Целью распространения лживой информации о теракте в минском метро является оказание давления на органы власти и суда. Следствие полностью уверено в виновности обвиняемых и не считает, что существуют организаторы или другие соучастники. Об этом 2 декабря заявил первый заместитель председателя Следственного комитета Белоруссии Андрей Швед.

Зампредседателя СК проинформировал: "В последнее время, отмечается достаточно часто появление в СМИ недостоверной, а порой откровенно лживой информации. Цель - оказать давление на органы власти, суд". Швед подчеркнул, что процесс проходил открыто, были предъявлены все вещественные доказательства вины подсудимых и суд вынес на их основании свое решение, а частные мнения граждан, основанные, зачастую, на домыслах - не имеют значения.

Швед, как представитель Генпрокуратуры принимавший непосредственное участие в следственных мероприятиях по расследованию теракта 11 апреля на станции Октябрьская" минского метрополитена, обратил внимание на достаточность улик против главного обвиняемого - Дмитрия Коновалова: "Первым объективным доказательством его причастности к взрыву стала идентификация его отпечатка пальца, который был обнаружен на неразорвавшемся взрывном устройстве, изъятом с места происшествия в 2008 году".

"В материалах уголовного дела, на мой взгляд, бесспорные доказательства того, каким образом Ковалёв и Коновалов формировались как преступники - начиная с детских забав с петардами и заканчивая подвалом, где Коновалов длительное время готовил компоненты, полигоном, где испытывал собранные им взрывные устройства, - продолжил Швед. - По совокупности собранных доказательств у меня и у членов следственной группы нет сомнений по поводу того, что Ковалев и Коновалов - это одиночки, которые таким образом пытались реализоваться".

"У меня в этом стопроцентная уверенность, основанная на результатах работы следственной группы, оперативно-розыскных мероприятий, отработки всех возможных контактов Коновалова и Ковалева, начиная с детского сада, - добавил Швед. - Никто за ними не стоит. Не надо искать здесь сенсацию - ее просто нет". Он также отверг утверждение о том, что на обвиняемого Владислава Ковалёва оказывалось давление с целью добиться выгодных следствию показаний: "Более того, после заявления Ковалева о том, что он отказывается от своих показаний, было очевидно, что никакого давления не оказывалось. В противном случае он обязательно обратился бы к адвокату. То есть здесь абсолютно понятная ситуация".

"Человек противопоставил себя обществу. Исходя из показаний того же Ковалева, он стремился себя таким образом реализовать. Эта попытка самореализации привела к тому, что Коновалову - он и сам не отрицал - мучения и страдания людей, разрушения доставляли моральное удовольствие", - сказал Швед, комментируя мотивы действий Коновалова. Он отметил, что "произошла серьезная деформация личности Коновалова: он перешел грань и стал тем монстром, которому его действия доставляли удовольствие, - другого мотива я не вижу".

Представитель СК отметил, что подследственные Коновалов и Ковалёв содержались в строжайших условиях, при которых исключалась возможность их отравления, делалось всё, для обеспечения отменного питания обвиняемых в теракте: "В период содержания в следственном изоляторе на период предварительного расследования Коновалов и Ковалев содержались в таких условиях, что, если можно так выразиться простым языком, с них пылинки сдували. Были случаи, что время допроса переносили, потому что Коновалов приходил и говорил: "Я переел, объелся". Даже такие моменты показательны в этой части".

В свою очередь первый заместитель председателя комитета госбезопасности (КГБ) Белоруссии Виктор Вегера проинформировал, что только оперативной группой были исследованы все контакты Коновалова с 2000 года и опрошены более 200 человек. Он подчеркнул: "Я абсолютно поддерживаю выводы следствия и согласен на 100%, что этот вопрос исследован нами досконально: Коновалов и Ковалев - одиночки".

Участники пресс-конференции опровергли версию оказания физического и психологического воздействия на осужденных по делу о теракте 11 апреля. Временно исполняющий обязанности по должности министра внутренних дел Олег Пекарский сообщил, что при задержании Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева органами правопорядка были применены силовые методы и спецсредства, что было вызвано "малой оперативной информацией" и опасностью повторения взрыва.

Пекарский сообщил подробности задержания Коновалова и Ковалёва. "Все было достаточно банально: после совершения преступления три человека просто распивали водку, и им не хватило. Было принято решение Коноваловым выйти и купить ее, он ее и купил, и пришел в квартиру, - сказал представитель МВД. - После этого было принято решение входить в квартиру".

Как сообщало ИА REGNUM, 2 декабря президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил, что в ближайшее время будет вынесен окончательный вердикт относительно применения смертной казни в отношении обвиняемых в совершении теракта в минском метрополитене Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалёва.

Напомним, Любовь Ковалева, мать Владислава Ковалева, приговоренного к смертной казни за соучастие в организации теракта в минском метро 11 апреля 2011г. и недоносительство, официально зарегистрировала 1 декабря обращение в приемной президента Белоруссии на имя Александра Лукашенко. В обращении на имя главы государства содержится просьба не применять смертную казнь в отношении ее сына и ввести мораторий на смертную казнь в Белоруссии. Реакции официальных властей на данное обращение не поступало.

Напомним также, обвиняемые в организации и осуществлении теракта в минском метро 11 апреля 2011 года Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалёв 30 ноября были приговорены к смертной казни.