Полномочным представителем президента РФ в Приволжском федеральном округе назначен Михаил Бабич. Указ об этом 15 декабря подписал Дмитрий Медведев. Бабич, 4 декабря избранный депутатом Госдумы, займет пост, освобожденный Григорием Рапотой, который переходит на должность секретаря Союзного государства России и Белоруссии. Как отмечает "Независимая газета", кандидатура Бабича появилась в повестке Приволжского федерального округа не сразу. В числе претендентов на пост полпреда в ПФО называли заместителя Григория Рапоты и.о. полпреда Алексея Кубрина, экс-президента Чувашии Николая Федорова и даже министра внутренних дел Рашида Нургалиева.

Для Приволжского федерального округа замена Григория Рапоты на Михаила Бабича практически равнозначная, полагает издание. И тот и другой - выходцы из силовых структур. Рапота имеет опыт работы во внешней разведке КГБ, Бабич - в Воздушно-десантных войсках и ФСБ. Однако в последнее десятилетие, пишет "НГ", Бабич пользуется репутацией жесткого управленца, который может взять в первую очередь под свой контроль расходование денег, выделяемых из бюджета на региональные проекты.

Главная проблема, которую придется одолеть Бабичу, - низкая эффективность власти в некоторых регионах ПФО. Подобные задачи ранее ему приходилось решать на уровне крупных предприятий и отдельных субъектов Федерации. Так, будучи в должности заместителя гендиректора ГУП "Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка" при Минсельхозпроде России в 1999-2000 годах, он создал прозрачную систему поставки и распределения гуманитарной помощи в регионы РФ, несмотря на то, что подвергался давлению со стороны силовиков. Невзирая на все препоны, Бабичу удалось добиться того, что впервые в истории новой России все средства были возвращены в бюджет.

Перейдя в 2000 году на работу в правительство Московской области, где он в должности зампреда курировал экономический блок, Бабич активно взялся за решение областных финансовых проблем. При этом действовать ему зачастую приходилось жестко и принципиально. Московская область в 2000 году находилась в плачевном состоянии: регион имел солидный долг в 40 млн. долл., были накоплены долги по зарплате бюджетникам и коммунальным службам, областное имущество было заложено банкам. Михаил Бабич вернул заложенное имущество в собственность областного правительства, закрыл нелегальные ликероводочные заводы и таможенные склады, прибыль от которых прежде уходила мимо региональной казны, пресек незаконный оборот леса и земли и перевел земельные ресурсы под областной контроль. Естественно, эти непопулярные меры вызвали протест у тех областных чиновников, кто до сей поры неплохо наживался на теневом бизнесе, пишет "Независимая". На Бабича стали давить, пытались шантажировать возбуждением уголовного дела, связанного с предыдущим местом работы в Федеральном агентстве по регулированию продовольственного рынка. Но после проверки Генпрокуратуры дело было закрыто за отсутствием состава преступления. Тогда в ход пошел другой вариант, и в результате подковерных игр Бабич был уволен со своего поста. Опять же через суд он добился своего восстановления, но, вернув справедливость, написал заявление об уходе по собственному желанию, так как посчитал для себя недостойным продолжать работу в областном правительстве. В 2001 году экс-вице-губернатор занял пост первого заместителя главы администрации Ивановской области и получил должность руководителя представительства администрации региона при правительстве РФ. Тогдашний глава региона Владимир Тихонов возложил на Бабича обязанность контролировать распределение бюджетных средств. Деятельность первого заместителя главы ивановского правительства быстро принесла плоды: работа ряда ключевых для региона предприятий была реанимирована, в область удалось привлечь значительные инвестиции. И что немаловажно, пишет газета, - региональную экономику удалось декриминализировать, местные ОПГ потеряли возможность влиять на региональную власть и крупнейшие предприятия области. За столь эффективные действия Бабич заслужил авторитет жесткого и рационального управленца. Поэтому неудивительно, что в 2002 году приказом президента РФ он был переброшен на сложнейший участок - его назначили на пост председателя правительства Чеченской Республики. Задача перед ним стояла непростая - максимально интегрировать поствоенную Чечню в правовое поле РФ и обеспечить максимальное присутствие федерального центра во всех процессах, происходящих в республике. С этим заданием Бабич справился за довольно короткий срок. Кроме того, он сумел взять под контроль расходование федеральных средств, выделяемых на восстановление республики.

Став депутатом Государственной Думы в 2003 году, Бабич сконцентрировался на непростых областях: он возглавлял рабочие группы по решению проблем между Грузией, Южной Осетией и Абхазией, по решению проблем российских военных баз, расположенных за границей РФ, был сопредседателем межведомственной комиссии по российским космодромам, входил в состав комиссии по закрытым статьям федерального бюджета. Был инициатором или соавтором более 60 законопроектов. В "Единой России", кроме работы заместителем руководителя Центральной контрольно-ревизионной комиссии, Бабич курировал проведение самых сложных избирательных кампаний - в Ивановской, Рязанской, Владимирской, Томской областях. Везде "Единая Россия", несмотря на то, что регионы относились к "красному поясу", с разными результатами, но одержала победу. Еще одно направление работы Бабича в "Единой России" - формирование института общественных приемных Владимира Путина и Общероссийского народного фронта (ОНФ).

Директор Центра политической информации Алексей Мухин подчеркивает целеустремленность Бабича: "Он - идеальный подчиненный, который никогда не спрашивает, что и как надо делать, - для него есть только два рубежа - получение задачи и доклад о ее выполнении. Люди, знающие его по работе в Думе и в партии, говорят, что Бабич - человек очень закрытый, который живет в каком-то своем военном мире, и настоящие друзья у него только из той жизни. При этом Михаил Бабич - известный кризис-менеджер, боевой кадровый офицер, имеющий несколько высших образований".

Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов считает, что назначение Бабича укладывается в логику обновления и омоложения корпуса полпредов, которые обозначилось осенью. "Сильными сторонами Бабича являются одновременное наличие опыта политического и экономического управления. Таким образом, и при усилении политических функций полпредов, и при переносе акцента на финансово-экономическую тематику, управленческие качества Михаила Бабича оказываются востребованы. Кроме того, и при усилении контрольных функций полпредов Бабич способен использовать опыт, наработанный им во время работы в силовых структурах, - считает Виноградов. - Отличительной особенностью Бабича является жесткость и принципиальность, однако на федеральном уровне могли оценить то обстоятельство, что при продавливании своей позиции Бабич демонстрировал способность рисковать карьерой и не держаться за кресло".

Мультизадачность единоросса отмечает и генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин. "Бабич - поливалентный менеджер, он способен решать самые разные проблемы, - говорит эксперт. - На парламентских выборах у него была сложная электоральная задача - возглавлять список "Единой России" во Владимирской области, где партия получила около 39%. И это при том, что этот регион - самый, пожалуй, неблагоприятный для партии власти в Центральном федеральном округе и один из самых политически проблемных по стране в целом. Ее губернатор - коммунист, находящийся в конфликтных отношениях с ЕР. Для сравнения - во многих куда более благоприятных с аппаратной точки зрения регионах "Единая Россия" получила существенно меньше (в Ярославской области - 29%, в Архангельской и Мурманской областях - около 32% и т.д.)".

"Сегодня в "Единой России" становится все меньше узнаваемых лиц, пожалуй, это стандартный путь эволюции любой партийной структуры. Бабич серьезный игрок, он уже неоднократно проявлял себя эффективным в регионах. Это своевременное назначение на выборах",- считает политолог Евгений Минченко.