Азербайджанская дипломатия активизировала усилия на карабахском направлении. Как заявил заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов, вопрос урегулирования этого конфликта может быть внесен в повестку Совета безопасности ООН. При этом он специально подчеркнул, что в 2010—2011 годах в решении конфликта активными были только Россия и руководство этой страны, а США и Франция довольствовались деятельностью в решении конфликта только на уровне сопредседателей. «Мы хотим, чтобы в решении этого конфликта конкретную позицию продемонстрировали все три государства», — констатировал Мамедов.

ИА REGNUM
Политолог Станислав Тарасов

В чем же дело, ведь после провала казанского саммита Медведев — Алиев — Саргсян сопредседатель от Франции в Минской группе ОБСЕ (МГ ОБСЕ) Бернар Фасье открыто намекал на то, что инициатива в посредничестве может быть передана от главы России Дмитрия Медведева президенту Франции Николя Саркози. Поэтому его недавний визит в страны Закавказья воспринимался как «разведка боем», а во французской печати появились сценарии его возможных действий: собрать саммит Алиев — Саргсян, поставить ультиматум с целью принятия ими подготовленного МГ ОБСЕ пакета соглашений, а в случае отказа провести резолюцию по Карабаху через СБ ООН, и начать ввод в зону конфликта международного миротворческого корпуса. В этой связи логичной выглядела бы позиция Баку, направленная на блокирование предполагаемых инициатив Парижа. Однако все идет с точностью наоборот и Азербайджан сам стал рваться в бой. Почему?

Ответ на этот вопрос мы можем найти в недавнем заявлении посла США в Азербайджане Мэтью Брайза: «В настоящее время никто и не говорит о военном пути разрешения нагорно-карабахского конфликта. Более того, хочу сказать, что сейчас слова о возможном применении силы для урегулирования конфликта звучат реже, чем еще совсем недавно. Это является положительной тенденцией». В то же время, по словам Брайзы, «главной задачей в вопросе урегулирования конфликта, как и прежде, является согласование базовых принципов, что вполне достижимо». Обозначенные американским дипломатом два тезиса — отказ Баку от силового решения карабахской проблемы и соблюдение «Мадридских принципов» — сейчас звучат как слова из разных песен. Прежде всего, что понимать под базовыми принципами? Брайза в августе в интервью азербайджанской газете «Зеркало» определил их следующим образом: «Мадридский пакет является основополагающим. Он содержит все необходимые базовые принципы, способствующие для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе мирным путем. Основу «Мадридских принципов» составляют все те же принципы Хельсинкского акта «О неприменении силы в решении проблем, связанных с территориальной целостностью государств и самоопределением прав национальных меньшинств. Мы стараемся, чтобы решение этого вопроса прошло безболезненно и с наименьшим ущемлением интересов сторон. В «Мадридских принципах» взвешены и продуманы варианты решения этого вопроса». Так ли это?

ИА REGNUM уже обратило внимание на то, что в Вильнюсе министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров выступил с призывом приступить к разработке Большого мирного договора между Азербайджаном и Арменией, хотя при этом не выступил против «Мадридских принципов». В этой связи бакинская газета «Зеркало» выступила с критикой МГ ОБСЕ: «Если Баку призывает перейти к разработке большого мирного соглашения без завершения работы над базовыми принципами, то необходимо заявить, что пакетно-поэтапный подход, которого придерживались сопредседатели в течение семи лет… был ошибочным». Это не совсем так. В то же время становится все более очевидным факт, что компромиссный ресурс, заложенный в «Мадридских принципах», исчерпан. К примеру, азербайджанский политолог Аждар Сираб призывает МГ ОБСЕ «пересмотреть свою философию, найти пути для принуждения Армении к принятию положений Хельсинкского Акта, обозначенныx в преамбуле Мадридских принципов». Однако в тексте этих принципов, если судить по версии, опубликованной только армянской стороной, обозначено следующее: наряду с освобождением азербайджанских районов Арменией Карабах должен получить так называемый промежуточный статус с обеспечением безопасности и самоуправления (an interim status for Nagorno-Karabakh providing guarantees for security and self-governance) с последующим референдумом о его окончательном статусе.

Во-первых, проведение такого типа референдума на отдельной взятой юридически подконтрольной территории Азербайджана не предусматривается его Конституцией. Во-вторых, много неясностей с понятием «промежуточный статус». Вот как, в частности, интерпретирует его эксперт Армянского центра стратегических и национальных исследований (АЦСНИ) Эдгар Варданян: «В рамках каких границ Нагорному Карабаху будет предоставлен промежуточный статус? Согласно положению Мадридского документа, районы, сопредельные с Нагорным Карабахом, должны быть возвращены Азербайджану (return of the territories surrounding Nagorno-Karabakh to Azerbaijani control). Значит ли это, что промежуточный статус будет предоставлен лишь той части НКР, которая покрывает территорию бывшей НКАО? После приобретения промежуточного статуса, согласно положению принципов, право на возвращение в Нагорный Карабах получают азербайджанские беженцы (the right of all internally displaced persons and refugees to return to their former places of residence). Это означает, что между властями промежуточного статуса Нагорного Карабаха и властями Азербайджана сформируются определенные правовые отношения. Какой характер они будут носить, как будут обозначены эти отношения? Это имеет существенную важность, учитывая то обстоятельство, что власти Азербайджана, вступая в подобные отношения с властями образования, имеющего промежуточный статус Нагорного Карабаха, фактически вовлекутся в процесс вынесения решений, связанных с внутренними проблемами Нагорного Карабаха».

Вообще при определенных условиях и обстоятельствах Баку мог бы рискнуть и пойти на практическое осуществление указанных положений «Мадридских принципов». Однако он опасается того, что не сможет полностью взять под свой контроль ситуацию, а вступление в переговорный процесс с властями Карабаха — при существующем раскладе сил — будет фактически означать первый шаг на пути к международному признанию его независимости. Поэтому предлагаемый проект Большого договора с Арменией в сочетании с некоторыми «Мадридскими принципами» ориентирован на юридический развод Армении и Карабаха. Если Армения подпишет Большой Договор с Азербайджаном, то она будет вынуждена зафиксировать свое общепризнанное геополитическое статус-кво, но без Карабаха. Это обстоятельство однозначно обусловлено тем, что юридически НКР сегодня не признана ни Арменией, и ни каким-либо другим государством. В настоящий момент Нагорный Карабах де-юре является частью Азербайджана. Более того, в случае торпедирования Большого договора, в котором должен быть прописан пункт прекращении состояния войны между Баку и Ереваном со стороны Армении, Азербайджан получает реальный шанс для перехвата политико-дипломатический инициативы в карабахском урегулировании. Поэтому в формирующемся новом политическом контексте многозначительно звучат слова сопредседателя от Франции в МГ ОБСЕ Бернар Фасье о том, что «сейчас главное — заставить стороны принять окончательный вариант базовых принципов», куда — добавим от себя — будет вноситься и разработанный Азербайджаном Большой договор. И указание французского сопредседателя на то, что «наша задача сегодня — не допустить возобновления войны», также укладывается в новый обозначенный контекст. При этом не столь важно, кто именно может начать войну — азербайджанцы или армяне, которые, как пишет один из азербайджанских политологов, «вместе по разным причинам придут к выводу, что надо ударить, пока не стало поздно».

На данном этапе, как считает глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедьяров, речь идет о «длительном процессе», связанном с тактической политико-дипломатической борьбой. Так что посол США Метью Брайза неслучайно в своем заявлении главное ударение сделал на то, что в Азербайджане стало меньше раздаваться призывов к силовому решению карабахской проблемы. Но исход наметившейся новой дипломатической дуэли Баку-Ереван, судя по всему, будет определяться больше раскладом внутренних сил в этих странах, нежели складывающейся в мире и в регионе геополитической конъюнктурой.