"Со всей ответственностью хочу заявить, что тот финансовый ресурс, который находится у партий властвующей коалиции Армении, в основном - теневой. Лишь благодаря теневым финансам, Республиканской партии Армении (РПА) и партии "Процветающая Армения" (ППА) удается проводить в настоящее время такие размашистые "благотворительные" акции, которые являются, по сути, скрытой взяткой. Считаю, что делать подношения населению за его же счет - это не только аморально, но и преступно", - заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM председатель Демократической партии Армении (ДПА) Арам Саркисян, комментируя внутриполитическую ситуацию в стране.

ИА REGNUM: Господин Саркисян, а насколько велик, по вашим расчетам, этот теневой ресурс?

Наши специалисты заявляют, что сегодня в тени практически находится 60-70% от всей экономики Армении. Если уж само правительство страны оценивает теневой капитал в 50%, то в этом смысле наш расчет более, чем точен. При реальной борьбе с теневой экономикой бюджет государства увеличился бы в 2-3 раза. И тогда бы беднейшие слои нашего населения не стали бы ждать унизительных подношений от неких благодетелей, а реально и регулярно получали бы свои социальные пособия и пенсии, достойную зарплату, да и должный уровень медицинского обслуживания не зависел бы исключительно от предвыборных кампаний. Поэтому принципиальный вопрос, который стоит перед властью, это сократить тень хотя бы до минимумов в 10-20%, после чего предпринимать шаги по ее искоренению. На протяжении 20 лет наша партия заявляла, что необходимо ввести прогрессивное налогообложение, а вместо этого появляется какой-то куцый законопроект об увеличении на 5% налога за роскошь, да и то - только на машины, стоимостью выше $90 тыс. Это же издевательство! Для такой страны, как Армения, и $40 тыс. - уже роскошь. А как же особняки, которые олигархи построили, никак не отчитавшись перед обществом, на какие такие легальные доходы все это строится?!

ИА REGNUM: Это те программные приоритеты, с которыми ДПА вступит в предвыборную борьбу, или же ваша партия не будет участвовать в выборах?

Наша партия будет участвовать в выборах. В феврале состоится съезд ДПА, на котором мы определимся с форматом участия. Мы бы с удовольствием выступили только своим списком, если бы были уверены, что участники находятся в равных стартовых условиях. Но есть теневой капитал, который работает на коалицию, в их руках также сконцентрирован административный ресурс. Более того, они придумали искусственный барьер для участия других политических сил - залог в 8 млн драмов (около $21 тыс.), который партии должны внести для участия в выборах. Это полный идиотизм, поскольку деятельность партий проверяется именно на выборах. Если же партия не сможет набрать определенный, скажем, 3-процентный барьер, то она может быть на 4 года лишена права вести политическую работу. Иными словами, она начинает свой путь с общественной организации, а лишь затем возвращается в политическое поле. По этому пункту мы собираемся совместно с другими партиями выступить с соответствующим заявлением о внесении изменений в Избирательный кодекс и отмене залога. Помимо суммы залога, нам также нужно энное количество финансов, чтобы провести предвыборную кампанию и в частности - телевизионную агитацию. Поскольку, к примеру, у ППА и РПА - миллионы, то они будут закупать телеэфир в тех объемах, которые им необходимы. У Демпартии таких ресурсов нет. Исходя из этого, мы уже сегодня можем заявить, что выборы в Армении не могут быть расценены как равные и справедливые. Они могут лишь соответствовать закону, который принят, но не быть справедливыми. В любом случае, возникает необходимость формирования предвыборного блока.

ИА REGNUM: А с какими политическими силами и партиями возможен союз ДПА?

Не стану пока называть имен, но все те партии, которые будут выступать с социал-демократических позиций, могут войти в этот блок, если сами того пожелают. Пока лишь можно с уверенностью заявить, что, в целом, общество "левеет". К примеру, результаты выборов в России оказались неожиданными для всех. Общество проявило свои пристрастия, и пример "Справедливой России" доказывает, что необходимость и насущность перемен увеличили в два раза электорат российской партии, которая позиционировала себя как социал-демократическая. КПРФ так же в два раза увеличила свой электорат. Это свидетельствует о том, что общество желает социальных перемен и социальной справедливости. Такая же ситуация сложилась и в нашей стране. И если правящая партия Армении не учтет это, то получит гораздо более худший результат, чем "Единая Россия".

ИА REGNUM: Тем не менее, возможен ли ваш альянс с парламентской оппозицией? Тем более, что АРФ "Дашнакцутюн" придерживается левых взглядов, а партия "Наследие" также настаивает на социальных переменах?

С "Дашнакцутюн" у нас давние связи. В настоящее время АРФД, в силу своей какой-то обособленности, стала тормозом в объединении левых демократических сил. Все попытки совместно претворить какие-то программы наталкиваются на то, что у них вдруг появляются некие амбициозные моменты, и на том все заканчивается. Мы еще в 1995 году попытались совместно пойти на выборы, но они за две недели до завершения кампании неожиданно заявили, что выступят отдельным списком. Когда они сейчас говорят о своей заинтересованности в сохранении государства и государственности, то тем самым тормозят развитие, поскольку все мы заинтересованы в этом. Несомненно, у них есть позиция, но она неприменима к действительности, а программные заявления не осуществляются. Более того, АРФД 10 лет находилась во власти, и каких перемен достигла? У "Наследия" же не все ясно в вопросе идеологии. Если это правая либеральная идеология, то и Бог с ним, мы готовы с ними соревноваться на идеологическом фронте. Если же это нечто то ли либеральное, то ли социал-демократическое, тогда им надо как-то определиться. По внешнеполитическим ориентирам эта партия также нам не совсем понятна.

ИА REGNUM: Некоторые политологи полагают, что протестный электорат находится под воздействием оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК), возможен ли ваш альянс с этой политической силой?

Абсолютно не согласен с этими политологами. В 2008 году, когда произошли массовые беспорядки и все известные события, связанные с прошедшими президентскими выборами, протестный электорат, который очень хотел избавиться от действующей власти, действительно обратился к АНК, надеясь на изменение ситуации. Но по ходу проявились все те рецидивы, которые были у Армянского общенационального движения, которое и составило костяк АНК, и у лидера и экс-президента Левона Тер-Петросяна, то общество снова разочаровалось. Ведь оно уже раз прошло через это, сотворив кумира в начале 1990-х, а затем - через 8 лет сбросив его с пьедестала. Потом через 10 лет Левон Тер-Петросян решил себя реанимировать, но он лишь настолько и выполнил свою задачу, но не более того. Сознательная часть этого общества, ну, никак не может пойти за этим человеком, поскольку помнит, что он наделал за эти годы. ДПА же - тем более!

ИА REGNUM: Иными словами, вам есть смысл заняться поиском новых политических сил и групп, с которыми могли бы консолидироваться?

Но новых сил, к сожалению, нет. Для нас новые силы - это общество, и поэтому мы будем наращивать потенциал, особенно - молодежный. В настоящее время в ДПА формируется очень сильное и интересное молодежное крыло партии. Это и есть наша перспектива. Хотел бы также отметить, что ситуация сейчас в стране не просто тяжелая, но и судьбоносная. Поэтому мы пошли на компромисс - предложили президенту страны Сержу Саргсяну создать совет по стратегическому планированию и антикризисным явлениям. Иными словами, коллективно сформировать программу действий, по крайней мере, на два года, ответственность за выполнение которой ляжет на плечи тех, кто войдет в этот совет при президенте. Одной РПА - это не под силу, коалиции - тем более, поскольку там масса внутренних противоречий и интересов. Ответа мы пока не получили, но уверены, что создание совета во многом изменит атмосферу предвыборной кампании и приведет к основательным изменениям в раскладе политических сил.

ИА REGNUM: А не означает ли, что в случае положительного ответа президента ваша партия пойдет на выборы вместе с РПА?

Нас уже в этой "уловке" упрекнули, дескать, мы согласны войти в предвыборный список правящей партии. Я могу сказать, что это было бы пародией, когда бы лидер одной партии вошел в списки другой политической силы ради депутатского мандата. Сформировать демократическую фракцию в парламенте, конечно же, наше большое желание, но только не пребывать в списке какой-либо партии в единичном числе. Поэтому в нашем предложении нет ни слова о том, что мы входим в блок, и уж совсем необязательно, чтобы члены совета были к тому же и парламентариями. Гораздо важнее и принципиальнее, чтобы общество убедилось в формировании серьезной консолидирующей силы, нацеленной на развитие страны.

Беседовал Валерий Гаспарян