Николай Радов: Кому мешает белорусско-российская интеграция?
Москва, 8 декабря, 2011, 03:56 — ИА Регнум. Постепенно набирающая обороты интеграция Белоруссии и России, по мнению многих аналитиков, 25 ноября нынешнего года вступила в новую для себя фазу развития. В этот день в ходе заседания Высшего госсовета Союзного государства в подмосковных Горках были подписаны контракты на поставку газа в Белоруссию и его транспортировку через территорию республики в 2012-2014 годах. Как известно, голубое топливо является стратегически важным компонентом развития белорусской экономики, для которой в нынешних условиях любое снижение цены на газ является прекрасной возможностью не только сэкономить бюджетные средства, но и перенаправить их в сферу модернизации всего социально-экономического комплекса.
Подобные результаты тесного сотрудничества двух стран, способного в будущем сформировать на постсоветском пространстве костяк конкурентоспособного
Примером подобной деструктивной деятельности, способной со временем нанести серьезный вред процессу социокультурной интеграции двух народов, является недавняя история увольнения с государственной службы члена Союза писателей Беларуси и Союза писателей России, политолога и руководителя одной из организаций российских соотечественников в Белоруссии
Во-первых, необходимо отметить, что за долгие годы белорусская вертикаль власти, особенно ее нижнее звено, так и не научилась в полной мере действовать самостоятельно. Итогом стало отсутствие у большинства белорусских чиновников каких-либо свежих идей и концепций, что в условиях нынешней реальности способствует углублению социально-экономического кризиса в стране. Вследствие того, что президент Белоруссии уже неоднократно требовал от чиновников всех уровней начать заниматься делом, для многих из них не осталось ничего иного, как попытаться использовать уже существующие в белорусском общественно-политическом и национально-культурном пространстве шаблоны, невзирая на их авторов. Использование же национальной риторики позволяет управленцам убить двух зайцев сразу: с одной стороны, повышается рейтинг в глазах простых граждан, а с другой - обезоруживается оппозиция.
Во-вторых, в связи с ускорением объединительных процессов двух стран, многие белорусские чиновники (особенно местного формата) не могут не осознавать серьезной опасности потерять свои кабинеты. При дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства, а затем и Евразийского союза, неизбежно начнется изменение административного устройства государства: какая-то часть государственных органов со временем исчезнет, а их место займут новые межгосударственные структуры. В подобной ситуации многим управленцам кажется, что единственно возможным способом сохранить существующее положение дел является идеологическое оправдание функционирования современного национального аппарата власти. Надо сказать, что ничего предосудительного в этом нет, так как любое государство, как общественно-политический институт, обязано заботиться о сохранении своего внутреннего суверенитета. Однако в Белоруссии, для которой на сегодняшний день практически закрыт путь в ЕС, использование методов прозападной оппозиции, направленных на создание национально ориентированного общественно-политического лагеря внутри страны, на наш взгляд, абсолютно не оправдано. Более того, в связи с практическим отсутствием в настоящее время процесса создания научно-обоснованной национальной концепции государственного развития, белорусским чиновникам необходимо уделить как можно больше внимания формированию в сознании социума единой общегосударственной идеи, близкой всем гражданам республики, а не лишь небольшой ее части.
Нынешний царящий в Белоруссии идейно-концептуальный вакуум, который каждый стремится заполнить самостоятельно, вынуждает белорусов на всех социальных уровнях копировать чужую модели поведения, наполняя ее своим видением окружающей действительности. Данный процесс, если его не взять под определенный контроль государства, способен со временем внести определенные коррективы в общественное сознание, вплоть до национальной ненависти. Поэтому различного рода идейные гонения (даже на местном уровне), которые используются чиновниками для сохранения своих кресел, представляются нам достаточно серьезной проблемой даже в условиях современной общегосударственной модели развития, пропагандирующей национальное равенство и толерантность.
В-третьих, не надо забывать и том, что в силу своего геополитического положение Белоруссия не может до конца отказаться от сотрудничества с Европой. Однако в связи с тем обстоятельством, что сегодня ЕС и США занимают достаточно жесткую позицию относительно политических процессов, происходящих в республике, белорусскому руководству не остается ничего иного, кроме как пытаться играть на грани фола. В данном контексте восприятие некоторых идей, которые ранее озвучивались лишь прозападно настроенной оппозицией, позволяет Минску выстраивать свои взаимоотношения с Западом таким образом, что Брюссель и Вашингтон не решаются пойти дальше слов о необходимости демократизации и соблюдения прав и свобод человека. Различного рода запреты на посещение некоторыми белорусскими чиновниками западных стран и введение эфемерных санкции представляют собой всего лишь моральную оценку происходящего в Белоруссии и практически никак не отражаются на реальном сотрудничестве сторон.
Более того, в связи с резким недовольством бездеятельностью и немощностью старой белорусской оппозиции, даже такие, казалось бы, незаметные на взгляд простого обывателя шероховатости в процессе белорусско-российской интеграции, позволяют белорусскому руководству стать на шаг ближе к тому, чтобы полностью перехватить из рук оппозиционно настроенных западников ключ к европейским воротам. Тем более что события последних дней указывают на острую необходимость деятельности государства в этом направлении.
Несмотря на то, что в современном мире продолжается рост международного авторитета России, который оказывает серьезное влияние на положение стран ее окружающих, Москва не в состоянии решить за белорусов все их внутренние и внешние проблемы. Конечно, финансово-экономическая поддержка, оказываемая Белоруссии Россией (а только за счет снижения цены на газ Минск сможет в 2012 году сэкономить около 3 млрд. долларов США) имеет определяющий характер, так как
Подобная идея прекрасно оттеняется нынешней позицией ЕС, который усиленно делает вид, что заботится о правах и свободах простых граждан Белоруссии. Помимо щедро оплачиваемой информационной шумихи в Интернете и оппозиционных газетах, Европа подкрепляет свою позицию и практическими действиями, которые на бытовом уровне воспринимаются в качестве реальной и безвозмездной помощи. Так, министр иностранных дел Польши
В русле вышеописанной политики оппозиция вытаскивает на свет данные о некогда проводимых социологических исследованиях, о которых практически никто ничего не слышал. Например, в информационном пространстве все чаще стали мелькать сведения о соцопросе, проведенном еще в 2009 году, на тему "Национальная идентичность глазами белорусов: кто мы и какими будем?", в соответствие с которым около 70% жителей Белоруссии готовы коммуницировать и воспринимать информацию на белорусском языке. Правда, несмотря на то, что белорусский язык в данном случае позиционируется уже не как "деревенский", на котором разговаривают лишь малообразованные выходцы из глубинки, а как язык "европейскости" и современности, надо отметить, что в стране белорусская речь по-прежнему звучит лишь из уст оппозиционеров и ряда представителей национальной интеллигенции. Однако это нисколько не останавливает "самасвядомых" белорусов, готовых раздуть из мухи слона только для того, чтобы доказать свою правоту. Примером подобного является шумиха в оппозиционных СМИ вокруг высказывания министра образования Белоруссии
Конечно, нельзя отрицать того факта, что белорусам необходимо пестовать и лелеять то культурно-историческое и языковое наследие, которое им досталось из глубины веков. Однако, на наш взгляд, сегодня, когда страна переживает серьезные финансово-экономические трудности, расширение национальной риторики близкими к государственно-административному управлению социальными группами неоправданно, так как это играет только на руку Западу. И если в настоящее время подобные тенденции носят, на первый взгляд, незначительный характер и затрагивают жизни лишь отдельных людей, то в будущем, при отсутствии четкой позиции по вопросу единства славянских народов на всех уровнях государственной власти, они могут быть использованы различными деструктивными элементами для воздействия на все общество в целом.