На Забайкальской железной дороге экономический эффект от внедрения собственных ресурсосберегающих технологий в 2011 году составил более 10 млн рублей. Разработкой технических решений, направленных на экономию ресурсов, повышение безопасности движения и эффективности перевозок на ЗабЖД занимается Дорожное конструкторско-технологическое бюро (ДКТБ). За 25 лет его работы специалисты бюро получили 73 патента РФ, экспонировали на выставках "ЭкспоЖД" 25 разработок, имеющих сетевое значение. На Забайкальской магистрали в настоящее время поддерживаются в силе 30 патентов на изобретения и полезные модели ДКТБ, сообщили корреспонденту ИА REGNUM 12 декабря в службе корпоративных коммуникаций Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".

Особое значение для экономии ресурсов магистрали даёт реализация комплексных мер по снижению показателей износа в системе "колесо - рельс". В этом направлении ДКТБ разработан широкий ряд технических решений, в частности "Вагон-рельсосмазыватель", "Электровоз-рельсосмазыватель", "Датчик подачи смазки", "Комплекс управления вагоном-рельсосмазывателем", "Система видеоконтроля вагона-рельсосмазывателя" и другие, большинство из них являются уникальными и не имеют аналогов на сети "РЖД".

ДКТБ Забайкальской железной дороги впервые в России взялось за решение задачи по нанесению смазки в системе "колесо - рельс" не на рельс, как это делается повсеместно, а на гребень колеса подвижного состава. Это позволит значительно увеличить эффект и снизить износ рельсов и колесных пар при прохождении подвижным составом кривых различного радиуса. Разработка экспериментального образца автоматизированной системы нанесения смазки на гребень колеса выполняется на основании распоряжения старшего вице-президента ОАО "РЖД" Валентина Гапановича.