ИА REGNUM публикует полный текст выступления публициста, писателя-футуролога Максима Калашникова на состоявшемся в Институте динамического консерватизма заседании на тему "Приднестровская проблема: история вопроса, современное положение, перспективы. Русский фактор и позиция РФ".

Я хотел бы начать с того, чтобы внести ясность: когда мы говорим "мы", мы имеем в виду, что это не мы, а "та власть". У нас-то стратегия есть, а нет ее у тех, кому с 1991 года принадлежит власть в нашей стране, кто ее тогда взял и до сих пор держит.

Каково отношение Российской Федерации к Приднестровью? Мы все знаем, что Российская Федерация страдает неким раздвоением, определенной шизофренией: одновременно вступаем в ВТО и строим Евразийский союз; с одной стороны, идем на Запад, с другой - говорим о великой державе. Такую же политику они проводят и в отношении к Приднестровью. Нам же все давно понятно. Мы исходим из того, что в 2006 году в ПМР состоялся референдум, и мы полностью поддерживаем выраженную тогда волю народа Приднестровья: независимость с перспективой вступления в Российскую Федерацию.

Безусловно, в Приднестровье должно быть наше присутствие. Это присутствие на будущих границах Российской Федерации или уже Евразийского союза. Другое дело, что пока с учетом конкретных обстоятельств апеллировать к Москве сложно. Вы видите, что сейчас Российская Федерация переживает политический кризис и единого центра принятия решений нет. Есть разные группировки в Кремле - разные "башни". Есть молодой человек с айфоном, есть человек постарше, каждый создает что-то свое, и апеллировать к людям наверху, пока не кончился политический кризис, бесполезно. Но мы не имеем права предаваться "плачу Ярославны". Надо подумать, что мы можем сделать и в этих обстоятельствах.

Я надеюсь, что ПМР выстоит, а кремлевский кандидат получит, действительно, третье место, поскольку каждый, за кого поручается Кремль, уверенно получает свинцовый груз на шею. Призываю не драматизировать ситуацию. Сила Запада падает, ему уже не до многих вещей, это видно. Американцы, конечно, могут строить большие планы, но у них у самих сейчас очень большие проблемы в экономике, и такой политики они не выдержат. Какие трансформации происходят с Евросоюзом, вы тоже видите, и ясно, что он обрубит надежды всяких там молдавий. Приднестровью сейчас надо быть героем известной восточной притчи, который стоит на берегу реки и ждет, когда мимо проплывут трупы врагов.

Теперь несколько слов о том, что, на мой взгляд, надо делать в самом Приднестровье. Надо отказаться от настроений, что вы забытый полк, и самим действовать более активно. Что ждет Российскую Федерацию в 2012 году? Президент у нас уже назначен и объявлен. Ему будет очень плохо, так как он будет в международной изоляции и столкнется с экономическими трудностями, и ему надо будет седлать конька восстановления единства - Евразийского союза. Вот тогда и откроется окно возможностей для влияния на него. Другими словами, вам надо подумать, как более активно играть на внутриполитическом поле Российской Федерации, в том числе за счет народной дипломатии, о которой говорил Борис Виноградов, и информационно.

Мне представляется, что вы слабо используете интернет. Есть ведь громадная блогосфера, есть очень интересные электронные СМИ, которые распространяют правдивую информацию. Представьте, что в этих СМИ появятся карты, на которых будет обозначено, каким мог бы быть радиус нашего ответа на ПРО США в случае размещения "Искандеров" в Приднестровье! Можно провести кампанию чествования ветеранов, отражавших молдавскую агрессию. Можно показывать различные выгоды этого форпоста, особенно в контексте очень удачного сравнения с Калининградской областью. И главная тема - "Мы русские, мы ваши братья, мы выстояли, и мы одна страна!"

Приднестровье, насколько я понял, пыталось придерживаться тактики Турецкой Республики Северного Кипра: оставаясь непризнанной, найти поддержку в метрополии. Делалось это в том числе и через "Газпром". И сын президента Смирнова получил пост в "Газпромбанке" - понятно, это старая история - и по этому же слабому звену потом ударили. Видимо, этот путь уже полностью исчерпан или находится близко к этому. Поэтому важно продержаться период выборов, а по их завершении - начать активную деятельность на поле российских национал-патриотических сил, на поле народной дипломатии. Повторю, что не считаю исчерпанными возможности действий через Владимира Путина с учетом его кредо интегратора. Но надо попробовать действовать и через таких людей, как Геннадий Зюганов. Главное - дальше переламывать настроения в Российской Федерации в пользу Приднестровской Молдавской Республики. Вам есть, что показать. Это сейчас самая реалистичная стратегия. Повторю, что после 2012 года Российскую Федерацию ждут серьезные внутриполитические и экономические трудности, а поле возможных успехов ограничено воссозданием былой большой страны. Здесь я вижу наш общий шанс.