На встрече с журналистами 29 ноября полпред президента РФ в СКФО Александр Хлопонин "добавил" Карачаево-Черкесию в ряд субъектов округа с непростой ситуацией в плане активности экстремистов, заявив: "Оперативная обстановка в округе стабильно-напряженная. Беспокоит Дагестан, там обстановка продолжает оставаться напряженной. Карачаево-Черкесия начинает волноваться. Там проявления бандформирований. Но, тем не менее, все находится под контролем правоохранительных органов. Я думаю, что они научились работать и эффективно справляться со своей задачей".

Фраза Хлопонина о том, что Карачаево-Черкесия "начинает волноваться", несомненно, связана с недавними эксцессами, произошедшими в этом субъекте - нападением на полицейских в Малокарачаевском районе в конце октября, ликвидацией одного из подозреваемых в этом нападении в и задержанием другого в ноябре. Также, вероятно, вывод полпреда мог быть основан на обнаружении схрона с оружием 25 ноября в одном из населенных пунктов республики.

Карачаево-Черкесия упомянута наряду с Дагестаном, т.е. фактически ставится знак равенства между ситуацией в обеих республиках. Однако не сгущает ли полпред краски?

За словами "оперативная обстановка в округе стабильно-напряженная" стоит не более чем привычная цитата из обзоров силовых ведомств и спецслужб, которые обычно содержат характеристики именно текущей ситуации. Но когда эти слова произносит чиновник столь высокого ранга, это понимается уже не как "срез" текущей ситуации, а как тенеденция. Однако объективные тенденции в Карачаево-Черкесии указывают на то, что лучше бы не торопиться публично волноваться.

Во-первых, недавнее нападение на полицейских и последовавшая вскоре после этого спецоперация силовиков еще не означает начала дестабилизации. Такое в республике хоть и редко но, к сожалению, случалось и раньше. И никакого продолжения не имело! К интенсивному силовому противостоянию, наблюдаемому в других субъектах СКФО, это не приводило. Да и недавние случаи с нападением на полицейских по ряду косвенных сведений указывают на то, что в основе его могла быть и банальная уголовщина.

Во-вторых, для становления разветвленной, достаточно мощной сети экстремистского и политически мотивированного подполья, способного надолго осложнить "оперативную обстановку", объективных факторов в Карачаево-Черкесии также не хватает. Хотя бы, потому что численность всего населения региона менее полумиллиона человек, т.е. почти в два раза меньше той же Махачкалы, столицы Дагестана. И в такой среде, где практически все друг друга знают, где появление чужака либо отклонение кого-то от определенных норм невозможно не заметить, силовикам не представляет никакой сложности наладить агентурную работу, ведь они в основном состоят из местных. По крайней мере, сложности быть не должно, если правоохранительные органы выполняют свои прямые обязанности в должной мере.

В-третьих, силовики в Карачаево-Черкесии, возможно, не ангелы, но они не практикуют массовых репрессий против отдельных групп граждан и в большинстве случаев более-менее удерживаются в рамках закона.

Можно назвать и много других причин, в силу которых подобные заявления кажутся необоснованными. Кроме того, можно вспомнить, что именно Хлопонин активно продвигает идею создания туристического кластера на Северном Кавказе. И именно Карачаево-Черкесия дальше других северокавказских республик продвинулась в реализации этого проекта. Пока в других регионах СКФО только готовятся строительные площадки, власти Карачаево-Черкесии заявляют о том, что уже в 2012 году строящийся горнолыжный курорт "Архыз" сможет начать принимать первых туристов.

Борис Урусов - корреспондент ИА REGNUM в Карачаево-Черкесии.