновы. Многие политические партии, НПО, профсоюзы в нашей стране не являются движениями общественными, чем и обусловлена их слабость. Они зачастую не выражают ничьих интересов, кроме собственных или своих закулисных боссов. У них нет принципиальной позиции, отличительной программы, социального адресата и потому они весьма стереотипны и оторваны от общественности. Многие партии, НПО, профсоюзы своим происхождением и существованием, так или иначе, обязаны власти и связаны с властью - даже тогда, когда имитационно её ругают. Но даже в тех случаях, когда они не связаны с властью или с "закулисой", то все равно оторваны от общественности: ведь те общегражданские или корпоративные интересы, которые они призваны выражать, не находят адресата в силу инфантильности самого общества.

Таким образом, в стране нет реального общества, но формально существуют некие его институты. В стране нет реальной политической оппозиции, но всё время идет имитация борьбы, плюрализма, состязательности. В стране нет реальной политической власти, но есть семейно-номенклатурная диктатура, монополизировавшая все сферы жизни и подмявшая под себя весь азербайджанский социум. По сути, наши властвующие субъекты (феодалы) борются внутри себя и между собой при фактически бездействующей оппозиции и почти безмолвствующем обществе. Даже когда наш правящий режим борется с оппозицией или взывает к народу, то он ведет борьбу или диалог не с реальной оппозицией и не с реальным обществом, а сам с собой. "Маски-шоу" в исполнении правящего режима - вот к чему сводится сегодня социальный процесс в Азербайджане.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
18.01.17
Что московские власти будут делать без рейтинга Путина?
NB!
18.01.17
Коста-Рика: как живут индейцы в самой счастливой стране мира
NB!
18.01.17
Государственная машина Казахстана по производству смыслов
NB!
18.01.17
В России выплачено 22,9 млрд рублей долгов по зарплате
NB!
18.01.17
Песков: Киев сам отказывается от Донбасса
NB!
18.01.17
Обама выпустил на свободу борца за независимость Пуэрто-Рико
NB!
18.01.17
ЕС почему-то ведёт себя «не совсем умно»: обзор «евроинтеграции» Украины
NB!
18.01.17
2017 год. Будет ли положен предел экспансии Турции на Ближнем Востоке?
NB!
18.01.17
Армянский предвыборный пазл
NB!
18.01.17
Сколько раз проходил крещение Господь Христос
NB!
18.01.17
Эволюция команды Сергея Собянина и московская предвыборная повестка
NB!
18.01.17
За свадьбы со стрельбой следует конфисковывать автомобиль – Жириновский
NB!
18.01.17
Юридический ребус Лаврова для Алиева и Мамедъярова
NB!
18.01.17
«Нефть поддержали»
NB!
18.01.17
«Рубль продолжит лихорадить»
NB!
18.01.17
Маккейн признал Россию крупнейшим игроком на Ближнем Востоке
NB!
18.01.17
«Ситуация для страны очень опасная» — о падении курса доллара
NB!
18.01.17
Генерал НАТО согласился с Трампом — военный альянс действительно «устарел»
NB!
18.01.17
СМИ: Новейший истребитель МиГ-35 будет представлен в конце января
NB!
18.01.17
«Альтернатива для Германии» призывает Германию отказаться от вины за нацизм
NB!
18.01.17
Кто здесь власть? Премьер Молдавии отказал Додону в отзыве посла в Румынии
NB!
18.01.17
Си Цзиньпин предостерег США от «торговой войны» с Китаем