Заявление югоосетинского политолога Леонида Кочиева в эфире радио "Свобода" о том, что Кокойты поддерживают в Кремле те люди, которые вместе с ним участвуют в распиле российских бюджетных денег, выделяемых республике, является важным шагом к разрешению сложившейся в Южной Осетии критической ситуации. Особенно важно говорить об этом сегодня - в день окончания полномочий действующего президента республики Эдуарда Кокойты. Ведь коррупционные элементы (чьи фамилии и ведомственная принадлежность хорошо известны всей стране и даже за ее пределами) действуют исключительно в закрытом режиме, периодически подставляя для защиты своих интересов тех или иных должностных лиц. Публичность в данном случае является единственным инструментом, который может помочь восстановить справедливость и избежать кровопролития.

Однако следует однозначно признать, что уже сейчас, до разрешения конфликта, имиджу и авторитету России нанесен такой урон, восстановиться после которого будет весьма непросто. И прежде всего эта ситуация бьет по интеграционным планам России и ее союзников на постсоветском пространстве.

Связано это, прежде всего, с тем, что за поддержкой Кокойты и его кандидата Бибилова стоит не ставка на его политику, на планы совместного развития с Россией и защиты союзных интересов на Кавказе, а действия группы коррупционеров, желающих через предотвращение смены власти избежать серьезного разбирательства, затрагивающего схемы незаконного присвоения бюджетных денег, выделяемых Южной Осетии для восстановления экономики. Дело в том, что, исходя из предполагаемых масштабов "распила", такое разбирательство означало бы не только конец карьеры Кокойты и его московских "партнеров", но и вполне вероятно - уголовное разбирательство против них.

При этом с точки зрения существа своей внутренней и внешней политики "антигрузинский" режим Кокойты выглядит совсем не так однозначно, как это пытаются представить сами его представители. Торговля оружием с Грузией, вовлеченность в наркотрафик на территорию России, по сути, подыгрывание грузинской стороне в деле делегитимации суверенитета Южной Осетии (через референдум 2006 года и попущение деятельности Санакоева) - все это явно противоречит интересам безопасности республики и России. Наконец, нынешняя дикая ситуация призвания "московских кураторов" для противостояния волеизъявлению народа самым явным образом дискредитирует саму идею государственности Южной Осетии и подкрепляет все обвинения, брошенные в адрес России после событий 8 августа 2008 года.

Весьма примечательно в этой ситуации и то, как тихо ведут себя грузинские СМИ. Несмотря на уже многочисленные обвинения, заявленные Кокойты в адрес Грузии, о дестабилизации обстановки в Южной Осетии, не слышно ни проклятий, ни привычной антиосетскинской истерии, нет ответных заявлений и даже обстоятельных комментариев высокопоставленных лиц. Вся Грузия наблюдает, как Эдуард Джабеевич Кокойты самоотверженно защищает интересы Саакашвили и дестабилизирует обстановку в республике. И не будет ничего удивительного, если после такого отношения со стороны Москвы осетины просто начнут напрямую договариваться с Грузией.

Вся эта картина очень серьезно ставит под сомнение саму возможность долгосрочных отношений с Россией. Ведь оказывается, что характер взаимоотношений с Москвой определяется не реальным политическим курсом, проводимым союзником, а наличием коррумпированных лоббистов в Кремле и спецслужбах, способных "отстоять интересы" своих "партнеров", в том числе - в противовес интересам самой России.

С этой точки зрения, к большому сожалению, оказывается, что белорусское руководство, не признавшее Южную Осетию и не установившее отношения с руководством республики в 2008-2011 гг., поступило единственно верным образом. Поскольку в противном случае Минску пришлось бы либо молча легитимировать тот беспредел, который устраивают сейчас власти Южной Осетии, включая явное попрание результатов волеизъявления народа, либо действовать по справедливости и признавать победу Аллы Джиоевой, по сути, опять становясь "более русскими, чем сама Россия" и, разумеется, получая за это многочисленные обвинения в "нелояльности", "антироссийской игре" и прочее.

Кстати, отношение к волеизъявлению народа в данной ситуации тоже является немаловажным, если вообще не центральным, аспектом. Ведь по существу нынешняя, навязанная московско-осетинскими коррупционерами, позиция Российской Федерации, направленная на поддержку Бибилова, является ничем иным, как грубым вмешательством во внутренние дела суверенного государства. Несмотря на очень жесткое административное давление властей, народ Южной Осетии однозначно, с разрывом в 16%, высказался в поддержку Аллы Джиоевой, о чем имеется соответствующее постановление Центральной избирательной комиссии республики. В течение более чем суток со стороны штаба Бибилова ни о каких нарушениях не заявлялось (шли "консультации" с "московскими партнерами"). Далее же было принято единоличное решение председателя Верховного суда об отмене выборов, обоснованность которого никто объективно не проверял (да юридически никто и не может проверить).

Сегодня в поддержку Джиоевой выступают тысячи граждан Южной Осетии. Единовременно на площади Цхинвала собирается до 9 тысяч ее сторонников, что составляет почти половину 21-тысячного населения всей республики. В поддержку Бибилова не собирается никто - только кокойтовская госохрана, ловко арестовывающая оппозиционеров и странным образом не способная защитить самого генпрокурора от покушения.

Одним словом, с точки зрения демократии и элементарной справедливости ситуация в Южной Осетии - более чем однозначная. Кстати, столь же однозначная, как и в Белоруссии 19 декабря 2010 года, и в России 4 декабря 2011 года. Например, можно много говорить о фальсификациях и административном давлении, но очевидно, что за Лукашенко отдали голоса никак не меньше 50% голосовавших. Или в России - тоже неоспоримо применение некоторых специфических электоральных технологий, но в целом понятно, что "Единая Россия", конечно, с ее административным ресурсом, все-таки обошла все другие партии.

Так же и в Южной Осетии оппозиция, победившая с отрывом 16% (это при всех административных и прочих рычагах действующей власти! ), явно пользуется поддержкой подавляющего большинства населения. Заступаясь за тех, кто игнорирует волю народа, Россия заставляет задуматься своих ближайших союзников. Например, через несколько дней - выборы в Приднестровье. И что - там тоже все решится на основе договоренностей какого-нибудь политика с московскими бенефициарами распила бюджетных денег? А потом - парламентские выборы в Белоруссии. Там тоже ждать людей с чемоданами денег для "своих ребят"?

Можно, конечно, вообразить себя крутыми империалистами и навязывать свою волю соседним народам, но в этом угаре не следует забывать и про президентские выборы в Российской Федерации 4 марта 2012 года.

Если сейчас скотское отношение со стороны России заставит осетинскую молодежь взяться за оружие, чтобы защитить свое достоинство и свое будущее, то прольется большая кровь (опять же - на радость Саакашвили). Далее - никто не застрахован от такого же сценария в Приднестровье.

И после всего этого трудно даже представить, как будет чувствовать себя Владимир Владимирович Путин на президентских выборах 2012 года, имея в своей команде тех же воров и распильщиков, которые ради собственных интересов наплевали на интересы страны и довели дело до кровопролития и всемирного позора России. Ведь, судя по развитию ситуации, в марте 2012 года в Москве и по России в целом дело тоже может не ограничиться омоновско-интеллигентской потасовкой на Триумфальной площади. И тогда уже крайним окажется только один человек...

Юрий Царик, руководитель Белорусской группы развития