18-й саммит Совета глав МИД ОБСЕ в Вильнюсе, на котором обсуждались проблемы затяжных конфликтов, транснациональных угроз, прозвучало немало многозначительных тезисов. Как заявил действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис, речь шла о возможности «добиться прогресса по новым и старым проблемам». Он также отметил, что «ряд конфликтов в регионе ОБСЕ, к сожалению, остается не урегулированным, что негативно сказывается на работе организации и подрывает доверие к ней». Странное заявление. Ведь иначе и быть не может, если вырывать эти затяжные конфликты из общего контекста мировой политики, пытаться их решать в отрыве от реального расклада сил в том или ином регионе мира. Тогда дипломатия вырождается в политическую схоластику, а существующие институты, типа ОБСЕ, превращаются — либо в обычное элитное туристическое агентство, обеспечивающее выезды дипломатов в те или иные страны для проведения очередных консультаций, либо в прикрытие для сценариев задействованных — прямо или косвенно — в таких конфликтах главных геополитических игроков. Типичным примером этого является карабахский конфликт, урегулированием которого занимается Минская группа ОБСЕ (МГ ОБСЕ).

ИА REGNUM

Вот как, к примеру, оценил результаты ее работы выступивший на СМИД ОБСЕ в Вильнюсе министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу: «Переговоры по нагорно-карабахскому урегулированию не дали долгожданных результатов. Поэтому работу МГ ОБСЕ необходимо активизировать». Но если ознакомиться с рабочим графиком МГ ОБСЕ, то он переполнен. Сопредседатели группы периодически посещают регион конфликта, проводят широкие политические консультации со сторонами конфликта. Да и в Вильнюсе в рамках СМИД ОБСЕ министры иностранных дел Армении и Азербайджана провели встречи с сопредседателями Минской группы и двухстороннюю встречу. Более того, появилось сообщение о том, что президенты Армении и Азербайджана — Серж Саргсян и Ильхам Алиев — «готовы при содействии стран-сопредседателей вновь встретиться в ближайшем будущем для продолжения с учетом недавнего опыта своего прямого диалога о путях обеспечения их народам мира, стабильности и процветания».

В настоящее время базовой основой для переговорного процесса по карабахскому урегулированию являются так называемые Мадридские принципы. Но парадокс в том, что Баку и Ереван юридически не подписали этот документ, что позволяет сторонам не только по-разному, но и с разных позиций оценивать договоренности промежуточного характера, а при желании вообще выйти из переговорного процесса.

По логике — МГ ОБСЕ должна была действовать с другого конца: заставить конфликтующие стороны подписать мирный договор о прекращении состояния войны и только затем выходить на конкретный сценарий урегулирования конфликта. Однако и на этом направлении образовался тупик, поскольку в таком договоре необходимо иметь четкие представления о территориальном формате Армении, который устраивал бы Азербайджан. К тому же конфликтующие стороны должны договориться об общих правилах игры. Азербайджан, декларируя принцип сохранения территориальной целостности, руководствуется общими положениями международного права ооновского типа. Но после признания независимости Косово — в ЕС принят к действию свой международный кодекс, «творчески» интерпретирующий соотношение территориальной целостности государства и права на самоопределение проживающих на его территории малых народов. Поэтому возникает вопрос о тех положениях международного права, которых придерживается МГ ОБСЕ.

Если судить об этом по тексту Мадридских принципов, в котором фактически прописан так называемый промежуточный статус Карабаха и необходимость проведения там референдума по этой проблеме, то речь идет все же о европейском варианте, который не устраивает Азербайджан. Неслучайно он много раз критиковал МГ ОБСЕ, намекал на возможность изменения формата переговорного процесса по карабахскому урегулированию. Кстати, и министр иностранных дел России Сергей Лавров сделал в Вильнюсе многозначительное заявление. По его словам, подготовка к СМИД в очередной раз показала, что «сложившаяся «механика» ОБСЕ дает сбои, а путь экстенсивного наращивания массива документов и обязательств полностью себя исчерпал». Касаясь же вопроса урегулирования карабахского конфликта, глава МИД России отметил, что стороны должны воспользоваться предложениями, разработанными по итогам встреч, состоявшихся при посредничестве президента России Дмитрия Медведева.

Но в чем суть этих предложений, если о них мало что известно достоверного, а конфликтующие стороны отделываются по этому поводу только общими комментариями? Вот почему в Вильнюсе свежо прозвучал комментарий министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедьярова: «В последние 7 лет мы ведем переговоры особенно интенсивно, так как был начат так называемый Пражский процесс. В данном контексте переговоры вышли на более конкретные результаты, получившие название Мадридских принципов. Последняя версия была представлена странами-сопредседателями в рамках СМИД ОБСЕ в Афинах в декабре 2009 года». Он также отметил, что по определенным вопросам не удалось найти окончательной точки соприкосновения, но в целом эти принципы создают хорошую базу для продвижения вперед и заключения основного мирного соглашения. При этом азербайджанская сторона предлагает перейти на следующий этап и начать работать над основным мирным соглашением. По образным словам Мамедъярова, «скелет» создан и теперь надо наращивать «мясо». Правда, он также заявил, что «работа над соглашением займет немало времени, так как конфликт сам по себе очень многогранный и очень сложный», и что «необходимо определить меры доверия, учесть фактор вооруженных столкновений, возвращения внутренне перемещенных лиц, решить финансовые проблемы». «Осознавая все это, мы считаем, что не следует просто зацикливаться на принципах, а необходимо начать работу над соглашением», — констатировал глава МИД Азербайджана.

Если под принципами, упомянутыми Мамедъяровым, иметь в виду все же Мадридские принципы, то азербайджанская сторона явно вступила на путь их ревизии, что фактически обнуляет работу МГ ОБСЕ, переводя ее в формат подготовки к подписанию, прежде всего, мирного договора с Арменией. При этом глава МИД Азербайджана многозначительно намекнул на то, что «мы живем на евразийском пространстве, где процветает демократия, права человека и верховенство закона, трудно как-то оправдать оккупацию территорий». Где нашел такое цветущее пространство в Евразии господин Мамедъяров — сказать пока сложно. Но появление его в риторике Азербайджана возможно лишь в случае осуществления проекта Владимира Путина о создании Евразийского союза, и при варианте вхождения в его состав Азербайджана.

Ход — грамотный, особенно если учесть то, что Баку почувствовал некоторые настроения в части правящего класса Армении, не желающей рассматривать в качестве «генеральной линии» свое участие в этом проекте, потому что «Армения не имеет общих границ с Россией». Трудно сказать, как дальше будет складываться расклад сил, как в регионе, так и в мире. Но может случиться и так, что Азербайджан, вступая в Евразийский союз, получит шанс выиграть и карабахскую партию.