В политической борьбе по предстоящим в мае 2012 года выборам в парламент Армении складывается любопытная ситуация, поскольку одновременно развиваются и накладываются друг на друга три процесса. Первый - процесс противостояние оппозиционного Армянского национального конгресса и всей политической системы. Второй - напряжение внутри самой политической системы, а иными словами, разные лоббистские группы, которые можно назвать протопартиями, борются между собой за места в будущем парламенте, а следовательно, и в элите. И третий процесс - это переформатирование всей структуры, или деолигархизация - равноудаление олигархов от власти и парламента. Будущий парламент будет менее олигархичным, чем этот. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM сообщил директор Института Кавказа Александр Искандарян, комментируя внутриполитическую ситуацию в Армении.

По его словам, индикаторами наложения и переплетения этих трех процессов станут политические скандалы, которые будут сопровождать данный своеобразный "микс". Как считает эксперт, предвыборной кампании предшествовал "в некотором роде" фальстарт, который отработан не очень удачным образом для оппозиции. Однако, по его мнению, у оппозиционных сил есть еще время, чтобы в новогодние каникулы и на всплеске предвыборной борьбы постараться "вырвать какие-то куски у противника и у электората, дабы как-то себя позиционировать".

Директор Института Кавказа не находит ничего предосудительного в отсутствии консолидации среди оппозиционных сил, которые зачастую больше борются друг с другом, нежели выступают против правящей коалиции, поскольку армянское политическое поле довольно давно представляет из себя конгломерат конкурирующих между собой партий. "Армянская политическая система вообще конкурентна. В ней происходит и постоянная борьба, и консенсус - это, вообще, свойство политики. Ну, кроме стран с автократической системой. Скажем, в Узбекистане, в Азербайджане и в России этого не происходит. А в тех странах, в которых есть политическая система, там есть и борьба. Армения находится в числе этих стран", - отметил Искандарян.

Вместе с тем он добавил, что консолидация необходима не только оппозиции, но и партии власти - Республиканской партии Армении (РПА), поскольку она представляется неким монолитом исключительно в СМИ, но на самом деле состоит из множества конкурирующих групп.

Политолог особо отметил, что в настоящее время в стране создалась ситуация, когда протестная масса разочаровалась в АНК, но вместе с тем нет той реальной политической силы, которая была бы в состоянии притянуть радикально настроенный электорат на свою сторону. "В Армении зашкаливает процент людей, которые недовольны тем, что происходит во внутренней и внешней политике, в экономике и где угодно. Он приближается к населению страны. Но одно дело сидеть у себя на кухне или во дворе за нардами и быть всем недовольными, а другое дело - пойти на избирательный участок и проголосовать. Однако, чтобы отдать свой голос, надо же кого-то иметь ввиду. То есть этот кто-то должен зарекомендовать себя за время с конца января по начало мая. На мой взгляд, это почти невыполнимая задача - перехватить голоса у известного политика Левона Тер-Петросяна, и у такого бренда, как АНК. Все предыдущие попытки взять этот бренд и отнять эти голоса, на мой взгляд, абсолютно неудачны", - подчеркнул Искандарян.

В связи с этим, как он указал, у многих избирателей в мае возникнет дилемма - или голосовать за АНК, как олицетворение неприятия властей, или же вовсе не голосовать. Итогом подобной ситуации, по утверждению эксперта, станет увеличение апатии среди населения, поскольку протестные настроения также могут проявляться и подобным образом.

Ответил политолог на вопрос о том, каким будет расклад политических сил в новом парламенте. "Мне трудно дать расклад по процентам, но я уверен, что в парламент войдут, если, скажем, выборы состоятся завтра, РПА, партия "Процветающая Армения" (ППА), АРФ Дашнакцутюн и АНК. Это не значит, что остальные политсилы не пройдут. Это лишь означает, что, на мой взгляд, они на грани прохождения 5-процентного барьера. Я также уверен, что, повторюсь, если бы выборы были завтра, то правящая РПА набрала бы серьезный процент голосов, поскольку у нее для этого есть ресурсы, которых у других нет", - подытожил Искандарян.