Заявление "О национальных интересах России в Приднестровье" прокомментировал 6 декабря для ИА REGNUM заведующий кафедрой отечественной истории Института государства и права Приднестровского государственного университета Николай Бабилунга.

Заявление видных российских ученых и общественных деятелей "О национальных интересах России в Приднестровье" считаю абсолютно правомерным, аргументированным, логичным и своевременным документом.

Конечно, как историку, мне хотелось бы добавить в него еще очень многое. И то, что раннеславянские памятники на наших землях археологи изучают в более четком и ясном виде, чем даже в самой России. И то, что Приднестровье впервые вошло в состав России еще по решению Богдана Хмельницкого и Переяславской Рады 1654 г., а до этого являлось частью Киевской Руси, Понизья Галицкого княжества, Подольского улуса Золотой Орды, Русско-литовского государства, Речи Посполитой. И то, что присоединив по Второму разделу Польши к империи Украинские и Белорусские земли с населением ок. 3 млн. человек, российская казна выкупила "Приднестровское имение" у польских магнатов вместе со всеми крепостными жителями, которые по праву стали подданными русской короны, чему были рады и счастливы. И то, что при создании в 1924 г. Молдавской Автономной ССР в составе Украины ее западные границы по Конституции обозначались по реке Прут, включая и временно оккупированную румынами территорию Бессарабии. И то, что в отличие от всех прочих союзных республик в период сепаратистского "парада суверенитетов" Приднестровье, восстановив свою утраченную в 1940 г. по сталинскому решению государственность, вышло из состава Молдовы, но не выходило и не собиралось выходить из состава Советского Союза. И то, что на референдуме 2006 г. подавляющее большинство многонационального народа Приднестровья (96%), выбрало не Молдову, а Россию как страну, с которой связаны все народные чаяния и надежды на будущее. И то... И то...

Многое хотелось бы добавить. Однако, заявление - не научный трактат. Хотя каждое его положение можно было бы при желании обосновать неопровержимыми аргументами исторического, юридического, международно-правового, экономического, социально-психологического характера, не говоря уж о коренных интересах России в этом регионе мира, которые вовсе не так уж мирно, к сожалению, уживаются с интересами Молдовы, Румынии, Украины, Польши, не говоря уж о тех странах, для которых любая точка на Земле является зоной их "жизненных интересов".

Почему это заявление мне кажется своевременным? Приднестровская Молдавская Республика переживает сейчас очень напряженную пору выбора путей своего дальнейшего развития. С этими путями связывают имя того или иного претендента на пост президента республики. Немалое число спекуляций появляется и активно обсуждается избирателями на тему "Сдаст нас Россия, или не сдаст?" Немало и любителей ловить рыбку в мутной воде крутится вокруг этих разговоров.

Горючее в огонь подливают и некоторые россияне, в том числе и крупные чиновники, вроде министра иностранных дел Лаврова, заявившего о какой-то "полуавтономии" Приднестровья в составе "единой и неделимой Молдовы". В недоумении люди спрашивают себя и друг друга, "Че инсямнэ ачест кувынт?" (молд. "Что означает это слово?" - прим. ИА REGNUM), "А шо цэ такэ?", "Что такое, эта полуавтономия?" Учитывая как нагло и беспардонно кишиневский режим обманул гагаузов, предоставив им автономию "Гагауз Ери", от которой не осталось ничего уже даже и на бумаге, видимо, "полуавтономия" означает отдачу пророссийского Приднестровья на безнаказанное и ничем не ограниченное растерзание прорумынскому кишиневскому этнототалитарному режиму. За что? За какие грехи? Почикайте, панове!

Может быть, отменить выборы совсем? Ведь не ровен час, может получиться что-то неожиданное, не приведи Господь, вроде южноосетинского! Но тогда пусть Кремль сам назначит нам президента. Все поселяне и горожане будут у нас этому только рады! А для начала признайте Приднестровье своей губернией! Мы же ничего большего и не просим! Нужно ведь соблюдать каноны международного права, которое российские дипломаты столь ревностно и безупречно чтут, когда речь идет о "территориальной целостности Молдовы". И которое дружно всеми забывается, когда речь идет об интересах и желаниях целого народа, пусть маленького, но самостоятельного, мирного и незлобного.

Конечно, поддержка Россией пресловутой "территориальной целостности" враждебного ей государства, вовсе не является какой-то сногсшибательной новостью, а скорее - привычной и приевшейся всем данностью мидовской раскладки. То есть, если бы в Молдове наконец-то пришли к власти разумные люди (это почти невероятно, но - предположим!), которые смогли бы гарантировать Приднестровью нормальную жизнь по цивилизованным законам и при соблюдении всех прав человека под международными гарантиями, Россия бы поспешествовала возвращению мятежного Приднестровья в лоно этой страны, отказавшейся от прорумынского неонацизма и на глазах превращающейся в эдакую юго-восточную Швейцарию. Так в идеале.

Но пока что политика, сформулированная лауреатом Премии Ленинского комсомола Григорием Виеру и его почитателями - "Чемодан! Вокзал! Россия!" - отнюдь не снята с повестки дня, а ее модуляции прорабатываются пока в кабинетах национально озабоченной бюрократии для жителей "сепаратистского" Приднестровья. И вы хотите, чтобы при этом они что-то там гарантировали приднестровцам? Помилуйте, господа! Скорее уж последняя шпана в подворотне гарантирует вам свою законопослушность и чадолюбие, чем политический класс Молдовы откажется от тоталитарных методов управления презираемого им "быдла". Они жаждут именно насильственной со свежей кровью "объединения", с сотнями тысяч беженцев, с масштабными трагедиями и гуманитарными катастрофами. Иначе эти славянские земли не освободить для "истинных хозяев", идущих даже не из-за Днестра, а из-за Прута. Для реванша за Сталинград румынам нужно не тихое-мирное решение "приднестровской проблемы", а громоподобное под грохот барабанов и звучанье фанфар всасывание в свои границы, в НАТО, и всей Молдовы, и Приднестровья ("Транснистрии"), и Северной Буковины, и устья Дуная с Измаилом, Рени и Белгород-Днестровским. На меньшее они не согласны, как это следует из широковещательных заявлений их президента и прочих правителей высокого ранга.

Но Бог с ними, приднестровцами. Они (то есть мы!) давно привыкли к тому, что наша судьба висит на волоске и решается где угодно, только не у нас, кем угодно, только не нами самими. Но вложить средства в развитие нашей экономики - это разве не в интересах России? Восстановить промышленный и аграрный потенциал когда-то процветающей территории, который работал бы и на экономику России, - это против ее интересов? Поддерживать на более или менее приличном уровне жизнь ее сограждан - это не вписывается в Конституцию России? А очистить народ Приднестровья от коррумпированного панциря и предоставить равные экономические возможности всем гражданам, разве противоречит желаниям России?

И дело ведь не только в каких-то денежных средствах. Помогите разрушить экономическую блокаду, созданную здесь Кишиневом совместно с Киевом еще при оранжевых властях! Помогите убрать все прочие блокады, дайте людям дышать свободно в собственной стране, в собственном доме! Это не под силу российскому МИДу? Тогда престало ли Великой стране сносить болезненные укусы мелких насекомых, своих заклятых недругов, разрабатывающих планы вырвать из России несколько миллиардов долларов в счет убытков от, якобы, "советской оккупации"? Россия этого не замечает! Да еще с видом, будто ничего не происходит, как это делают ответственные российские чиновники.

Но взглянем на интересы России в Приднестровье с другой стороны. Представим себе, например, что так называемый "приднестровский конфликт" - это действительно внутренний вопрос Молдовы, до которого России никакого дела нет. Представим, что восстановление "территориальной целостности Молдовы" началось, и эта территория стала втягиваться в состав Румынии, состав НАТО, с размещением в "губернаторстве Транснистрия" Румынии новейших американских систем вооружений. Не говоря уж об огромных потоках беженцев, разоренных и обезумевших от горя людей, которых придется или принимать, или пулеметами расстреливать на границах, ибо больше им идти некуда, не говоря о полном переформатировании геополитического баланса в этом регионе, кто сможет подсчитать, во что России выльется равнодушие ее чиновников?! Каких средств потребует разработка новых систем защиты и поиск территорий для их размещения? Какие еще территориальные претензии к России и требования денежных "компенсаций" хлынут и с Запада, и с Востока, и с Севера, и с Юга?

Мне хочется надеяться, что это заявление будет еще одним аргументом в пользу изменения политики России. Изменения в сторону ясного и точного осознания своих интересов, их твердого и последовательного осуществления, политики мудрой и уверенной их защиты. И не только в Приднестровье, а везде и во всем.