Николай Радов: Кому мешает белорусско-российская интеграция?

Москва, 8 декабря 2011, 03:56 — REGNUM  Постепенно набирающая обороты интеграция Белоруссии и России, по мнению многих аналитиков, 25 ноября нынешнего года вступила в новую для себя фазу развития. В этот день в ходе заседания Высшего госсовета Союзного государства в подмосковных Горках были подписаны контракты на поставку газа в Белоруссию и его транспортировку через территорию республики в 2012-2014 годах. Как известно, голубое топливо является стратегически важным компонентом развития белорусской экономики, для которой в нынешних условиях любое снижение цены на газ является прекрасной возможностью не только сэкономить бюджетные средства, но и перенаправить их в сферу модернизации всего социально-экономического комплекса.

Подобные результаты тесного сотрудничества двух стран, способного в будущем сформировать на постсоветском пространстве костяк конкурентоспособного Евразийского союза, несмотря на очевидность положительных для Белоруссии моментов (низкие цены на углеводороды, расширение рынков сбыта белорусских товаров, модификация нормативно-правовой базы, увеличение потока инвестиций и т.п.), на сегодняшний день пугают ту часть белорусского общества, которое боится в результате перемен утратить свои социальные позиции. Как ни печально это констатировать, но в процесс противостояния тесной белорусско-российской интеграции, кроме национально ориентированной оппозиции, зачастую включаются и представители белорусских властей, считающие сегодняшнюю ситуацию благоприятной для улаживания своих "местечковых" проблем.

Примером подобной деструктивной деятельности, способной со временем нанести серьезный вред процессу социокультурной интеграции двух народов, является недавняя история увольнения с государственной службы члена Союза писателей Беларуси и Союза писателей России, политолога и руководителя одной из организаций российских соотечественников в Белоруссии Андрея Геращенко. По мнению большинства общественно-политических обозревателей, подобный шаг, являющийся одним из многих за последний год (например, в этом году из Академии управления при президенте с кафедры идеологии и политических было уволено несколько человек, разделяющих мнение о необходимости более тесного сотрудничества с Россией), характеризует собой попытку белорусской местной номенклатуры при помощи национальной риторики отвоевать для себя и себе подобных место в государственной системе управления. При этом упор в этом процессе зачастую делается на "бело-красно-белый национализм", бывший полтора десятка лет вотчиной оппозиции. Причины подобного поведения белорусской номенклатуры необходимо искать не только среди личностных характеристик каждого из чиновников, но и в обстановке внутри и за пределами страны.

Во-первых, необходимо отметить, что за долгие годы белорусская вертикаль власти, особенно ее нижнее звено, так и не научилась в полной мере действовать самостоятельно. Итогом стало отсутствие у большинства белорусских чиновников каких-либо свежих идей и концепций, что в условиях нынешней реальности способствует углублению социально-экономического кризиса в стране. Вследствие того, что президент Белоруссии уже неоднократно требовал от чиновников всех уровней начать заниматься делом, для многих из них не осталось ничего иного, как попытаться использовать уже существующие в белорусском общественно-политическом и национально-культурном пространстве шаблоны, невзирая на их авторов. Использование же национальной риторики позволяет управленцам убить двух зайцев сразу: с одной стороны, повышается рейтинг в глазах простых граждан, а с другой - обезоруживается оппозиция.

Во-вторых, в связи с ускорением объединительных процессов двух стран, многие белорусские чиновники (особенно местного формата) не могут не осознавать серьезной опасности потерять свои кабинеты. При дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства, а затем и Евразийского союза, неизбежно начнется изменение административного устройства государства: какая-то часть государственных органов со временем исчезнет, а их место займут новые межгосударственные структуры. В подобной ситуации многим управленцам кажется, что единственно возможным способом сохранить существующее положение дел является идеологическое оправдание функционирования современного национального аппарата власти. Надо сказать, что ничего предосудительного в этом нет, так как любое государство, как общественно-политический институт, обязано заботиться о сохранении своего внутреннего суверенитета. Однако в Белоруссии, для которой на сегодняшний день практически закрыт путь в ЕС, использование методов прозападной оппозиции, направленных на создание национально ориентированного общественно-политического лагеря внутри страны, на наш взгляд, абсолютно не оправдано. Более того, в связи с практическим отсутствием в настоящее время процесса создания научно-обоснованной национальной концепции государственного развития, белорусским чиновникам необходимо уделить как можно больше внимания формированию в сознании социума единой общегосударственной идеи, близкой всем гражданам республики, а не лишь небольшой ее части.

Нынешний царящий в Белоруссии идейно-концептуальный вакуум, который каждый стремится заполнить самостоятельно, вынуждает белорусов на всех социальных уровнях копировать чужую модели поведения, наполняя ее своим видением окружающей действительности. Данный процесс, если его не взять под определенный контроль государства, способен со временем внести определенные коррективы в общественное сознание, вплоть до национальной ненависти. Поэтому различного рода идейные гонения (даже на местном уровне), которые используются чиновниками для сохранения своих кресел, представляются нам достаточно серьезной проблемой даже в условиях современной общегосударственной модели развития, пропагандирующей национальное равенство и толерантность.

В-третьих, не надо забывать и том, что в силу своего геополитического положение Белоруссия не может до конца отказаться от сотрудничества с Европой. Однако в связи с тем обстоятельством, что сегодня ЕС и США занимают достаточно жесткую позицию относительно политических процессов, происходящих в республике, белорусскому руководству не остается ничего иного, кроме как пытаться играть на грани фола. В данном контексте восприятие некоторых идей, которые ранее озвучивались лишь прозападно настроенной оппозицией, позволяет Минску выстраивать свои взаимоотношения с Западом таким образом, что Брюссель и Вашингтон не решаются пойти дальше слов о необходимости демократизации и соблюдения прав и свобод человека. Различного рода запреты на посещение некоторыми белорусскими чиновниками западных стран и введение эфемерных санкции представляют собой всего лишь моральную оценку происходящего в Белоруссии и практически никак не отражаются на реальном сотрудничестве сторон.

Более того, в связи с резким недовольством бездеятельностью и немощностью старой белорусской оппозиции, даже такие, казалось бы, незаметные на взгляд простого обывателя шероховатости в процессе белорусско-российской интеграции, позволяют белорусскому руководству стать на шаг ближе к тому, чтобы полностью перехватить из рук оппозиционно настроенных западников ключ к европейским воротам. Тем более что события последних дней указывают на острую необходимость деятельности государства в этом направлении.

Несмотря на то, что в современном мире продолжается рост международного авторитета России, который оказывает серьезное влияние на положение стран ее окружающих, Москва не в состоянии решить за белорусов все их внутренние и внешние проблемы. Конечно, финансово-экономическая поддержка, оказываемая Белоруссии Россией (а только за счет снижения цены на газ Минск сможет в 2012 году сэкономить около 3 млрд. долларов США) имеет определяющий характер, так как Евросоюз, обремененный собственными проблемами, не сможет в ближайшее время профинансировать белорусскую экономику. Однако в отличие от Москвы Брюссель, не имея возможности серьезно влиять на финансово-экономическое положение Белоруссии, уже давно избрал иную тактику, оккупировав идейно-политическое и информационное пространство. Именно здесь, где сегодня у российской стороны наиболее уязвимое место в республике, западники стремятся укоренить в сознании простых граждан, не интересующихся абстрактными макроэкономическими показателями, тезис о том, что Москва действительно считает Белоруссию своим "Северо-западным краем".

Подобная идея прекрасно оттеняется нынешней позицией ЕС, который усиленно делает вид, что заботится о правах и свободах простых граждан Белоруссии. Помимо щедро оплачиваемой информационной шумихи в Интернете и оппозиционных газетах, Европа подкрепляет свою позицию и практическими действиями, которые на бытовом уровне воспринимаются в качестве реальной и безвозмездной помощи. Так, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски 29 ноября на Форуме гражданского общества "Восточного партнерства" в Познани заявил, что Польша примет участие в компенсации арестованного имущества белорусского правозащитника А. Беляцкого, которого на Западе считают "узником совести". Напомним, вице-президент Международной федерации прав человека и руководитель закрытого ранее правозащитного центра "Весна" был приговорен к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества за сокрытие доходов в особо крупном размере. Несмотря на политическую, по мнению ряда негосударственных СМИ и представителей оппозиции, ангажированность данного судебного процесса, необходимо отметить следующее: вне зависимости от того, виновен Беляцкий или нет, Брюссель, прикрываясь красивыми фразами о защите прав человека, стремится использовать данную ситуацию для очередного нажима на белорусское руководство, конечной целью которого должно стать изменение внешнеполитического вектора Белоруссии и ее отказ от интеграции с Россией.

В русле вышеописанной политики оппозиция вытаскивает на свет данные о некогда проводимых социологических исследованиях, о которых практически никто ничего не слышал. Например, в информационном пространстве все чаще стали мелькать сведения о соцопросе, проведенном еще в 2009 году, на тему "Национальная идентичность глазами белорусов: кто мы и какими будем?", в соответствие с которым около 70% жителей Белоруссии готовы коммуницировать и воспринимать информацию на белорусском языке. Правда, несмотря на то, что белорусский язык в данном случае позиционируется уже не как "деревенский", на котором разговаривают лишь малообразованные выходцы из глубинки, а как язык "европейскости" и современности, надо отметить, что в стране белорусская речь по-прежнему звучит лишь из уст оппозиционеров и ряда представителей национальной интеллигенции. Однако это нисколько не останавливает "самасвядомых" белорусов, готовых раздуть из мухи слона только для того, чтобы доказать свою правоту. Примером подобного является шумиха в оппозиционных СМИ вокруг высказывания министра образования Белоруссии Сергея Маскевича о том, "что двуязычие - это обязанность каждого гражданина Белоруссии знать белорусский язык и владеть им. Это не право выбора одного из двух языков, а обязанность". Почему-то западники восприняли данную фразу как начало нового этапа социокультурного развития страны, в основе которого будет лежать дискриминация русской языка и культуры. На деле же, ничего сверхъестественного сказано не было, так как кому, как ни министру образования знать, в каком плачевном сегодня состоянии находится один из двух официальных языков, имеющий все шансы без государственной помощи превратиться в мертвый.

Конечно, нельзя отрицать того факта, что белорусам необходимо пестовать и лелеять то культурно-историческое и языковое наследие, которое им досталось из глубины веков. Однако, на наш взгляд, сегодня, когда страна переживает серьезные финансово-экономические трудности, расширение национальной риторики близкими к государственно-административному управлению социальными группами неоправданно, так как это играет только на руку Западу. И если в настоящее время подобные тенденции носят, на первый взгляд, незначительный характер и затрагивают жизни лишь отдельных людей, то в будущем, при отсутствии четкой позиции по вопросу единства славянских народов на всех уровнях государственной власти, они могут быть использованы различными деструктивными элементами для воздействия на все общество в целом.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.