Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН нащупал все "болевые точки" Туркмении, и не просто поставил диагноз, но и назначил "лечение", заключающееся в полном и скорейшем искоренении всех указанных недостатков, сообщает 13 декабря агентство "Гундогар".

По данным издания, в вердикте комитета ООН в качестве положительного момента было отмечено, что Туркмения ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов, Конвенцию Международной организации труда о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака, а также Конвенцию ООН о статусе апатридов. Далее следовал внушительный список основных проблем, вызывающих озабоченность международного сообщества. Таковых оказалось более тридцати.

"Комитет выразил сожаление, что не получил достаточной информации о том, каким образом положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах находят отражение во внутреннем законодательстве и проводимой властями внутренней политике, а также не была представлена информация о том, делались ли ссылки на положения Пакта при вынесении судебных решений. Комитет обеспокоен тем, что в Туркмении отсутствует независимая правозащитная организация, при этом отмечается, что Национальный институт демократии и прав человека находится в прямой зависимости от президента, а следовательно, не соответствует Парижским принципам, подчеркивающим обязательную независимость институтов, занимающихся поощрением и защитой прав человека", - отмечает туркменское оппозиционное издание.

Также сообщается, что Комитет обеспокоен информацией о негативных последствиях политики "туркменизации", которая отдает предпочтение лицам "титульной" национальности, что приводит к дискриминации в отношении национальных и этнических меньшинств, особенно в области образования и трудовой занятости. Также Комитет отмечает, что укоренившиеся в обществе стереотипы, дискриминирующие права женщин, отрицательно влияют на осуществление ими экономических, социальных и культурных прав.

"Комитет выразил обеспокоенность тем, что существующее в Туркмении правило обязательной прописки по месту жительства нарушает право граждан на свободу передвижения. Комитет обеспокоен высоким уровнем безработицы в Туркмении. Кроме того, отмечается, что представители этнических или национальных меньшинств сталкиваются с ограничениями при получении профессиональной подготовки и устройстве на работу как в частном, так и в государственном секторе. Комитет также обеспокоен тем, что Национальный центр профсоюзов является единственным профсоюзным объединением в Туркмении, к тому же находящимся под контролем правительства. Подчеркивается, что отсутствие независимых профсоюзов может привести к различным нарушениям прав работников, тем более, что в туркменском законодательстве нет специальных норм, регламентирующих право работников на проведение забастовок", - подчеркивает "Гундогар".

Обращается внимание на то, что в докладе отсутствуют сопоставимые данные о размерах пенсий, пособий по безработице и инвалидности, что не дает возможности сделать выводы об уровне социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, однако отмечается, что "предоставление социальной помощи и социальных пособий для лиц с ограниченными возможностями является недостаточным".

"Комитет выразил озабоченность по поводу случаев насилия в отношении женщин, включая бытовое насилие и изнасилование в браке, и отсутствия в Туркмении четкого законодательства, касающегося всех форм насилия в отношении женщин, в том числе, предполагающего уголовную ответственность за насилие в семье и изнасилование в браке. Также отмечается, что в докладе отсутствует информация об уровне распространения проституции и торговли женщинами и девочками. Комитет обеспокоен сообщениями о том, что в Туркмении не принято достаточных мер по их профилактике и оказанию медицинской, социальной и правовой помощи жертвам. Кроме того, Комитет насторожили сведения о распространении в Туркмении практики полигамных отношений, а также фактах принуждения ко вступлению в брак несовершеннолетних. Указывается, что государство не предпринимает никаких мер по защите женщин в полигамных семьях. Отмечается увеличение числа абортов, а также отсутствие точных данных, касающихся распространения ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и инфекций, передающихся половым путем. Комитет обеспокоен тем, что, отчасти из-за неравномерного распределения государственных доходов, множество семей в Туркмении живет на грани нищеты и что значительная часть населения не имеет доступа к безопасной и питьевой воде, отвечающей санитарным нормам, особенно в сельской местности, что стало прямой или косвенной причиной распространения ряда тяжелых заболеваний, в том числе диареи, гепатита, дизентерии, полиомиелита, брюшного тифа, а также развития анемии у детей, находящихся на искусственном вскармливании. В области медобслуживания отмечается неправомерность перевода медицинских учреждений на принцип самоокупаемости, сокращения числа медицинских учреждений и штата медработников. Осуждается существующая в Туркмении практика переселения "неугодных" граждан в отдаленные районы страны, а также лишения людей жилья под предлогом осуществления градостроительной программы. Комитет обеспокоен по поводу острой нехватки квалифицированных преподавательских кадров и учебных материалов, что создает препятствия для выпускников средних школ, желающих поступить в высшие учебные заведения в Туркмении и за рубежом. Кроме того, Комитет осуждает получившую широкое распространение в Туркмении практику взимания взяток за поступление в высшие учебные заведения. Отмечено также, что представители этнических меньшинств, в частности, казахи, узбеки, армяне и русские, не имеют возможности получать полноценное образование на родных языках. Также представители национальных и этнических меньшинств сталкиваются с серьезными препятствиями при осуществлении прав, связанных с национальной культурой и традициями.

Комитет также обеспокоен тем, что источники информации, в том числе СМИ, подлежат государственному контролю, не допускающему свободы выражения мнений, и подвергаются цензуре, а интернет-сайты блокируются. Комитет также отмечает, что члены некоторых религиозных групп, которым государство отказывает в регистрации, не имеют возможности в полной мере пользоваться правом на свободу вероисповедания.

В заключение Комитет выражает пожелание "обеспечить широкое распространение настоящих заключительных замечаний среди всех слоев общества, в частности среди государственных должностных лиц, судебной власти и организаций гражданского общества, перевести и опубликовать их, насколько это возможно, и информировать Комитет о шагах, принятых для их осуществления в своем следующем периодическом докладе, который должен быть представлен 2 декабря 2016 года", - заключает туркменское издание.

Как уже сообщало ИА REGNUM, Туркмения присоединилась к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 20 декабря 1996 года. Пакт был ратифицирован в мае 1997 года, а в июне 1999 года должен был быть представлен первоначальный доклад. Однако доклад туркменскими властями был направлен в CASCR в марте 2009 года, прошел процедуру предсессионного анализа и представлен к рассмотрению и обсуждению в ходе 47-й сессии Комитета по экономическим, социальным и культурным правам ООН (CASCR). 18 и 21 ноября в Женеве прошло обсуждение доклада Туркмении по исполнению положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Как сообщает Радио ООН, отчёт запоздал на 10 лет и, по словам членов Комитета, не содержит статистических данных, которые помогли бы понять ситуацию в стране. "В ходе обсуждения эксперты выразили озабоченность сообщениями о коррупции, ангажированности судебной системы и о том, что президент может брать на себя роль судебных органов. Их также беспокоит положение этнических меньшинств и проведение так называемой "туркменизации", то есть насильственной ассимиляции. Члены Комитета обеспокоены отсутствием данных о водоснабжении и санитарии, распространении ВИЧ и других инфекционных заболеваний", - отмечала радиостанция международной организации.