Интернет-рай Прибалтики: Виртуальная Эстония, хакерская Латвия и сверхскоростная Литва

Рига, 2 декабря 2011, 18:36 — REGNUM  Развитие интернет-технологий - одна из сфер, где страны Прибалтики совершенно без всякой иронии могут считаться самыми продвинутыми не только в Европе, но и по некоторым показателям во всем мире. Жизнь в Эстонии и вовсе немыслима без Интернета. Без него ты ущербный, почти инвалид. Латвия прославилась своими хакерами, а Литва - неописуемой, буквально космической скоростью. Все эти прелести виртуальной жизни ежедневно чувствуют на себе корреспонденты ИА REGNUM, которые сравнили свои страны в традиционной рубрике сравнений стран Прибалтики по различным категориям.

Эстония

Да, да, да, не хвалите и не завидуйте так уж откровенно: мы - Эстония, страна самой развитой электронной среды для человека! Согласны, что звучит несколько высокопарно, но обещаем, что к концу нашего повествования вы с нами, скорее всего, согласитесь. Также добавим, что наверняка в каких-то из отдельных компонентах системы "электронного государства" и Норвегия, и Сингапур могут дать Эстонии фору, но уверены: в сумме всех показателей мы все равно впереди планеты всей! Да, и не забывайте, что это именно мы, эстонцы, подарили миру Skype...

Начнем со много объясняющего исторического предисловия: когда в начале 90-х годов власть в Эстонии заполучили правые партии, настроенные решительно и реформаторски, то помимо слома всего и вся, что напоминало им о жизни в недавнем СССР, было принято немало, как выяснилось позднее, удачных по реализации и судьбоносных для будущего имиджа страны решений. Одно из них касалось абсолютного открытия Эстонии для вторжения зарубежных инфотехнологий, тогда малоизвестных, и стоящих за ними крупных фирм. Логика была примерно следующая: инфотехнологии (массивные мобильные трубки весом в три кг, пейджеры, первые тяжеленные компьютеры и контакт с экзотическим интернетом через телефонную аналоговую связь) шли с Запада, в который Эстония рвалась на всех парах - значит, политически обосновано, это функционально (помогало новой власти получить более удобный и мобильный коммуникационный доступ ко всем населенным пунктам и жителям) и это модно. С тех пор курс на абсолютную свободу прихода на рынок высоких технологий Эстонии для любой фирмы или предприятия всячески оберегают на самом высоком уровне, считая это частью общегражданских свобод и прав.

Впрочем, вряд ли бы эстонские прозападные политики были бы столь открытыми в этом вопросе, если могли предвидеть, что к концу 2000-х годов практически вся электронная техника будет поступать в страну не из Германии или США - идеалов капиталистического развития, а из коммунистического Китая! Также не забывайте, что, хвастая, Эстония скромно умалчивает о масштабах страны и количестве населения, ведь согласитесь: решить вопрос компьютеризации и интернетизации на территории площадью 45 тысяч кв км, из которых 40 тысяч кв км занимают леса, реки, озера и безлюдные места, при 1,3 млн населения, в принципе, удобно и не так накладно. Да и результаты видны сразу и наглядно! Причем результат действительно впечатляющий и заслуживает всяческих похвал.

Еще одно немаловажное, пускай, необычное, обоснование успешности эстонского "электронного государства": хотите верьте, хотите нет, но эстонцы - самые нелюдимые жители Европы. Тут и знаменитая народная эстонская мудрость "Чем выше забор, тем лучше сосед" (причем без всякого намека на соседнюю Россию), и эгоцентричность одиноко стоящих друг от друга лесных хуторов, тут и не менее классическое "любимое блюдо эстонца - другой эстонец". Исходя из психологических предпочтений, эстонцы стараются общаться дистанционно, без прямого контакта "глаза в глаза" да и само общение свести по возможности к минимуму. Для остальной Европы и россиян такая самозамкнутость является экзотикой, но именно для Эстонии это стало базисом для успешного развития электронной среды. Исключить прямое общение и вообще не общаться с живыми людьми - вот, что так нравится эстонцам в нововведении... Звучит диковато, но именно национальные комплексы парадоксальным образом помогли, а не помешали вступлению Эстонии в ХХI век!

Также стоит обратить внимание на то, что "электронизация всей страны" позволила и без того не самому богатому государству сэкономить кучу денег на бумажной документации, чиновничьих местах и обслуживании этих мест. А помощь различных еврофондов - финансовая и программная - тоже была в этом вопросе не лишней. Так что экономические дивиденды от данной электронной революции тоже подталкивали страну в нужном направлении.

В настоящий момент компьютеризация и интернетизация Эстонии выглядит свершившимся фактом, что и подтверждают цифры: за 11 лет реализации амбициозной программы "Электронное государство" (по-эстонски e-riik) Эстония вышла в мировые лидеры по числу услуг, предлагаемых населению электронным путем. Уже с середины 2000-х годов действует единый государственный Интернет-сервер eesti.ee, в который входит примерно сто порталов по предоставлению различных услуг или практической помощи жителям страны - от Регистра народонаселения, Бизнес-регистра, Регистра недвижимости, Земельного кадастра, Дорожно-транспортного регистра и системы электронного голосования до Департамента гражданства и миграции, Налогового департамента, Больничной кассы, Регистра пенсионных страхований, Центра электронных рецептов и так далее. В числе последних нововведений этого ряда, реализованных в 2011 году, - портал электронного права (e-oigus), на котором представлены все принятые в Эстонии законы и подзаконные акты, включая внутриминистерские распоряжения и приказы, законодательство Евросоюза, осуществляется обмен электронной документацией между госучреждениями, исключающий бумажную волокиту, есть система поиска нужных документов и законов. А также новый портал по предварительной регистрации удобного для вас времени пересечения на личном автотранспорте границы Эстонии с Россией (система электронной очереди, график прохода, времени подъезда на машине к таможенно-пограничному пункту) - все в режиме он-лайн и с любого компьютера в любой точке мира при цене в один евро за оказанную услугу. Добавим, что абсолютное большинство услуг, оказываемых госпорталами, является бесплатным либо обойдется вам в минимальную сумму, что лишний раз подчеркивает демократичность всей нововведенной системы. И это не говоря о том, что в данной схеме общения нет живого контакта: отправляя запрос, ты получаешь ответ или соответствующий документ от обезличенного чиновника, а потому даже не знаешь, кого "отблагодарить" за помощь и услугу. Так как система работает в режиме приема круглосуточно и во многом автоматизирована, то скорость ответа официальных властей на ваши электронные письма тоже приятно радует - максимум неделя, а рекордный минимум - 18 минут.

Также приятно отметить, что, в отличие от политиков правящих правых партий, среда э-услуг Эстонии не зациклена на единственном государственном языке страны, а предлагает в большинстве случаев многоязычный интерфейс, включая русский и английский языки. Даже декларацию о доходах можно подавать на русском языке!

Примечательно, что многое было сделано государством намеренно удобно для простых людей. Понимая, что большинство жителей мало знакомы с новыми технологиями да и относятся к ним с подозрением, Эстония в начале 2000-х годов реализовала несколько общегосударственных проектов (типичный - "Посмотри на мир"), в ходе которых сотни тысяч взрослых людей бесплатно прошли курсы компьютерной грамотности. Как результат, уже в 2002 году через Интернет в Эстонии можно было заполнять декларации о доходах и платить налоги (в 2010 году электронные формы заполнения налоговой декларации составили более 80% от общего числа поданных налоговых отчетов).

Как вы понимаете, удобство, демократичность и оперативность сделали электронную среду такой притягательной для жителей страны, так что вот уже десятилетие как они активно ее осваивают и используют. По данным 2010 года, число интернет-пользователей в Эстонии составляет более 80% от общего числа населения (исключение составляют лишь грудные младенцы да дряхлые старики), более 70% домохозяйств имеют выход в Интернет, а 90% всех предоставляемых в стране услуг (как коммерческих, так и официальных) можно получить электронным путем. Многие жители Эстонии признавались в разговоре с автором этих строк, что благодаря этой системе они не имели никакого дела с бумажными носителями уже последние года три. Удобная электронная среда привела к тому, что во многих (если не в большинстве) деловых офисах и учреждениях Эстонии исчезли шкафы с бумажными папками и досье - все данные просто переносятся в интернет-среду и там остаются. Это же касается и личных пользователей электронной среды, о которых чуть ниже.

Наглядно все это можно объяснить, что называется, на пальцах. Итак, вы - постоянный житель Эстонии. Вам присвоен идентификационный ID-номер, по которому вас и узнают все электронные средства страны. У вас есть ID-карта (пластиковая карточка размером с ладонь трехлетнего малыша) с микрочипом, куда занесена информация про вас. Эта ID-карта заменяет в Эстонии все другие документы (хотя можно иметь и все остальные): внутренний паспорт, зарубежный паспорт - в странах Евросоюза, удостоверение личности, документ для голосования на выборах, а с недавних пор - вашу подпись под документами и водительские права. Обычно эту карту эстоноземельцы носят в кошельке рядом с банковскими и прочими карточками. Эта ID-карта вместе со специальным считывающим устройством позволяет вам зайти в интернет-среду Эстонии под своим ID-номером и проводить все необходимые вам официальные операции. Если к этому добавить выдаваемый бесплатно в коммерческих банках PIN-калькулятор, то вы можете с его помощью вести всю необходимую финансовую деятельность в Интернете. Так, например, в SEB-банке создан удивительный продукт - "Финансовый планировщик". Вы можете познакомиться с полным отчетом о ваших денежных потоках, доходах-расходах, планировать их и создавать схему каких-либо выплат. Все демонстрируется при помощи весьма доступных и понятных диаграмм и схем и топ-рейтингов доходов и расходов. Например, один из пользователей системы рассказал нам, посмотрев на график, что в данный конкретный момент обслуживание лизинга и покупка топлива на машину обходятся ему ежемесячно в 21% всех его доходов, а на детей он тратит 26%. Единственный минус - схема не показывает, а сколько уходит доходов на выплату налогов, так как в банковскую среду доходы такого пользователя поступают уже после "налоговой очистки". Минус ID-карты и в том, что, потеряв ее, ты обречен оказаться в весьма непривычной ситуации "простого человека", для которого многие привычные вещи окажутся недоступными (обычный срок изготовления новой карточки - одна-две недели). Помимо ID-карты правом авторизованного доступа к официальным услугам можно воспользоваться при помощи мобильного телефона и его специальной функции Mobil-ID.

Можно заходить в Интернет и без ID-карты и цифрового считывателя, но - внимание - тогда вам не будет доступа на сайты общегосударственных э-услуг как получателя этих услуг (просто зайти, полюбопытствовать - это пожалуйста всегда и без ограничений). Главное правило оказания э-услуг: ваша установленная и зафиксированная идентичность, никого не обслуживают в этой среде анонимно. Это делается, в том числе, и для того, чтобы всегда можно было увидеть, кто в этой э-среде интересовался вами и вашими электронными делами, любой вход оставляет след, который фиксируется, и вы можете при желании его увидеть.

Как уже говорилось, всего существует порядка 100 порталов э-услуг в Эстонии, предоставляемых официальными организациями. Будем перечислять это в произвольном порядке, чтобы не запутаться окончательно - их действительно много.

По признанию многих предпринимателей, "электронное государство" идеально подходит для ведения бизнеса. Уже упоминавшаяся электронная декларация о доходах заполняется прямо на странице Налогового департамента, причем в круглосуточном режиме. Сама программа департамента проверяет правильность не только проводимых расчетов, но и вашей грамотности, выделяя вызвавшее вопросы место красным цветом. Также легко составляется годовой хозяйственный отчет фирмы, заносимый в Бизнес-регистр. Все законы, формуляры и бланки, связанные с вашим бизнесом или профессией, можно свободно и бесплатно распечатать или скопировать с соответствующего сайта - то есть отменены прежние многодневные "одиссеи" по министерским и департаментным коридорам и выпрашивания у чиновников нужной бумаги, их заполнения шариковой ручкой, возвращение чиновнику, исправления... Все делается в он-лайне без прямого контакта. Например, преподаватель макроэкономики в одном из таллинских вузов признался, что прямо на сайте Министерства образования он в течение получаса заполнил требуемый от него формуляр аттестации знаний в формате PDF, а затем получил также по электронной почте ответ, когда состоится аттестационная комиссия и даже ее официальное решение. Поэтому неизбежных шоколадок, конфет и бутылок коньяка в этой схеме общения не присутствует. Впрочем, нет и контакта "глаза в глаза", который психологи считают все же важной частью процесса общения при принятии верного и взвешенного решения.

Уже широко разрекламированная во всем мире автоматизированная система регистрации нового АО, ТОО или физического лица-предпринимателя FIE в этом перечислении не кажется чудом, хотя именно здесь, по утверждению министра экономики Эстонии Юхана Партса, установлен мировой рекорд скорости электронной регистрации - 18 минут. Впрочем, ответ придется ждать максимально пять суток - это Партс в PR-интервью зарубежным СМИ обычно не упоминает. Однако в целом система является прогрессивной - ведь раньше вопрос регистрации вашего бизнеса казался архисложным, этим занимались специальные фирмы, адвокаты, нотариусы... Теперь вся эта цепочка посредников, замкнутая на чиновников, оказалась лишней.

Всю информацию о ваших бизнес-партнерах, связанную с кредитными и финансовыми задолженностями и проблемами, можно узнать на портале krediidiinfo.ee. Причем, бесплатно и без проволочек (заплатить придется только за заказ специального досье на интересующее вас предприятие). Такой же открытой является информационная база Регистра недвижимости Эстонии и еще порядка 30 государственных регистров страны - от Регистра владельцев оружия и Регистра военнообязанных граждан до Крепостного регистра, Государственного Архива и Регистра профессий. Сотрудник спецслужб любой страны мира наверняка схватится за сердце, узнав, насколько общедоступной является база государственных данных Эстонии, и подумает: не дай Бог, в его стране произойдет что-то подобное. Это же какое раздолье для зарубежных шпионов и аналитиков! Это да, что да, то да...

В свою очередь, официальные лица Эстонии утверждают, что гарантируют информационную и кибербезопасность системы, ссылаясь на "электронный след", который оставляет каждый пользователь официальных э-услуг.

Уже пару лет как в Эстонии принят Закон "Об электронной подписи", который позволяет всем жителям страны использовать электронные носители для подтверждения своей идентификации. Любые документы, официальные заявления, финансовые обязательства теперь можно визировать своей "подписью", не выходя из дома и на расстоянии от требующего от вас документов чиновника или банкира. Опасаетесь несанкционированного использования вашей электронной подписи? "Волков бояться - в лес не ходить" - таким бывает обычный ответ от привыкших к э-удобствам жителей Эстонии, который напоминают, что можно и не пользоваться всем этим богатством, а пешком и самолично ходить к официальным лицам и собственной рукой ставить подпись под документами - этого права у вас никто не отнимает. С 2008 года родители могут узнать все об успехах и неудачах своих детей-школьников на общегосударственном школьном портале e-kool.ee. Помимо оценок и примечаний об учениках учителем там записывают домашние задания, расписания (так что привычные дневники уже не нужны, а вырывать из него страницу с двойкой стало бесполезно), общаются с родителями, информируют о запланированных школьных и классных мероприятиях. По мнению родителей, подобная система удобнее прошлой - проверить успеваемость ребенка можно в любой момент в режиме он-лайн, как и пообщаться с другими родителями. Как следствие, учителю нет необходимости звать родителей на родительские собрания, а родителям - приходить туда с коробками конфет и цветами. У каждого вуза Эстонии есть свой собственный интранет, доступ в который тоже осуществляется по ID-карте.

Список данных порталов и оказываемых ими услуг можно продолжать бесконечно, но ограничимся самым-самым, что наглядно облегчает ежедневную жизнь: оперативная возможность прямо в общественном транспорте покупать электронный билет через мобильную связь (такой билет дешевле обычного, а любой контролер билетов узнает правильность вашей покупки по электронному считывателю, куда просто вставляется ваша ID-карта с микрочипом). Возможность также через Интернет или мобильный телефон оплатить парковку или покупку. Зайдя в аптеку, вам не надо показывать бумажный рецепт - при помощи все той же ID-карты аптекарь узнает из электронного Регистра рецептов, какой рецепт выписан конкретно вам и какое лекарство понадобится со всеми льготами, скидками и прочими подробностями.

Есть еще одно любопытное новшество, которое наверняка порадует любителей покупок через Интернет. Чтобы обезопасить свою кредитную карточку от незаконного взлома и изъятия денег, есть возможность создать одноразовую виртуальную кредитную карточку для конкретной сделки. Скажем, если вы хотите купить книги на сто евро, то вы можете оформить на свое имя в своем электронном банке виртуальную кредитную карточку на данную сумму и уже ей расплатиться в системах Webmoney или PayPal, не рискуя основными деньгами и основной банковской карточкой. Ведь с такой виртуальной карточки даже при всем желании не смогут списать больше денег, чем ей дозволено.

Впрочем, расхваливая развитие компьютеризации и интернетизации в Эстонии, мы не должны забывать, что у этой медали есть и обратная сторона, для некоторых - куда более весомая. Не избежало негативных моментов и "электронное государство" Эстония. Правозащитники, любители "теории заговоров" и отдельные эмоционально неустойчивые сограждане вполне резонно отмечают беззащитность человека, вошедшего в электронную среду. Входя в Интернет при помощи ID-карты, фактически ты и только ты сам признаешь право системы знать о тебе все, от чего классический и пугающий со времен СССР "Большой Брат" в этой схеме взаимоотношений "я - государство" стал в Эстонии давно реальностью: "Большой Брат" знает о тебе все - от твоих привычек, болезней и фобий (через социальные сети, электронные покупки и цифровые рецепты) до вполне конкретных финансовых и социальных проблем (задолженности по кредиту, обязательства по выплатам чего бы то ни было кому бы то ни было, твои договора и просьбы о помощи или поддержке, данные о тебе и твоей семье, твои доходы и их траты). Если об этом задуматься, то это пугает. Эстонцы на все эти доводы обычно отмахиваются: выгоды от такой прозрачности куда больше, к тому же, "нам от родного государства нечего скрывать".

По большому счету, титульное большинство Эстонии с момента восстановления независимости страны в начале 90-х еще никогда не жило так напряженно и со все более возрастающим раздражением по поводу своих доходов (реальные зарплаты снижаются с осени 2008 года бесконечно, расходы растут, доходы падают), как в последние пару лет, поэтому благодушие эстонцев и их доверие к институтам власти потихоньку сходят на нет, как растет желание поискать счастья в других странах-государствах. Будут ли они и дальше так же снисходительны к "Большому Брату" или начнут стремиться к большей "инфозакрытости" как большинство европейцев, покажет время. Как тут не вспомнить, что введение системы "электронного государства" в Великобритании в начале 2000-х годов было замедлено и реформировано после массовых общественных протестов, вызванных опасениями британцев оказаться под колпаком политиков и спецслужб.

И хотя в Эстонии приняты законы, по которым предусмотрены реальные сроки за чрезмерное любопытство в среде "электронного государства" к личным данным других людей, признаемся честно - пока никто по этой статье осужден не был. В то время как прецеденты - и довольно неприятные - случались. Довольно регулярно эстонские СМИ публикуют мнения, и даже практические доказательства IT-специалистов да и просто студентов-инфотехнологов, которые указывают на легкую доступность э-систем Эстонии для хакеров и злоумышленников. Обрушить систему могут простейшие вирусные программы, скачанные в Интернете. Самый вопиющий случай произошел в апреле-мае 2007 года, когда под ударами хакеров упали и были вне доступа на несколько дней сайты правительства Эстонии. С тех пор эстонские официальные лица просто обожают на всех международных форумах называть Эстонию "первой кибержертвой в истории" и обвинять в этом Россию и даже конкретно администрацию президента России, но факт остается фактом: сайты правительства при помощи простецкого "трояна" обрушил таллинский старшеклассник, которого и задержали тем горячим летом.

К слову, почему-то именно русские молодые жители Эстонии, в отличие от своих эстонских сверстников, чувствуют себя в интернет-среде, как рыбы в воде, прекрасно адаптируя ее под свои запросы, а не слепо подчиняясь общим правилам. Так, в 2008 году таллинский школьник Павел Плотников с блеском выиграл школьную олимпиаду, как выяснилось позже, предварительно "взломав" школьный портал. Есть и посерьезнее примеры: недавно в Эстонии прошла масштабная операция эстонских спецслужб, американских ФБР и Госпрокуратуры, в результате которой были задержаны шесть человек русского происхождения. Оказалось, при помощи все того же Интернета и удобной э-среды Эстонии они заполонили мировую сеть вирусными программами, которые "приклеивались" к персональным компьютерам и заполняли их рекламным спамом. Ущерб, нанесенный ими, оценивается в десятки миллионов долларов. Ежегодно с помощью Интерпола в Эстонии задерживаются до десятка хакеров и интернет-мошенников, самой излюбленной махинацией которых является кардинг - дистанционный взлом кредитных карточек богатых американцев и европейцев. Понятно, что эстонские официальные кибер-охранники в большинстве подобных случаев "ни сном, ни духом" о безобразиях, творимых у них под боком. Видимо, "беззубость" эстонцев явилась окончательной причиной и того, что в созданный в Таллине Центр киберзащиты НАТО (центр электронной аналитики и разведки) в ноябре 2011 года решили войти США и Польша - страны, в которых IT-специалисты уровнем значительно выше.

Всем давно известно, что Эстония стала первым государством в мире, в котором в 2007 году прошли электронные голосования в парламент. Эстония этим гордится и также любит упоминать это на высоких встречах. Однако почему-то не уточняет, что ни одна из изучивших опыт электронного голосования Эстонии ведущих стран мира не вдохновилась на копирование этой системы, посчитав ее уязвимой и доступной для манипуляций с итогами э-голосования. И если отказ Норвегии эстонцы могут списать на "зависть северных соседей", то мнение американских небожителей отправить в "игнор" не удалось. Авторитетная эксперт по кибербезопасности, доктор Калифорнийского университета Барбара Симонс (та самая, чьи рекомендации легли в основу Госдоктрины США об электронной безопасности), ознакомившись с системой электронного голосования и тем, как этот процесс обеспечивает безопасность как личных данных голосовавших, так и саму чистоту голосования, заявила категорично, что эстонский опыт США не подходит. Очень слабо защищенная от умных хакеров система зависит от множества нюансов и, по сути, ставит национальную безопасность страны под вопрос. Во многом благодаря ее рекомендациям после знакомства с "эстонским опытом" Пентагон США отказался от планов широкого внедрения разработанного военными программистами э-голосования на предстоящих в ноябре 2012 года президентских выборах.

Ситуацию с широко расхваливаемой системой э-голосования в Эстонии усугубляет и тот факт, что политическая оппозиция Эстонии в лице Центристкой партии прямо утверждает, что именно махинации властей и подотчетного им Республиканского избиркома с э-голосованием "украли" у центристов победу - в основном, полученные через Интернет голоса правящей Реформистской партии позволили ей на два депутатских места опередить Центристскую партию и остаться у власти. К тому же всем памятен громкий скандал непосредственно в день мартовских выборов в парламент 2011 года, когда в самый разгар объявления первых результатов голосования "вырубился" официальный сайт Республиканского избиркома и не работал полтора часа, в течение которых можно было сделать все, что хочешь. Характерно, что ни государственные власти, ни сам Избирком так не признали чудовищность всей ситуации, объяснив все "издержками компьютерной программы".

Как видите, история с э-голосованием не выглядит красивой и убедительной. Хотя можно на это ответить традиционно по-эстонски: не нравится - не голосуй по Интернету! Иди сам на избирательный участок и самолично голосуй!

Ну, да Бог с ними, с э-выборами! Проходят они один раз в четыре года и касаются (если смотреть в процентном отношении) менее половины населения страны. Куда неприятнее в истории с "электронным государством" то, что всеобщая компьютеризация/интернетизация Эстонии может в любой момент и ежедневно повернуться к самой продвинутой э-стране мира боком: закругляя и зацикливая все на Интернет, власти страны фактически сами создают возможную проблемную точку всех будущих катастроф. Малейший сбой, малейшая проблема со связью, вирусная "кака", от которой ваш ноутбук "зависнет", и как результат - вся страна абсолютно беспомощна, а вы - никто в электронном мире. Вам не решить ни одну из банальных проблем - от перевода денег по коммунальным платежам или их получения (в Эстонии уже давно зарплату выплачивают электронным путем) до чтения последних новостей. Все, что казалось вам простым и доступным, исчезнет как по мановению злой волшебной палочки.

Кто-то может сказать, что сюжеты голливудских технобоевиков вроде "Крепкий орешек 4" - вымысел, но в свете нынешней электронной жизни Эстонии данный вариант катастрофы приобрел очертания возможной жуткой реальности. Ведь что самое неприятное: создав "электронное государство", власти Эстонии сократили или уничтожили банальных чиновников на местах и бумажную информацию - дублер электронной. В Эстонии нет параллельной структуры на случай ЧП. Вспоминается, что когда грянуло знаменитое пярнуское наводнение в январе 2005 года, то залило ряд подстанций мобильной связи и без оперативной связи остались как спасатели, так и пограничники с военными. А значит, по сути той ситуации пярнусцы сами загнали себя в ловушку. В вопросе стабильности Интернета немаловажно и то, что "рубильник" от эстонского Интернета находится не в самой Эстонии, а в Швеции (региональный балтийский) и в США (мировой). Зависеть от заморского дяди - еще та радость! Не случайно, что когда шведский банк Swedbank (крупнейшее финансовое коммерческое учреждение в Прибалтике) объявил о планах закрытия эстонского клиент-сервера и переводе всего дата-центра Прибалтики в Стокгольм к 2015 году, МВД Эстонии усмотрело в этом прямую угрозу национальной безопасности.

И пускай министр по экономике и коммуникациям Эстонии Юхан Партс уверяет, что "опасаться нечего", вопросы остаются: серия black out, прокатившаяся в конце 2010 года по телекоммуникационным каналам страны и оставившая на долгие часы без связи каждого пятого эстонца ( к счастью, никто не умер во время отсутствия оперативной э-связи медпомощи, пожарных и спасателей, а также полиции), показала, что успокоительные речи чиновников на практике ничего не стоят. К тому же, мы все знаем: любая техника, любая технология и программа устаревает не только морально, но физически, а значит, сбои будут только нарастать. Как и попытки незаконно проникнуть внутрь э-системы и нанести ей максимально допустимый вред.

Латвия

"Традиционно считается, что Эстония опережает Латвию в развитии IT-технологий, а Латвия опережает в этой сфере Литву. Статистика будто бы подтверждает это мнение. Однако с течением времени разница между прибалтийскими странами в данной области уменьшается. Латвия и Литва догоняют Эстонию", - считает депутат Сейма Латвии Борис Цилевич ("Центр согласия").

Данные официальной латвийской статистики на этот счет таковы: с 2009 по 2011 год доля населения страны, обладающая компьютерами выросла 61,4 до 66,4%. За это же время доля регулярных (не менее раза в неделю) пользователей Интернетом выросло с 60,9 до 66,2% от всего населения.

По известным причинам компьютеризация и интернетизация жителей Латвии идет снизу вверх, т.е. чем старше человек, тем меньше вероятность того, что у него имеется компьютер и Интернет при нем. По состоянию на 2011 год, молодежь в возрасте от 16 до 24 лет экипирована практически полностью - компьютерами обеспечено 98% представителей этой возрастной группы и столько же являются пользователями Интернета. В следующей возрастной группе (25-34 года) таковых уже около 91%. Люди среднего возраста (35-44 года и 45-54 года) оснащены компьютером на 80 и 60,2% соответственно, а Интернетом - на 79,8 и 59,8% соответственно. 41,8% людей предпенсионного возраста (55-64 года) обладают компьютером и 40,8% из них пользуются Интернетом. И даже среди пожилых людей (65-74 года) свыше 13% пользуются компьютером и мировой паутиной.

Согласно результатам проведенного в августе-октябре агентством TNS Latvia исследования, в котором приняли участие 1519 жителей Латвии, за последние 6 месяцев Интернетом в Латвии пользовались 67% населения или, около 1,19 миллиона человек в возрасте от 15 до 74 лет. При этом число интернет-пользователей оказалось на 1% больше, чем весной этого года.

Как у всякого явления, у интернетизации всей страны имеется, кроме положительно, также и отрицательная сторона. Согласно опубликованным в октябре данным, полученным с помощью "облачной" системы мониторинга и быстрого реагирования на компьютерные угрозы Kaspersky Security Network, в среднем за день в Латвии происходит более 200 000 срабатываний функции "родительского контроля", которую родители активируют, чтобы обезопасить детей от нежелательного содержания в Интернете. При этом чаще всего срабатывание "родительского контроля" в Латвии происходит по причине попытки совершения платежа при помощи кредитной карты (около 84 тысяч раз в день), а также из-за попыток попасть на страницы со "взрослым" содержанием (почти 78 тысяч срабатываний в день).

Другой серьезной проблемой, которая немедленно вытекает из поголовной компьютерной грамотности подрастающего поколения латвийцев, является зависимость от Интернета. Причем зачастую родители даже не подозревают об этом, поскольку компьютерная зависимость является сравнительно новой проблемой, считает руководитель Инспекции по защите прав детей Лайла Риекста-Риекстиня.

В то же время сектор информационных технологий вкупе с услугами коммуникации прибавляет к ВВП Латвии около полумиллиарда латов: 513,3 млн латов (почти 729 млн евро) в 2009 году и 455,2 млн латов (646,4 млн евро) в 2010 году, что составляет около 4 и 3,5% ВВП соответственно. На начало 2011 года 95,4% латвийских предприятий были оснащены и использовали компьютеры. С начала 2009 года этот показатель вырос на 1,9 процентных пункта. При этом крупные (по латвийским меркам) предприятия с числом занятых свыше 50 человек экипированы в этом отношении еще лучше - на 98,9%. Полностью компьютеризирована, кроме, разумеется, IT-отрасли, сфера гостиничных услуг и общепит. Очень высокий уровень компьютеризации - 99,3% - демонстрирует сфера предоставления различных коммунальных услуг: поставка электроэнергии, газа, тепла, воды, услуги канализации и вывоза мусора. Достаточно хорошо - на 96,1% - оснащены компьютерами административные и обслуживающие службы.

Что касается использования латвийскими предприятиями Интернета, то и здесь достижения Латвии неоспоримы - 92,2% юридических лиц на начало 2011 года были подключены к сети. Тут опять впереди предприятия, предоставляющие информационные и коммуникационные услуги, а также гостиницы (100%). Предприятия оптовой и розничной торговли "обинтернечины" на 97,6 и 89,6% соответственно, общепит - на 81,9%, административные и коммунальные службы - на 91,9%.

Куда еще предстоит расти латвийскому бизнесу и различным учреждениям, так это в деле обзаведения собственными ресурсами в Интернете - домашними страницами. Таковыми располагает всего 53,4% предприятий страны. Правда, на начало 2009 года их было 42,1%. Так что темпы роста в этой сфере достаточно высоки - 11,3 процентных пункта за два года. Можно предположить, что на полную "хоумизацию" Латвия выйдет лет через 8-10. Здесь тоже имеются свои лидеры, которые нам в целом уже знакомы - гостиницы (93,9%), коммуникационные и IT-компании (93,3%), оптовики (69,3%), административные и коммунальные службы (66,5%). Таким образом, латвийцы, во всяком случае, жители латвийской столицы и ее гости могут бронировать места в отелях, резервировать столики и, просмотрев меню, делать заказы в ресторанах, а также подавать сведения об использовании коммунальных услуг и оплачивать счета за них, не выходя из дома.

По утверждению крупнейшей русской газеты в Латвии "Вести Сегодня", Латвия занимает ведущие позиции в Прибалтике в сфере торговли в сети. Крупнейшие интернет-магазины Латвии даже в кризис не жаловались на тотальное отсутствие заказов, а теперь ощущают приток покупателей. Год от года доверие потребителей к виртуальной торговле растет. Через Интернет приобретается все: от крупногабаритной бытовой техники до продуктов питания и предметов искусства. Все же наиболее востребованный товар в интернет-магазинах - это те же самые компьютеры, мобильные телефоны, аудио- и видеотехника. В отличие от других стран, в Латвии пока отстает по масштабам продажа одежды.

Пользователи активно составляют и делятся рейтингами интернет-магазинов. Вот, например, пятерка лучших, размещенная одним из посетителей форума pribalt.info: Xnet.lv, 220.lv, 1a.lv, neostore.lv, m79.lv. Другой рейтинг, составленный на основе объективных показателей, можно обнаружить на портале Reitingi.lv: KurPirkt.lv, AiO.lv, 1shop.lv, tehnoshop.lv, 2U.LV.

Но все довольны отечественным виртуальным шопингом. "Если я что-то покупаю в нете то только на ebay.fr. Там цены в евро без накрутки, посылка доходит гарантированно, защита от мошенничества сильная. А посмотрите, например, какой скудный модельный ряд может предложить сайт Xnet.lv. Я понимаю, страна маленькая, народ нищий, но не в четыре же модели укладываться первому. В Европе принято, что торговля в нете должна быть чуть дешевле. А тут такие цены! В магазине порой дешевле", - считает комментатор по имени Андрис.

Чем еще отличается интернет-торговля в Латвии от европейских аналогов, так это тем, что латвийцы практически не используют кредитных карт при оплате покупок, предпочитая расчеты через интернет-банк или наличными. К помощи кредитных карт прибегают единичные клиенты.

Несмотря на достаточно высокий уровень компьютеризации и интернетизации страны, беспроблемной эту сферу не назовешь. Как заявил недавно в интервью радио Baltkom директор IT-компании Accenture Latvia Максим Егоров, за последние 20 лет Латвия потеряла больше половины IT-специалистов, которые покинули страну: "В Финляндии на 6 миллионов населения приходится 100 тысяч IT-специалистов, в Латвии двухмиллионное население и 5 тысяч IT-специалистов. Только на заводе ВЭФ в 1991 году работало 5 тысяч человек. Это говорит о том, что мы потеряли огромный потенциал. Наше отставание от Финляндии, Швеции и Норвегии на сегодняшний день огромно. Половина IT-специалистов уехала". По его словам, в год латвийские ВУЗы готовят только 700 IT-специалистов, а этого недостаточно.

Отчасти из-за нехватки специалистов госсектор сталкивается с проблемами в создании, обслуживании и защите IT-систем и баз данных. Самой громкой историей, продемонстрировавшей низкий уровень разработки и защиты программного обеспечения, используемого госучреждениями, стала эпопея "хакера Neo". Случайно обнаружив и воспользовавшись "дырой", оставленной разработчиками, в системе электронных данных Службы госдоходов (СГД), научный сотрудник Лаборатории искусственного интеллекта Института математики и информатики Латвийского университета Илмар Пойканс скачал из нее около 7,4 млн документов и с февраля по апрель 2010 года от имени мифической организации "Народная армия 4-й Атмоды [Пробуждения]" или 4ATA выкладывал в Интернете сведения о зарплатах государственных и муниципальных служащих. Деятельность Neo получила широкий общественный резонанс и освещалась в том числе и крупнейшими мировыми СМИ.

В результате другой, уже по-настоящему хакерской атаки "пострадал" председатель объединения "Центр согласия", мэр Риги и кандидат в премьер-министры от "согласистов" Нил Ушаков. Взломав его почтовый ящик, хакеры получили в свое распоряжение тысячи писем, утверждает портал Pietiek.com. Уже опубликованные порталом Kompromat.lv фрагменты переписки свидетельствуют о том, что руководство ЦС использует День Победы 9 Мая в политических целях, а отдельные парламентарии-"согласисты" - и в целях наживы. Правда, Ушаков отрицает подлинность публикуемых фрагментов, но при этом он обратился в правоохранительные органы по факту взлома электронной почты и хищения переписки.

Не исключено, что недоверие к электронным средствам доставки и хранения информации тормозит массовое внедрение так называемой е-подписи. Проволочки с реализацией этого проекта привели к тому, что в Латвии действуют и в некотором роде конкурируют две независимые друг от друга е-подписи: государственная и введенная в оборот Службой госдоходов.

История введения в Латвии э-подписи началась весной 2005 года, когда правительство распорядилось выбрать безопасный носитель для э-подписи, разработать концепцию услуги и график ее внедрения. Обошлась эта история госбюджету в 7 млн латов (10 млн евро). Осенью 2006 года первую в Латвии э-подпись поставил премьер-министр Айгарс Калвитис, завизировав протокол заседания Кабинета министров. Из рук тогдашнего гендиректора Латвийской почты Гинтса Шкодовса Калвитис получил первую смарт-карту для э-подписи.

Но дело не заладилось. Весной 2008 года проект был передан ГАО Латвийский Государственный радио и телецентр (ЛРТЦ), а его перенятие состоялось через год - весной 2009 года. Система оказалась громоздкой и неудобной для пользователей. Только 1 февраля 2011 года открылся портал электронной подписи www.eparaksts.lv с упрощенной и подешевевшей версией этой услуги. По версии 2.0 для считывания е-подписи не нужны никакие дополнительные устройства и программы. Поставить одну подпись стоит всего 29 сантимов (оптовая цена ниже: 2,9 латов (4,1 евро) - за 20 штук, 6,99 латов (9,93 евро) - за неограниченное число подписей до конца года). До адресата она дойдет за 2 часа. Идет работа по усовершенствованию технологии, чтобы сократить это время до 10 минут. Версия 2.0 увеличила скорость доставки в 160 раз, а цену уменьшила в 60 раз. ЛРТЦ инвестировал в разработку своего проекта всего 190 тыс. латов. ЛРТЦ планирует провести раскрутку созданного им сайта, запустить рекламную кампанию, активно информировать жителей и уже в этом году привлечь 100 тысяч пользователей новой услуги с тем, чтобы выйти на окупаемость через 3- 4 года.

А тем временем Служба госдоходов ввела свою е-подпись, бесплатную, но обязательную для любого юридического лица, подающего в СГД годовые и квартальные отчеты. "Плачевно, что в Латвии не нашлось политической воли, которая могла бы воспрепятствовать появлению двух конкурирующих е-подписей: безопасной, соответствующей всем требованиям государственной е-подписи и электронной подписи СГД. Получив подпись СГД, предприниматели не нуждаются уже в государственной е-подписи", - посетовала в связи с этим бывший министр по делам е-управления, а ныне частный предприниматель и консультант в сфере IT-технологий Ина Гуделе.

На 1 декабря 2010 года в Латвии было выдано 29 083 смарт-карты для э-подписи, в основном - госслужащим. Активных пользователей государственной е-подписи раза в 3 меньше.

По словам Гуделе, политических проблем у Латвии сейчас хватает, чтобы браться за решение именно этой. Поэтому теперь вся надежда только на развитие обслуживания частных лиц, которое может получить импульс благодаря введению нулевой декларации. А эта эпопея также близится к своему завершению. Во всяком случае, 1 декабря Сейм Латвии в срочном порядке одобрил, наконец, окончательную редакцию Закона о декларировании имущественного положения физических лиц, или так называемых нулевых декларациях. Подавать декларации придется с 1 марта по 1 июня 2012 года. Но это уже совсем другая история.

Литва

Тема современных технологий связи - именно та, которую не только можно, но и нужно начинать со статистики. По данным комитета по распространению информационных систем при министерстве транспорта Литвы (здесь не надо удивляться, ибо именно Минтранс занимается всеми видами коммуникаций - от космоса до почтовых переводов), в 2009 году 57% жителей Литвы умело пользоваться компьютером, а 55% пользовалось Интернетом.

В 2011 году Интернетом регулярно пользовался 61% всех жителей в возрасте от 16 до 74 лет. При этом 89% жителей компьютером пользуется дома, то есть, имеют минимум 1 компьютер на семью. На деле же этот показатель гораздо выше, поскольку 2-3 компьютера давно стали нормой в семьях со средними доходами, имеющими детей до 18 лет, и молодых семьях, где оба супруга работают или же один из них временно не работает.

Наверное, это тоже чисто статистический показатель, поскольку наверняка в Литве наберется не одна сотня молодых семей, где оба супруга - безработные, тем не менее, у каждого свой переносной компьютер не самой старой модели.

Но возвратимся к статистике. В среднем по Европейскому союзу 79% жителей умеют пользоваться компьютером, а 75% - постоянно пользуются Интернетом. Литва надеется выйти на такие показатели к 2015 году. Наверное, это будет сделать нетрудно, поскольку уже сегодня все подростки 15-19 лет пользуются компьютером и Интернетом. В этой возрастной группе Литва шагает в ногу с остальными странами-членами ЕС.

На сто жителей Литвы приходится в среднем 19,6 линий связи фиксированного широкополосного Интернета. Если брать абсолютные цифры, это лишь на шесть пунктов меньше, чем в среднем в Европейском союзе, где на 100 жителей приходится 25,6 линий связи фиксированного Интернета. Однако в рейтинге государств Литва по этому показателю занимает лишь 20-ое место из 27 стран. Правда, в Литве большинство линий обладает большей скоростью: почти 40% линий дают скорость больше, чем 10 мегабитов в секунду (Мб/с).

Но Еврокомиссия, проводившая исследования, заметила, что в наиболее развитых рынках темп роста этот показателя снижается.

По данным Еврокомиссии, плата за интернет-услуги в Литве - 31 лит в месяц. Это примерно 9 евро и гораздо меньше, чем во многих других странах. Больше всех платят ирландцы - в среднем им приходилось выложить, в пересчете на литовскую валюту, 61 лит в месяц.

Так что легенды о всеобщей компьютеризации страны или ее "интернетизации" верны лишь от части. В этом смысле показательны данные о бесплатном беспроводном Интернете. Его тоже можно найти далеко не везде. Например, на территории вильнюсского аэропорта он есть, а на территории столичного центрально вокзала - нет. Он функционирует только на пяти центральных улицах Вильнюса - Пилес, Вокечю, на проспекте Гедиминаса и прилегающих к нему площадях - Кафедральной и Винцаса Кидирки.

К примеру, в Норвегии бесплатным интернетом "Wi-Fi" можно пользоваться даже в общественном транспорте и поездах.

Правда, бесплатным Интернетом "Wi-Fi" можно пользоваться во всех крупных торговых центрах Вильнюса - Akropolis, Europa, Panorama, Ozas. А так же во всех приличных ресторанах и гостиницах, список которых постоянно пополняется.

Кстати, всякого рода мошенники быстрее добропорядочных граждан научились использовать эти возможности. Последний пример - ситуация вокруг национализированного 16 ноября банка Snoras. Пока обыватель был в шоке и думал, как спасти свои сбережения, мошенники с помощью Интернета связывались с потенциальными жертвами, представлялись сотрудниками банка, вешали "лапшу", а растерянные люди сообщали им номера счетов и суммы, которыми можно диспонировать.

Раз заговорили о преступности в сети, то нельзя не вспомнить о литовских педофилах. Именно в социальных сетях они находили и находят доверчивых "простушек" 12-14 лет, которые после контактов с добрыми "дядечками" в лучшем случае получают психологическую травму. Типичный пример этому - подполковник из военной академии, искавших юных партнерш для утех прямо с рабочего компьютера.

Литва незаметно прогрессирует в области создания новых компьютерных программ. 21 ноября стало известно, что группа разработчиков со своей системой управления

ImpressPages CMS на международном конкурсе IT-продуктов Open Source Awards 2011 стала первой в номинации "Продукт открытого кода".

При этом никому не известная литовская "команда" тягалась с такими "монстрами", как jQuery, Joomla и PrestaShop.

При этом литовская система уже названа конкурентом Wordpress и переведена на 18 языков.

Вообще, по оценкам специалистов из компании Domenai.lt, ближайшие годы у литовских специалистов перспективные. Современные технологии меняют жизнь во всех ее проявлениях, раздвигают границы рынков. Отмечено, что ежегодно в два раза возрастает количество информации, хранящейся в гостиных и в почтовых ящиках. В каждой гостиной - от 1000 Mb до 2000 Mb. При этом компании, работающие в этом сегменте рынка, предлагают своим клиентам все новые и новые возможности.

Новые возможности предоставляет своим клиентам и компания LITNET, работающая в сфере компьютеризации системы образования. Правда, здесь не обходится без казусов. Несколько лет назад правительство Литвы вынуждено было наложить гриф "секретно" на перечень вопросов школьных выпускных экзаменов, поскольку не только сами вопросы, но и полные ответы на них начинали гулять по Интернету за неделю до испытаний. Таким был ответ кабинета министров юным "хакерам", попытавшимся облегчить тяжкую судьбу выпускников школ.

Если же говорить о защите от кибератак серьезно, то первое место по вниманию к этой проблеме занимает Министерство обороны во главе с Расой Юкнявичене. Она постоянно напоминает о кибератаках на соседнюю Эстонию и требует все новых ассигнований на защиту литовских военных секретов. Поскольку "Литва - член НАТО, и многие документы касаются не только ее, но и всего Альянса".

Вообще же, отношение в обществе в возможным диверсиям в электронной сфере спокойное. Большинство жителей Литвы смотрят на них, как на некие забавы из Голливуда, живя по принципу "лишь бы не было войны".

Ну а если резюмировать, то, конечно, Литва в настоящий момент быстро догоняет Эстонию. Да, тут еще нет такого массового использования электронной подписи, но множество юридических лиц уже обзавелось этим атрибутом, подписывая бумаги "мобильником". Традиционные зачетки у студентов тоже давно стали историей - все в Интернете. Оборот магазинов в сети тоже с каждым годом растет. Теперь покупают не только бытовую технику, но и простые продукты. Тезис "надо руками пощупать" отмирает, а молодежь предпочитает экономить время, делая покупки за ноутбуком.

Рост интернет-технологий, пожалуй, показателен на примере когда-то маленькой чуть ли не провинциальной компании GetJar, которая разрабатывает программы для мобильных телефонов. Теперь это уже не просто компания из Литвы, а абсолютный мировой лидер в своей отрасли, офис который переехал в силиконовую долину. Создатель компании Илья Лаурс - в пятерке богатейших людей Литвы, в этом году был признан еще "Руководителем года в Европе". Издание Wall Street Journal Europe и вовсе поставило его в список 25 самых ярких лидеров Европы в области высоких технологий.

Ну а чтобы было совсем понятно, то стоит привести самые новейшие рейтинги. По данным ресурсам Net Index, которое цитирует издание Business Insider самый скоростной Интернет в Европе в Вильнюсе. На втором месте - тоже литовский город! Каунас! И только потом идут всякие Софии, Риги да Таллины. Вильнюс в принципе назван городом с самой быстрой скоростью в мире.

Читайте развитие сюжета: В Эстонии похищены пароли и личные данные политиков и сотрудников спецслужб

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail